Дети Великой Отечественной войны
методическая разработка

Конакова Екатерина Сергеевна

Дети Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Дети Великой Отечественной войны

 

Цели и задачи:

  1.  Формирование у обучающихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека. Воспитание великого уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы.
  2. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
  3. Развивать интерес к истории.
  4. Развивать творческие способности личности  обучающихся.

       

 Необходимо, чтобы дети  знали о войне. Точно сказано: «Забыл прошлое, потерял будущее».

 

Вступительное слово учителя 

 Война… Страшное слово.  У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает.

Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Особенно этот год- Год памяти и славы. Мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

Сегодня мы поговорим о детях Великой Отечественной Войны.

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. 

Музыка-фоном

Ученица:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, поскорей возвращайтесь назад.

 

Ученик:

Ах, война, что ты, подлая, сделала

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

На оккупированных территориях наравне со взрослыми они терпели лишения.

Многие дети были маленькими, но в памяти их остался неизгладимый след ужасного времени. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве инженеров, военных, врачей, рабочих.

 

Воспоминания  НИНЫ   РАЧИЦКОЙ – 7 ЛЕТ  Ангелина Чапаева

Помнится отрывками, иногда – очень ярко. Как они приехали на мотоциклах…. У каждого было ведро, и они тарахтели этими ведрами. А мы спрятались…У меня еще было два маленьких братика – четырёх и двух лет. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там.
Помню, как я очень удивилась, что молодой фашистский офицер, который стал жить у нас, был в очках. А я себе представляла, что в очках ходят только учителя. Он жил с денщиком в одной половине дома, а мы в другой. Братик, самый маленький, у нас простыл и сильно кашлял. У него была большая температура, он весь горел, плакал ночами. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» - и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится. Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он слышит запах и  пополз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть.  Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь. Всю войну я спасала его от смерти, спала с ним под подушкой.

«ТЕТЕНЬКА, ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ НА РУКИ…» МАРИНА    КИРЬЯНОВА – 4 ГОДА

…Вот если спросить: что такое детство? Каждый бы сказал что-то свое. А для меня детство – это мама с папой и конфеты. Все детство я хотела маму с папой и конфет. За войну ни одной конфеты не то, что попробовала на вкус – какая она, даже не видела. Первую конфету я съела через несколько лет после войны, когда мне было лет двенадцать. А маму с папой я не нашла. Даже фамилии своей настоящей не знаю. Подобрали меня в Москве, на Северном вокзале. -Как зовут? – спросили в детдоме.- Мариночка.- А фамилия? Фамилии не знаю. Записали: Марина Северная. Как хотелось, чтобы кто-то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех – горе. Иду по улице.… Впереди мать детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставит – другого берет. Сели они на скамеечку; она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла.… Смотрела, смотрела.… Подхожу к ним: «Тетенька, возьмите меня на колени»

Мальчишки. Девчонки.

 На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет.

И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

 Маленькие герои большой войны.

Терпели лишения и страдания в оккупированных фашистами территориях и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети?

Воспоминанья хлынули лавиной…
Они способны раздавить меня,
Война, блокада, страхи и болезни,
Берггольц, бомбежки, лютая зима…

ИШАЕВ ВЛАДИСЛАВ

125 святых, бесценных граммов
Святого хлеба…, очередь за ним…
Вода из грязного растопленного снега
И похожденья долгие за ним.
Воспоминанья хлынули лавиной,
Они способны раздавить меня…
И вспоминать не хочется блокаду –
Все снова пропускать через себя…

УЛЬЯНА ЧАПАЕВА

 « Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой.  Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20-30 см.  В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда гревшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть.   Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

(Л. Т. Шепелева, профессор,доктор исторических наук)

Но самыми обездоленными детьми войны стали малолетние узники фашистских концлагерей и гетто, у которых отняли Родину и свободу.

Жертвами фашистского террора в Европе стали миллионы ни в чем неповинных детей. Десятки тысяч мальчиков и девочек были согнаны в концлагеря, в которых они в полную меру разделяли участь взрослых узников. Их морили голодом и холодом, лишали медицинской помощи, от них требовали забыть свою национальность и родину. Над детьми проводились преступные псевдонаучные эксперименты. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

(Воспоминания бывшей узницы концлагеря Рабочая из Таллинна)

 ВИКА ЕЛИСЕЕВА

« В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом…»

                                                                           (Рабочая из Таллинна)

Сыны полка (работа с залом по слайду)

  В годы Великой Отечественной войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронтовым пайком. Некоторым удавалось оставаться в полках и подразделениях.

 Дмитрий Остриков родился 8 ноября 1932 года в деревне Мармыжи Курской области. В 1940 году остался без родителей. Восьмилетний мальчишка жил у тётки, пас гусей, коров. В 1941 году началась война, и его жизнь изменилась. Наши войска отступали. В ноябре 1941 года сдали Курск, Щигры. В деревне Перцовка, где жил Митя, кто-то повесил плакаты, на которых было написано, что немцы у детей забирают кровь для своих раненых, а потом умерщвляют. Хотя Митя в школу не ходил, но читать умел, а потому устремился за последней отступающей воинской частью. Через три дня начальник особого отдела 121-й стрелковой дивизии майор Хацанович взял его на воспитание, пожалел сироту – стал Митя сыном полка. Сшили ему новое обмундирование.

В 121-й дивизии он выполнял в основном обязанности разведчика, ходил в тыл врага, переодевшись в гражданскую одежду. Юный разведчик приносил в полк ценные сведения о противнике.

Сейчас Дмитрий Федотович Остриков проживает в станице Динской Краснодарского края, активно занимается патриотической работой.

 

Яна Кузьмина под музыку читает «Реквием»

 

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

 Дети сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше многих из вас.

Звания Героя Советского Союза были удостоены шесть пионеров: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков 

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

 

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

Шура Чекалин

Александр Павлович Чекалин родился 25 марта 1925 года в с. Песковатском Лихвинского уезда Калужской губернии (ныне — Суворовский район Тульской области) в семье охотника.

В мае 1941 году окончил восемь классов средней школы в г. Лихвине (ныне — Чекалин). С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд, затем вместе с отцом перешел в партизанский отряд "Передовой", став разведчиком. Собирал сведения о дислокации, численности, вооружении и маршрутах передвижения немецких частей, а также минировал дороги, подрывал эшелоны, выполнял обязанности радиста. В начале ноября 1941 года Александр Чекалин серьезно заболел и вернулся в родное село, где был захвачен в плен немцами после доноса сельского старосты. 6 ноября 1941 году 16-летний партизан был повешен на городской площади Лихвина. После освобождения города перезахоронен с воинскими почестями. 3 апреля 1942 года сдавшие партизана немцам Никифор Авдюхин и Алексей Осипов были расстреляны по приговору советского суда.

4 февраля 1942 года отдельным указом Президиума ВС СССР Александру Чекалину "за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе против немецких захватчиков" было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1944 года г. Лихвин носит имя Чекалин. В 1972 году о подвиге партизана был снят советский кинофильм "Пятнадцатая весна" (реж. Инна Туманян).

Боря Цариков

Борис Андреевич Цариков родился 31 октября 1925 года (по другим данным — 1926 года) в гор. Гомеле Гомельской губернии РСФСР (ныне — на территории Белоруссии) в семье служащего. Имел среднее образование.

В 1941 году в возрасте 16 лет вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, служил разведчиком 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. 15 октября 1943 году с группой минеров 17-летний Цариков переправился через реку Днепр в районе пос. Лоева Гомельской области и водрузил на правом берегу красное знамя. В течение пяти суток участвовал в боях по расширению плацдарма. Несколько раз возвращался на левый берег с боевыми донесениями в штаб.

Указом Президиума ВС СССР от 30 октября 1943 года в составе группы из 183 военнослужащих 65-й армии красноармеец Борис Цариков был удостоен звания Героя Советского Союза "за форсирование реки Днепр, захват и удержание плацдарма на западном берегу реки".

13 ноября 1943 года Борис Цариков (на тот момент — ефрейтор, комсорг батальона) погиб в бою. Похоронен в братской могиле в Лоеве.

  1. КЛАСС

Марат Казей

Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией,   мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна , и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады.  Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске… Вместе с опытными партизанами Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик, 14 лет

Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.

Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.

С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула . А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии. Ему было 12 лет . Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен. 16 февраля 1944 года, через пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Леня Голиков, 16 лет

Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.

Родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась войнаему было 15 лет. Он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам , приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых 24 января 1944 года в неравном бою с фашистами. Ему были всего 16 лет.

Зина Портнова, 17 лет

Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии. Там ее и застала война.

В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Однажды возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили… Фашисты жестоко надругались над ней: выкололи глаза, отрезали уши  и выкрутили руки. 10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.

Звание Героя Советского Союза Портновой Зинаиде было присвоено в 1958 году.

Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

Пускай сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.

 

Всегда герои с нами

Стоят в строю одном,

Мы имена их знаем,

В лицо их узнаем.

 С 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно  участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

 

 Разрушительная сила войны унесла жизни людей, не щадя никого.

13 миллионов детей погибло во время Второй мировой войны.

Необходимо, чтобы каждый  человек знал историю своей Родины, помнил тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее.

Мы не имеем право, забывать этот кошмар. Мы должны помнить, что самое дорогое на свете жизнь человека и его свобода.  Война всегда оставляет в истории черное пятно разрушений и страданий.

Мальчики и 6 класс девочки

 

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем
Вновь придет война.

 

Нам нужен мир – тебе и мне

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

 

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

 

(Звучит песня «Не отнимайте солнце у детей» ( 5 класс девочки).

Рефлексия:

- Как вы считаете, ребята, у вас счастливое детство?

- А как жилось детям во время войны?

- Вы же не хотите, чтобы такое повторилось?

- Что же нужно, чтобы сохранить мир?

- Вы будущее нашей страны и от вас в частности зависит, сохранится мир или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Дети Великой Отечественной войны»

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы во...

Воспоминания о детях Великой Отечественной войны

В материале представлены мои воспоминания из рассказов моих родителей Фехретдиновых Измаила Алимовича  (1927  года рождения) и  Гульжихан Абубякеровны (1931 года рождения), которых уже ...

Дети Великой Отечественной Войны

Воспоминания Приходько Анастасии Михайловны...

Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»

Классный час  по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный  гражданин Кстовского райо...

Дети Великой Отечественной Войны

Дети Великой Отечественной Войны...

Дети Великой Отечественной войны. Проектная деятельность по истории.

Проект (коллективный) по истории, посвящен детям Великой Отечественной войны. 7 класс. Материал можно использовать для внеклассных мероприятий....

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...