Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Опыт реализации модели воспитательной деятельности в рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"
статья

Наталья Сакановна Бандурина

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

                                                                                  Лев Николаевич Толстой

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности развития и воспитания, полученного человеком в семье и школе.   Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie_i.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Каракульская средняя общеобразовательная школа»

Духовно-нравственное развитие и

воспитание школьников

(из опыта реализации модели воспитательной деятельности)

Номинация: «Духовное и нравственное воспитание»

Бандурина Наталья Сакановна

МОУ «Каракульская СОШ»

учитель истории и обществознания

с. Каракульское, 2017год

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

                                                                                  Лев Николаевич Толстой 

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности развития и воспитания, полученного человеком в семье и школе.   Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Очень давно, когда я ещё училась  в педагогическом училище, на спецкурсе по психологии преподаватель рассказала нам притчу о бабочке, которую так и назвала:  «Урок  бабочки».

 Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек, долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо приложить бабочке, тогда жидкость из тела перейдёт в крылья и  бабочка сможет летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

На тот момент мораль этой притчи я поняла односложно: всё, что нас не сломает, сделает нас сильнее. Спустя многие годы работы, я понимаю другую мораль этой притчи: не навредить! Очень важно было дать бабочке освободиться из кокона естественным путем, ценой собственных усилий, набраться сил, расправить крылья и … полететь!

Так же и в воспитании детей. Если делать за ребенка его работу, то можно лишить его духовного развития. И, чтобы он не был похож на ту бабочку … с дряхлым телом и без крыльев, ребенок должен научиться сам прикладывать усилия, так необходимые в борьбе с жизненными трудностями.

Содержание этой притчи, такое простое и такое понятное, очень помогло мне в воспитательной работе классного руководителя. Для себя, в своей педагогической работе, как самое главное,  я выделила следующее:

- Ребенок - уникален.  Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

- Создавай ситуацию успеха. Улыбайся, улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.

- Ребенок – это человек растущий. А я - человек выросший.  Два человека способны понять друг друга.

- Не вынуждай ребёнка чувствовать неравенство. Общайся с ним глаза в глаза.

- Протяни руку помощи. Не бывает плохих детей, бывают, дети, нуждающиеся в помощи.

Эти принципы позволили мне выработать свою систему воспитательной деятельности, в основе которой лежит духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, а это целенаправленный подход, формирующий иерархию жизненных, общественных, личностных ценностей, позволяющий индивиду ощутить себя частью чего-то большого, определяющий путь познания себя и мира, способствующий саморазвитию. 

Важность данной проблемы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у части российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. В сознании людей постепенно укореняется  приоритет материальных интересов над духовно-нравственными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.

Ещё в 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
         В связи с этим духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

 Мы живем в мире противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма и т.д. Но в этот мир пришли дети. Им сложнее сделать выбор. Поэтому мне как педагогу необходимо содействовать производимому ребенком выбору жизненных ценностей, так чтобы процесс выбора оказался вхождением в человеческую культуру.

Сложно описать, то, чем занимаешься ежедневно, вкладывая все свои знания, умения, опыт, чтобы затронуть тонкие струны души ребёнка, который верит тебе и ждет от тебя что-то новое, доброе, интересное. Все педагоги школы вносят огромную лепту в воспитание детей, но основной труд всё – таки ложиться на классного руководителя.

В 2009 я стала классным руководителем 5 класса. В классе было 30 человек 17 девочек и 13 мальчиков. Большая часть ребят была из полных семей, все они, не считая ребят из д. Александровка, обучались вместе с 1 класса. Большая часть ребят оказалась мотивированной на учебный процесс. Учебные успехи одних подстегивали и активизировали других ребят, которые осознанно и заинтересованно учились, для которых успехи в учебе являлись приоритетными. В классе сплотилась группа ребят из 12 человек, которые вместе с детского сада росли и развивались и были очень дружны, они и стали активными начинателями всех наших дел. Была в нашем классе девочка, воспитывающаяся в семье бабушки-опекуна. Очень часто, с ней были связаны различные конфликтные ситуации, в основном в среднем звене школы, с её взрослением менялось и её поведение и отношения ребят к ней. Один мальчик, воспитывался в приёмной семье.

Мне всегда везло с родителями, так произошло и в этом случае. Большинство родителей были примерно моего возраста и немного старше – 33-42 года, пара возрастных родителей и две бабушки, воспитывающие своих внучек. Несколько ребят были детьми моих одноклассников. Все они были готовы к «родительству», так как дети появились в этих семьях в достаточно осознанном возрасте, поэтому наши родители явились активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Мне хотелось окружить каждого ребенка необычными условиями, чтобы формировалась самостоятельная, ответственная личность, чтобы каждый из ребят умел ценить себя и уважать других, был интересным, интеллигентным, грамотным, добрым и порядочным человеком, овладел общечеловеческими ценностями и стал целостной саморазвивающейся личностью. Так появилась Программа деятельности классного руководителя «Новое поколение» (рассчитанная на 5 лет).

Каждый ученик класса – личность со своим неповторимым внутренним миром, позицией, взглядами, и я должна помочь им состояться в этом мире. Поэтому целью моей воспитательной программы стало воспитание высоконравственной, развитой личности с позитивным отношением к жизни и окружающим людям, ответственным отношением к собственным поступкам и активной гражданской позицией.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

  1. Формировать нравственные идеалы и ценности, принятые в обществе.
  2. Формировать гражданско-патриотические качества  личности.
  3. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
  4.  Формировать культуру здоровья.
  5. Воспитывать желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
  6. Способствовать самоопределению учащихся, осознанию себя частью общества.
  7. Воспитывать детей как членов общества (воспитывать в них умение жить в обществе, считаясь с его мнением).

Исходя из данной цели, определились основные направления воспитательной работы:

«Я - человек и личность»;  «Я – гражданин России»; «Здоровый образ жизни»; «Я отвечаю за окружающий мир»; «Мир прекрасного»; «Трудовое воспитание».

Предполагаемый результат моей деятельности на этом этапе, я хотела бы выразить в характеристике выпускника основной школы, в так называемом современном воспитательном идеале. Это ученик с духовно-нравственной жизненной позицией, понимающий и принимающий судьбу Отечества, чтящий традиции и обычаи своих предков, творческий, коммуникабельный, умеющий взаимодействовать, как в группе, так и самостоятельно, осознающий ответственность за  свои поступки, ведущий здоровый образ жизни и ответственно относящийся к здоровью окружающих.

Моя работа с классным коллективом началась со знакомства с детьми и родителями, в чем мне помогло использование диагностических тестов  и методик. По результатам было видно, что главная цель для меня - это создание сплоченного и дружного коллектива, здорового психологического климата, творческой среды, всего, что поможет развитию и воспитанию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

 В процессе реализации программы, я использовала различные формы воспитательной работы: классные часы, беседы, диспуты, игры, конкурсные мероприятия, концерты и сценические постановки, и многие другие досуговые программы соответствующие возрастным особенностям и воспитательным задачам. Очень часто в эту работу я стала вовлекать других учащихся школы, имеющих высокий творческий потенциал, что помогало мне, как классному руководителю, в достижении своей воспитательной цели - умению жить в обществе, взаимодействовать в группе, уметь считаться с мнением других и развитию коммуникабельности. Как правило, все дети класса вносили посильную лепту в проводимые мероприятия и это принесло  положительный результат – создание дружного, творческого коллектива. Участие в мероприятиях различного уровня реализовывали направления воспитательной работы:

Направление «Я - человек и личность»

  • Классные часы по теме нравственного воспитания: «Мы составляем наш автопортрет», «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности», «Десять Заповедей – основа нравственности человечества», «Соборы и храмы Челябинской области».
  • Уроки нравственности: «Что такое культурный человек?», «Что такое интеллигентность?», «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание», «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей.
  • Диспут: «Внешний облик – внутренний мир»
  • Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?»
  • Беседа: «Поощрение и наказание в семье».
  • Дискуссия «Карманные деньги», «Есть ли у юных идеалы?!», «Как стать счастливым?».

Направление: «Я – гражданин России»

  • Классные часы по теме гражданско-патриотического воспитания: « Давайте, люди, никогда об этом не забудем!», «Всему начало - отчий дом», «О, Первый Петр! Во всём ты первый, хоть кратко факел твой светил…», «Семейная летопись», «Поле русской славы. Куликово поле», «Идут по войне девчата»,  «Я ребенок – я гражданин»,  «Великая Отечественная война»,  «Конституция – закон жизни», «Мы – русские, мы – россияне», «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах).
  • Внеклассные общешкольные мероприятия: «А ну – ка, мальчики!», «Афганистан болит в моей душе».
  • Литературно музыкальные композиции: «На войне детей не бывает», « А у войны не женское лицо», «О любви и войне».
  • Урок мужества: «Через века, через года помните…»
  • Игра « Колесо истории»: «Именем святой Екатерины».

Направление: «Здоровый образ жизни»

  • Классные часы по теме физического воспитания и здорового образа жизни: «Человек и наркотики», «Биологические добавки», «Мутагены. Их влияние на природу и человека», «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека», «Коктейль здоровья», «День борьбы со СПИДом», «Наследственные болезни», «Дорожные приключения», «Быть здоровым – жить в радости»,«Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека),«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить».
  • Беседы: "Берегите жизнь", «Спид – болезнь 21 века», «Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения», «Причины суицида среди подростков».
  • Диспут: «Вместе мы сильнее наркомании», «Стресс в нашей жизни».

  Направление: «Я отвечаю за окружающий мир»

  • Классные часы по теме экологического воспитания: «Красная книга Челябинской области», «Глобальный экологический кризис», «Цветы в жизни человека», «Робинзонада с растениями», «Зелёная жемчужина», «Тайна старого леса», «Оранжерея на окне». «Цветы в легендах и преданиях», «Нет дерева сердцу милее», « Внимание: бытовые отходы», «Берегите землю, берегите».
  • Урок памяти: «Чернобыльская  катастрофа».
  • Конкурс плакатов: «Планета заболела».
  • Беседы: «Зелёная жемчужина», « История возникновения и развития экологии», «Цивилизация - начало борьбы с природой», «Я и природа».
  • Внеклассное мероприятие: "Жизнь под угрозой".

Направление: «Мир прекрасного»

  • Классные часы эстетической направленности: « Народные гуляния», «Птица счастья», « Но ты мечтал об ангельски прекрасном, ты демонски - мятежное любил», « Русские традиции. Масленица», «Отговорила роща золотая», «Как стать интересным собеседником», «Красота и труд вместе идут», « Человек и творчество. Великие творения человечества», «Русские традиции. Рождество. Светский этикет», «Умею ли я слушать», «Сервировка праздничного стола», «История развития туристской песни  на Урале. Лучшие авторы и исполнители».
  • Ролевая игра: «Гость в доме – хозяину радость».
  • Беседа: «Язык, мимика, жесты как средства общения».
  • Дискуссия: «Что такое духовное богатство человека».
  • Устный журнал: «Наш друг – кино».

Направление: «Трудовое воспитание».

  • Классные часы: «Беседы о профессиях. Строительные специальности», «Труд в нашей жизни», «Разделение труда. Классификация профессий», «Путешествие в Город мастеров», «Сто дорог — одна твоя», «Влияние темперамента на выбор профессии», «Профессии. Которые мы выбираем», «Новое время — новые профессии», «Профессия моих родителей».
  • Беседа: «Труд в нашей жизни».
  • Мастерская: "Подарок для мамы».
  • Субботники «День Земли».

Общие дела объединяют, так вот и у нас в ходе совместной деятельности ребята сдружились, стали более ответственными, инициативными. Ни одно общешкольное мероприятие не проходило без участия рябят моего класса, в результате такой активной жизненной позиции дети стали иметь определенный авторитет и значимость на уровне школы. Свою любовь к музыке я сумела привить всем ученикам своего класса, поэтому в различных музыкальных постановках и композициях нам не было равных и первые места были за нами. Так ответственность за общее дело привела к сотрудничеству классного руководителя, учащихся класса и учащихся школы разных возрастных групп, а так же классных руководителей.

В процессе воспитательной  работы с классом  не всё бывает просто и без проблем. Не обошлось без трудностей и у меня. В процессе взросления и вступления в период старшего подросткового возраста у мальчиков появилась потребность в самоутверждении, острых ощущениях. Для большей части – это был спорт, труд, но двое ребят (один из них был оставшимся на повторное обучение) попали в достаточно криминальную историю - это была кража. Учащиеся были поставлены на учёт и в школе и в районное ПДН. Эти ребята по своей природе очень спокойные, вежливые и тактичные, внимательно слушали, со всем соглашались,  но к сожалению, подобная ситуация имела повторение. Причины крылись во взаимоотношениях в семьях: отсутствие должного контроля, недостаток внимания. Другими словами, не выполнение своих родительских обязанностей в полной мере. Отдельным направлением стала работа с этими мальчиками. В ходе индивидуальной работы и привлечения ребят к общественной жизни класса, школы  удалось добиться того, что в глазах ребят их вклад стал нужным и необходимым для всех. Один мальчик проявил себя в спорте, став членом футбольной команды. А у другого проявились яркие артистические способности, и он стал постоянным участником всех внеклассных, общешкольных мероприятий и даже в составе школьной команды  КВН участвовал в игре на районном уровне. По окончанию 9 класса один из ребят работает, а второй - «наш активист»- продолжает учиться, приобретая профессию. В такие моменты, видя положительный результат труда, испытываешь счастье, близкое к родительскому.

Еще одна трудность – это нехватка времени общения с классом из-за загруженности учащихся и классного руководителя – учителя-предметника.  Это оформление большого количества документов, учеба на курсах, присутствие на совещаниях и прочая учебная деятельность. Так же затрудняет отсутствие в учебном плане времени для классных часов.

Большую роль в развитии и воспитании ребенка играют семья и школа, и для успешного развития детей необходимо их тесное сотрудничество. Как бы ни старался педагог, но главное слово в воспитании всегда останется за семьёй. Поэтому в своей работе, привлечение родителей в образовательный процесс я считаю нужным и очень важным. Основной формой взаимодействия являются родительские собрания, к которым я готовлюсь, заранее собирая информацию у учителей предметников, не совсем приятная информация об успеваемости или поведении ребенка доводиться индивидуально, только до родителя и ни в коем случае ни при всех родителях класса. Так же, к собранию, я готовлю информацию, интересующую всех родителей. Практически на каждое собрание приглашенными бывают учителя – предметники, что положительным образом влияет  на осознание всех проблем учебного процесса родителями и способствует повышению успеваемости. В особо острых моментах родительские собрания проводятся совместно с детьми. Так  же наши родители являются участниками благоустройства нашего кабинета, помощниками в подготовке внеклассных мероприятий (шьют костюмы, учат тексты с детьми, подбадривают, настраивают на результат).

Взрослели мои дети,  более опытным и зрелым педагогом становилась вместе с ними я. И когда пришло время прощания со школой и получения аттестатов об окончании основной школы, можно было с полной уверенностью сказать, что мы коллектив дружный, творческий, сплоченный, умеющий ценить и чтить традиции, имеющий духовно-нравственную основу. Трудно было расставаться с теми ребятами, кто уходил. Многие  плакали, но  я была уверена, что ребята не прекратят общение между собой.  Я  буду видеться со своими детьми часто, потому что ещё с 5 класса у нас сложилась добрая традиция ходить в гости к классному руководителю не только в «базовые» праздники - День учителя, Новый год, 8 марта -  но и в мой день рождение. Поэтому ребята знали, что я всегда их жду и буду рада нашей встрече. Так и произошло - дети приходят и в школу и ко мне домой. Это  значит очень и очень много - это тоже своеобразный итог моей воспитательной деятельности.

С 2014-2015 учебного года, когда ребята пришли в 10 класс, численность нашего класса изменилась, нас осталось 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек. Изначально было очевидно, что на новом этапе у нас появились определенные проблемы, которые нужно решать:

- Стремление учащихся к самоутверждению, самоанализу и критики окружающих их социальных явлений. Главная задача классного руководителя: помочь определить критерии оценивания окружающих явлений, согласно которым, можно будет определить собственную модель поведения и взаимоотношения с социумом.

-  По завершению обучения ребята должны сделать выбор и определиться с дальнейшим жизненным путем. Нужно, чтобы у ребят были навыки взаимодействия с окружающей средой и определенные ценностные гражданские приоритеты.

- Единый государственный экзамен требует ответственного отношения к учебному процессу, а это значит, необходимо продолжить работу по формированию ответственного отношения к учебной деятельности и обучению навыкам самоорганизации учебного труда.

Для того, чтобы решить эти и другие проблемы и задачи мной была выбрана новая программа воспитания «Я – гражданин России».      

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу,  к родной школе,  своей семье,  к родному краю, городу, Отечеству. Это проблемы не только нравственные, философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя и потребителя.

Цель программы – способствовать личностному росту ребенка, подготовить ученика к самореализации в свободном и демократическом обществе.

 Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Для реализации данной программы я поставила следующие задачи:

 - формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  -  воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;

-     формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

-  воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

 - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

 -  развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

Приоритетные направления деятельности:

1. «Я и Я» - формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и СЕМЬЯ» - формирование гражданского отношения к своей семье.

3. «Я и КУЛЬТУРА» - формирование отношения к искусству.

4. «Я и ШКОЛА» - формирование гражданского отношения к школе.

5. «Я и МОЁ ОТЕЧЕСТВО» - формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. «Я и ПЛАНЕТА» - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Каждый раздел имеет свои конкретные задачи, которые могут реализовываться на трёх уровнях: классном, школьном, родительском.

В результате реализации Программы в образе  выпускника ожидается:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Основной особенностью последней ступени воспитания стало то, что возникла потребность в самоутверждении, самовыражении, потребность в деятельности направленной, в том числе, и на внешние факторы, среду и окружение. И это желание показать и проявить себя, быть социально-значимыми привело нас к участию в художественной самодеятельности сельского дома культуры.  Девочки  стали солистками народного казачьего хора, (с 5 класса у них уже был большой опыт выступления на сцене) принимали участие во всех показательных выступлениях, в том числе и в фестивале «Вешние воды» всероссийского масштаба. Так же это проведение открытого внеклассного мероприятия посвященного дню вывода войск из Афганистана « Афганистан болит в моей душе», в котором приняли участие наши воины –афганцы и жители села. Поучаствовали полным составом в смотре художественной самодеятельности, посвященном  70-летию Победы в Великой Отечественной войне, где представили два номера: литературно-музыкальную композицию «А у войны не женское лицо»- заняли I место, и музыкальный номер «Фронтовые письма» - заняли 2 место, уступив хору Октябрьской СОШ №1 под руководством О. Солонской (что было очень приятно, если учесть, что художественным руководителем нашего номера была я). Принимали участие со своими номерами в сельском доме культуры. Особенно тронул души сельчан хор исполняющий песню « Бессмертный полк», который мне удалось создать  из 45 учащихся нашей школы. Конечно  же, в составе хора был весь мой класс. Бурными овациями благодарили нас жители села и гости района. Видео наших выступлений работники дома культуры выложили в «Интернет», где они набирают популярность и сопровождаются комментариями. Девочка из моего класса принимала участие в районном конкурсе «Ученик года», где заняла почетное II место. А в прошлом, 2016 учебном году нам была оказана честь закрывать районные конкурсы профмастерства своим номером, и, не смотря на карантин, нам удалось собрать вокальную группу и ребята моего класса  вместе с педагогами и другими учащимися, с удовольствием исполнили песню «Мы – вместе», что было символично для нашей школы. Так же мы принимали участие в празднике, посвященном юбилею нашей школы. Это были линейки, День учителя и многие другие мероприятия и конкурсы. Мне, как классной маме и художественному руководителю большей части музыкальных номеров школы, всегда приятно видеть, как встречают ребят и как они отдают себя общему общественно – значимому делу.

Главная потребность для детей это выбор дальнейших перспектив и личностный рост. Мои ребята в 2016 году окончили школу, основная масса уже профессионально определились. Среди моих учеников есть водители, автомеханики, энергетики, крановщики, два мальчика и три девочки выбрали профессию фельдшера, пять девочек станут педагогами, одна из них будет работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, есть свой стилист-визажит, двое парней отдают долг Родине. Способствовало их профессиональному выбору, элективный курс «Моя будущая профессия», дни открытых дверей, проводимые образовательными учреждениями, классные беседы и классные часы данной направленности.

В своей работе я использовала различные методики с целью изучения личности своих учеников, определения их интересов, эмоционального состояния, отношения друг к другу, профессиональных предпочтений. Это были тесты, опросники, беседы, иллюстративные методы, анкетирование.

Подводя итог своей работы, я с абсолютной уверенностью могу сказать, что в основном мы поставленные цели сообща достигли. Хочется верить, что те духовно-нравственные и гражданско–патриотические ценности, которые прививала я детям, они понесут в свою дальнейшую жизнь, и они будут для них своеобразным фундаментом личностной социализации. Ребята мои выросли и я вместе с ними. Я всегда хотела стать для них не просто классным руководителем, с которым они взаимодействуют, приходя в школу, а настоящим другом, к которому можно прийти и поделиться своими радостями и проблемами, спросить совета. Это произошло и я счастлива! Ребята выпустились, но мы все равно вместе. Надеюсь, мои ребята останутся такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, порядочными, ответственными и окружающим их людям будет рядом с ними тепло и уютно.

Р.S: Сегодня  2016-2017 год - у меня новый  8 класс и к счастью нам ещё много лет идти вместе. Я точно знаю: у нас всё получится!!! И они тоже вырастут очень хорошими людьми. А, значит, все не напрасно…и завтра будет новый день… и будет школа…и мы обязательно туда придём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель духовно-нравственного воспитания школьника. Опыт реализации.

Статья на конференцию 9 Чередовские чтения, где представлен опыт реализации модели духовно-нравстенного воспитания школьников...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Мастер-класс Душа" В рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Поговорим?- О чем?- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?- Поговорим, вдруг будет интересно....

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...