Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру».
классный час (8 класс)

Классный час, посвященный международному дню толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.12 МБ
Microsoft Office document icon сценарий77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час по теме «Толерантность – путь к миру»

Слайд 2

Цель: - сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества); - формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; - воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; - развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; - способствовать повышению уровня творческой активности учащихся. развитие способности к познанию себя и других людей.

Слайд 3

Толерантность - ( от лат. tolerantia – терпение) способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Русский). Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский). Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский). Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский). Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский).

Слайд 4

«… Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии . Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель , которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира ». («Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).

Слайд 6

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего). «Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий). «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги). «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою). Воровство порождает лень и жадность. (Не кради).

Слайд 8

Черты личности : Терпимость Бессердечность Непонимание Сострадание Прощение Вспыльчивость Снисходительность Милосердие Злорадство Лживость Сотрудничество Доверие Раздражительность Зависть Пренебрежение Умение владеть собой Равнодушие Чуткость Агрессивность Эгоизм Альтруизм Доброжелательность Толерантная личность Интолерантная личность Терпимость Бессердечность Сострадание Непонимание Прощение Вспыльчивость Снисходительность Злорадство Милосердие Лживость Сотрудничество Раздражительность Доверие Зависть Умение владеть собой Пренебрежение Чуткость Равнодушие Альтруизм Агрессивность Доброжелательность Эгоизм

Слайд 9

Отличия толерантной личности от интолерантной Знание самого себя толерантные интолерантные Больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

Слайд 10

защищенность толерантный интолерантный Обычно чувствует себя в безопасности, поэтому он не стремиться защищаться от людей и групп. Трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов.

Слайд 11

ответственность толерантный интолерантный Не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Считает, что происходящие события от него не зависят. Стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

Слайд 12

потребность в определенности Признает мир его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Делят мир на две части – черное и белое. Для них нет полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. толерантный интолерантный

Слайд 13

это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. Проявлять толерантность Каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 14

Конфликтная ситуация Дурак Сам дурак

Слайд 15

Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации».

Слайд 16

Уважай собеседника Старайся понять то, о чем говорят другие Отстаивай свое мнение тактично Ищи лучшие аргументы Будь справедливым, готовым признать правоту другого Стремись учитывать интересы других ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 17

Мои пожелания: Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь. - И всё это вам поможет жить в мире!

Слайд 18

Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным мир!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 41»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Классный час

по теме:

«Толерантность – путь к миру».

Составила

учитель информатики и ИКТ,

классный руководитель 8 класса

Дунаева Нина Юрьевна

2018 год

Цель: 

- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи: 

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Ход классного часа:

Девиз классного часа:

«Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

                                                   Г.Форд.

Учитель: - Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Знакомство с понятием «толерантность».

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН.

Задание 1. «Соотнеси  высказывание с заповедью».
(Учащиеся работают в группах)

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего) 
  • «Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  •  «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: понятие «толерантность» изображено в виде солнышка. Почему?
Учитель:
 - солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Учитель: - Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Задание 2. «Толерантная и интолерантная личность».

Распределить  в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.

Черты:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Непонимание
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Снисходительность
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Лживость
  • Сотрудничество
  • Доверие
  • Раздражительность
  • Зависть
  • Пренебрежение
  • Умение владеть собой
  • Равнодушие
  • Чуткость
  • Агрессивность
  • Эгоизм
  • Альтруизм
  • Доброжелательность

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность»

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

Задание 3. Составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Беседа:

- Обижали ли вас когда-нибудь?

- Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?

- Умеете ли вы прощать?

- А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?

Задание 4. «Собери пословицу».

  1. Есть слёзы – (есть и совесть).
  2. Упавшего не считай  (за пропавшего).
  3. Кайся, да опять (за старое не принимайся).
  4. Тому тяжело, (кто помнит зло).
  5. Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит)

- Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!

Игра «Комплимент».

- Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.

  • Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?
  • Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?
  • Кто был смущён?
  • Почему комплименты были разными?

Учитель: - Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.

- А что у вас общее?

Дети отвечают:

А) учёба;

Б) цель – получить образование;

В) класс, т.е коллектив;

Г) возрастные интересы.

Учитель: - Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е. быть толерантными.

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

Классный час по теме : «Толерантность – путь к миру и согласию»

Форма проведения - круглый стол .  Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;развить способност...

Классный час по теме: Толерантность - путь к миру

Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование (терпимость, гибкость, снисходительност...

Классный час на тему "ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!"

Цели: ·         сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);·...

Классный час на тему «Толерантность-путь к миру».

Классный час на тему «Толерантность-путь к миру»....

Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру»

Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.Задачи: Сформировать правил...