Классный час по теме : «Толерантность – путь к миру и согласию»
классный час (7 класс) по теме

Форма проведения - круглый стол .

 

 Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?

Цели:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО Ейский район

                                                 

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

 Муниципальное общеобразовательное  учреждение  

средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска муниципального образования

 Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Классный час на тему :

«Толерантность – путь к миру и согласию»

7 класс

Учитель: Демченко О.С.

2012--2013 учебный год

Классный час на тему :

«Толерантность – путь к миру и согласию»

Автор:Демченко О.С.

Форма проведения - круглый стол .

 Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?

Цели:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

-дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;  

- развитие уважения к своим правам и правам других людей.

Ход классного часа:

Приветствие.

1.Вступительное слово учителя.

Тема нашего классного часа: «Толерантность – путь к миру и согласию»

Обратите внимание на плакат. На нем запись : 16 ноября – Международный день толерантности.

  Не всем, может быть, знакомо это слово, но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития каждого человека в отдельности, группы, общества в целом.

2. Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Каждой команде были даны  карточки , на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

 Что общего в этих определениях?

Ответ: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Когда же это будет возможным?

3.Давайте послушаем сказку .

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответ: потому что в мире и согласии можно лишь тогда , когда в нашей жизни будут царить доброта и любовь.)

-Ну а как с этим дела обстоят у нас сейчас?

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

4.Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

-Почему молодой человек отказался помочь?

-Как бы вы поступили в этом случае?

-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

-Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

       5. Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждой команды на столах лежат карточки , на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

( Ребята зачитывают  свои ответы)

6.А теперь давайте проведем анализ анкет, которые вы заполняли накануне. 

(Каждая из команд зачитывает вопросы и ответы , все остальные комментируют) 

7.Российская Федерация- многонациональная, в которой проживают представители более ста народов. Каждый народ, сформировавшийся на территории нашей страны, имеет свои особенности культуры, традиций, обычаи. Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

   Вот пример особенностей проявления этнического поведения. Этот пример мы можем разыграть по ролям.

Разыгрывается сценка

Представим себе, что в трамвай входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной расе, одинаково одеты, пообедавшие в одной столовой и с одной и той же газетой под мышкой.

Допустим, что в трамвае появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать персонажи?

Грузин – схватит обидчика  за грудки и попытается выбросить его из трамвая.

Немец – брезгливо сморщиться и начнет звать милицию.

Русский – скажет несколько сакраментальных слов.

Татарин  -  предпочтет уклониться от участия в конфликте.

Конечно «чужие» особенности этнического самосознания и поведения могут вызывать различные реакции, в т. ч. и отрицательное отношение. Но в этом и состоит задача, чтобы учиться это понимать и быть терпимым.

8.Давайте подумаем, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

-Нет, ссоримся…

 Все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Как можно избежать драки?

  ( Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.)

А  я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.                  

 Памятка. Как вести себя в конфликтной ситуации?

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

9. Посмотрим, как в жизни можно эти правила применить .Проведите инсценировку следующей сцены:

Ира принесла в школу новый телефон ,полученный в подарок накануне. Друзья захотели его посмотреть. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Ира , увидев это, страшно разозлилась.

Предложите свои пути решения конфликта.

10. “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности. (Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

11.А в заключение наши пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

 И всё это вам поможет жить в мире с собой и окружающими!

При подготовке классного часа были использованы материалы , опубликованные в  интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: Толерантность - путь к миру

Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование (терпимость, гибкость, снисходительност...

Классный час на тему "ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!"

Цели: ·         сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);·...

Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру».

Классный час, посвященный международному дню толерантности...

Классный час на тему «Толерантность-путь к миру».

Классный час на тему «Толерантность-путь к миру»....

Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру»

Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.Задачи: Сформировать правил...