Программа воспитательной работы.
рабочая программа

Тишкова Юлия Муллахметовна

Программа воспитания обучающихся ориентирована на обеспе­чение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие способности к творческому самовыражению обучающихся в учебной, внеурочной, досуговой деятельности, общественно-полезной, успешной профессиональной ориентации.

Программа воспитания учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции и традиции школы, базовые российские ценности, современные социокультурные условия развития детства в современной России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1_vr_tishkovoy_yu.m.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Рассмотрено на заседании МО

классных руководителей

Руководитель МО

______________________

Ф.И.О.

(протокол №1 от 31.08.2019)

«Согласовано»___________

Заместитель директора по ВР

____Воронина М.В.____

Ф.И.О.

«___» _____________2019г.

«Утверждаю» ___________

Директор МБОУ СОШ № 2

_____Котикова Д.Ф._____

Ф.И.О.

«___» __________2019г.

(приказ №99/10 от 31.08.2019г.)

Программа воспитательной работы

на 2015-2020гг.

Составитель: Тишкова Ю.М.,

Классный руководитель 5а класса

г. Советский

2015 г.

Программа содержит следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.

3. Принципы и особенности организации содержания работы.

4. Технологии и методы.

5. Основные направления, формы и методы взаимодействия с семьей.

6 . Планируемые результаты по духовно-нравственному развитию.

7. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

8. Психолого-педагогическая характеристика класса.

9. Календарное планирование (Приложение)

Пояснительная записка

Программа воспитания обучающихся ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие способности к творческому самовыражению обучающихся в учебной, внеурочной, досуговой деятельности, общественно-полезной, успешной профессиональной ориентации.

Программа воспитания учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции и традиции школы, базовые российские ценности, современные социокультурные условия развития детства в современной России.

 Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ нравственного самосознания личности: способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности;
  • усвоение подростком базовых национальных ценностей;
  • формирование социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, своего города, округа, российской гражданской нации;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям представителей народов России;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству.

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь.

Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

№ п/п

Направление

Ценности

Содержание, виды деятельности и формы занятий

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, к городу Советский, к ХМАО, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, социальная солидарность.

  • исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях, по которым люди относят тех или иных деятелей к категории героев, считают их выдающимися, замечательными и т.д.; презентации о славных людях города, округа, России, рода человеческого;
  • дискуссии о ценности человеческой жизни;  
  • знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами;

2.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность

  • участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
  • овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
  • активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
  • приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
  • учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

3.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, культура достоинства, любовь и верность, забота о младших и старших, толерантность.

  • коллективное принятие в качестве общей нормы этически осмысленных взаимоотношений в коллективе класса, что предполагает   овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе;
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников).

4.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Жизнь во всех ее проявлениях, экологическая безопасность, экологическая грамотность, физическое, репродуктивное здоровье, психическое, социально-психологическое и духовное здоровье, социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды.

  • проведение исследований творчества поэтов-лириков и поэтов-философов, а также писателей и художников-пейзажистов, и анималистов, раскрывающих общность мира природы и мира человека;
  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (во время турслета, экологических акций, десанта, высадки растений, создания цветочных клумб, очистки доступных территорий от мусора, подкормки птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, экологических патрулей;
  • усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, походов).

5.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность, настойчивость, выбор профессии.

  • организация общения с профессионально успешными людьми (выпускники, родители);
  • достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;  
  • участие подростков в проектной деятельности;
  • приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной, собственно творческой или исследовательской деятельности.

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

  • организация   экскурсий в музей, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна с последующим обсуждением увиденного и прочувствованного и оформлением в виде презентаций, эссе и других форм;
  • организация салонов, кафе (как художественно ориентированного пространства), где происходит творческое общение подростков и заинтересованных взрослых, звучит хорошая музыка (классическая, народная, современная),
  • поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально.

Принципы и особенности организации воспитательной работы.

Программа воспитания направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни, который: основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.

1. Принцип ориентации на идеал

         Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

2. Аксиологический принцип

           Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

3. Принцип следования нравственному примеру

          Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

4. Принцип диалогического общения со значимыми людьми.

        В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

5. Принцип идентификации

Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль, способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать это от других.

6. Принцип полисубъектности

           В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности.

7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего округа, своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей.

Технологии и методы, используемые при реализации программы

Технологии, используемые при реализации программы: информационные; проективные и деятельностные технологии; игровые технологии; технологии личностно-ориентированного воспитания; коллективные и групповые способы обучения; диалог культур.

Методы, используемые при реализации программы: методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера, метод убеждения; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - это практические методы: упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций; методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение; методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Основные направления, формы и методы взаимодействия с семьей

Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей через родительские собрания и консультации, семинары; встречи, беседы, тренинги, психологические тесты, анкетирование, памятки для изучения отношений в семье.
  • Взаимодействие с родительским комитетом 
    Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
  • Совместная деятельность родителей и учащихся
    Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ

  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов;
  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
    Формы работы:
  • проведение малых педагогических советов;
  • индивидуальная постоянная работа с каждым учителем;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса


 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА


Одним из важных направлений деятельности классного руководителя является индивидуальная работа с учащимися класса.
Моя деятельность как классного руководителя по индивидуальной работе с учащимися представлена следующими направлениями и формами:

  • Систематический контроль над успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью;
  • Беседы, тематические классные часы, анкетирование, наблюдение;
  • Оформление дневников;
  • Социометрия;
  • Индивидуальные беседы;
  • Взаимодействие с психологом или социальным педагогом.

Планируемые результаты

При рассмотрении планируемых результатов социализации подростков (личностное участие школьников в разных видах деятельности) целесообразно выделить несколько уровней:

Персональный уровень

Развитость способности: сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек; поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими, входящими в круг актуального общения; критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и социально-культурной проблематики; занимать социально ответственную позицию в отношении социально негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм; быть толерантным к носителям иных культурных традиций; относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века; публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации.

Уровень школы:

личное участие в видах деятельности: развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления; поддержание благоустройства школьной территории; участие в поддержании сайта школы; участие в общешкольной поисковой, исследовательской, природозащитной, волонтерской и т.д.  деятельности; участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт, олимпиады, конкурсы и т.д.); сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы (например, участие в подготовке публичных презентаций для младших и старших).

Мониторинг эффективности реализации программы

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации программы: принцип системности; принцип личностно-социально-деятельностного подхода; принцип объективности;

Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов: тестирование; опрос (анкетирование; интервью; беседа); психолого-педагогическое наблюдение; портфолио обучающегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...