Программа воспитательной работы.
рабочая программа
Программа воспитания обучающихся ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие способности к творческому самовыражению обучающихся в учебной, внеурочной, досуговой деятельности, общественно-полезной, успешной профессиональной ориентации.
Программа воспитания учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции и традиции школы, базовые российские ценности, современные социокультурные условия развития детства в современной России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей Руководитель МО ______________________ Ф.И.О. (протокол №1 от 31.08.2019) | «Согласовано»___________ Заместитель директора по ВР ____Воронина М.В.____ Ф.И.О. «___» _____________2019г. | «Утверждаю» ___________ Директор МБОУ СОШ № 2 _____Котикова Д.Ф._____ Ф.И.О. «___» __________2019г. (приказ №99/10 от 31.08.2019г.) |
Программа воспитательной работы
на 2015-2020гг.
Составитель: Тишкова Ю.М.,
Классный руководитель 5а класса
г. Советский
2015 г.
Программа содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.
3. Принципы и особенности организации содержания работы.
4. Технологии и методы.
5. Основные направления, формы и методы взаимодействия с семьей.
6 . Планируемые результаты по духовно-нравственному развитию.
7. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
8. Психолого-педагогическая характеристика класса.
9. Календарное планирование (Приложение)
Пояснительная записка
Программа воспитания обучающихся ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие способности к творческому самовыражению обучающихся в учебной, внеурочной, досуговой деятельности, общественно-полезной, успешной профессиональной ориентации.
Программа воспитания учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции и традиции школы, базовые российские ценности, современные социокультурные условия развития детства в современной России.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование основ нравственного самосознания личности: способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- осознание подростком ценности человеческой жизни;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности;
- усвоение подростком базовых национальных ценностей;
- формирование социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
- развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, своего города, округа, российской гражданской нации;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям представителей народов России;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству.
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь.
Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
№ п/п | Направление | Ценности | Содержание, виды деятельности и формы занятий |
1. | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Любовь к России, своему народу, к городу Советский, к ХМАО, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, социальная солидарность. |
|
2. | Воспитание социальной ответственности и компетентности | Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность |
|
3. | Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, культура достоинства, любовь и верность, забота о младших и старших, толерантность. |
|
4. | Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. | Жизнь во всех ее проявлениях, экологическая безопасность, экологическая грамотность, физическое, репродуктивное здоровье, психическое, социально-психологическое и духовное здоровье, социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды. |
|
5. | Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. | Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность, настойчивость, выбор профессии. |
|
6. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности. |
|
Принципы и особенности организации воспитательной работы.
Программа воспитания направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни, который: основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.
1. Принцип ориентации на идеал
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
2. Аксиологический принцип
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
3. Принцип следования нравственному примеру
Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
4. Принцип диалогического общения со значимыми людьми.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
5. Принцип идентификации
Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль, способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать это от других.
6. Принцип полисубъектности
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности.
7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего округа, своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей.
Технологии и методы, используемые при реализации программы
Технологии, используемые при реализации программы: информационные; проективные и деятельностные технологии; игровые технологии; технологии личностно-ориентированного воспитания; коллективные и групповые способы обучения; диалог культур.
Методы, используемые при реализации программы: методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера, метод убеждения; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - это практические методы: упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций; методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение; методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Основные направления, формы и методы взаимодействия с семьей
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей через родительские собрания и консультации, семинары; встречи, беседы, тренинги, психологические тесты, анкетирование, памятки для изучения отношений в семье.
- Взаимодействие с родительским комитетом
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы работы:
- проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА
Одним из важных направлений деятельности классного руководителя является индивидуальная работа с учащимися класса.
Моя деятельность как классного руководителя по индивидуальной работе с учащимися представлена следующими направлениями и формами:
- Систематический контроль над успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью;
- Беседы, тематические классные часы, анкетирование, наблюдение;
- Оформление дневников;
- Социометрия;
- Индивидуальные беседы;
- Взаимодействие с психологом или социальным педагогом.
Планируемые результаты
При рассмотрении планируемых результатов социализации подростков (личностное участие школьников в разных видах деятельности) целесообразно выделить несколько уровней:
Персональный уровень
Развитость способности: сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек; поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими, входящими в круг актуального общения; критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и социально-культурной проблематики; занимать социально ответственную позицию в отношении социально негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм; быть толерантным к носителям иных культурных традиций; относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века; публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации.
Уровень школы:
личное участие в видах деятельности: развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления; поддержание благоустройства школьной территории; участие в поддержании сайта школы; участие в общешкольной поисковой, исследовательской, природозащитной, волонтерской и т.д. деятельности; участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт, олимпиады, конкурсы и т.д.); сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы (например, участие в подготовке публичных презентаций для младших и старших).
Мониторинг эффективности реализации программы
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации программы: принцип системности; принцип личностно-социально-деятельностного подхода; принцип объективности;
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов: тестирование; опрос (анкетирование; интервью; беседа); психолого-педагогическое наблюдение; портфолио обучающегося
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/30/picture-21812.jpg)
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49713.jpg)
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772615-1458846608.jpg)
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273215-1601375306.jpg)
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...