Классный час профориентационной направленности "Наша дорога в завтра"
классный час

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_nasha_doroga_v_zavtra.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

профориентационной  направленности

 «НАША  ДОРОГА  В  ЗАВТРА»

Цель: расширение представления учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности, умение учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.

Задачи:

1. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору: сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессии.
2. Повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Разработка классного часа поможет учителю в работе по профориентации с учащимися выпускных классов. Используется проектная технология, что способствует развитию у учащихся информационных и коммуникативных компетенций.

СЛАЙД №1.

1 ведущий:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте,  уважаемые  гости  нашего  сегодняшнего  мероприятия! Мы  назвали  его  «ДОРОГА  В  ЗАВТРА».

 Сегодня  мы  собрались  с  вами  здесь  для  того, чтобы  ещё  раз  задуматься  над  самыми  главными, во  многом  самыми   решающими   вопросами  в  жизни  каждого  человека. И  совсем  неслучайно  то,  что  здесь  сегодня  учащиеся  8  и  10 классов.  Ваша  ДОРОГА  В  ЗАВТРА  начинается  уже  сегодня, с  момента , когда  вы  начинаете  по-взрослому  задумываться  о  своём  будущем, задавать  себе  вопросы  о  смысле  жизни, о  поиске  своего  места  в  ней, ставить  первые  цели  и  стремиться  их  осуществить.

 2 ведущий:  Наши  потребности , мечты  и  желания  очень  схожи . Ответьте  пожалуйста  на   вопрос: «Что для вас в жизни главное?» 

СЛАЙД №2.

 (ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ: здоровье, благополучие семьи и близких, материальная обеспеченность, хорошая работа, любовь, карьера ) –

распечатать и  по  мере  ответов  детей  прикреплять  на  доску

Давайте  посмотрим, как  сегодня  большинство  молодых  людей   обходятся с этими жизненно важными для них ценностями?

1 ведущий:  Итак, ЗДОРОВЬЕ. –  Его  попросту  гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
2 ведущий:  БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ. –  И  его  сейчас ценят  мало. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют. Забывают родителей, бросают детей.  
1 ведущий:  МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. – Она  конечно  важна, но  так  хочется  получить  всё  и  сразу, а  в итоге  проигрывают в азартные игры всё.   Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи. В погоне за лишним лишаются  самого  необходимого.

2 ведущий:  ХОРОШАЯ РАБОТА. –  А ведь сейчас большинство людей к своей работе равнодушны  или более того – ее ненавидят. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются ею  только  ради денег, которые необходимы  для  жизни.

1 ведущий:  –  А делая  КАРЬЕРУ,напрягаются, лицемерят, прогибются перед начальством, сносят   несправедливые попреки, переступают  через людей .  

  –  Задумайтесь, на это вы   хотите  потратить свою жизнь?

(ВИДЕОРОЛИК)

2 ведущий:  Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду или  еду, выбираем ли друзей, спутников  жизни  или  работу. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

1 ведущий: 

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

2 ведущий: 

         Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.

 (ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).

СЛАЙД №3.

К.Д. Ушинский  сказал  когда-то: «Если вы удачно выберете труд и вложите  в него душу, то счастье само вас отыщет».

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения,  мнения  друзей, родительской прихоти, путем проб и ошибок, а  наиболее  важными  факторами  по  мнению  социологов  являются  следующие……………. 

СЛАЙД №4.

  • возможности, способности
  • мнение  родителей
  • мода  и   престиж 
  • будущая  зарплата
  • интересы, склонности
  • востребованность   профессии

1 ведущий: 

Давайте  немного  поиграем!  Предлагаем  вашему  вниманию  тренинг”Рука судьбы”(игра)

СЛАЙД №5.

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках ребята  пишут  профессии, которые каждый хочет выбрать.

Эти листочки  складываются  в пакет и перемешиваются , затем все ребята вытягивают из пакета, не глядя. (Посмотреть на эмоции.)

2 ведущий: 

К  чему  может  привести  случайный  выбор  профессии?

Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
СЛАЙД №6. 

(ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ:  Должны выполняться три условия 

Хочу ------------мои желания    

Могу-------------способности и возможности

Надо--------------востребованность профессии )

   Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

1 ведущий: 

 Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Сценка

Выходит современный молодой человек с плеером и в кепке. Он ритмично двигается под музыку. Проходит в центр, снимает наушники.

Ученик 1.:

У меня растут года, будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда, чем заниматься? 
(Задумывается).
Может двинуть в музыканты? Обладаю я талантом!
 (Из плеера звучат несколько аккордов, под которые парень изображает игру на гитаре).

Появляются две девушки, критически осматривают парня.

Ученица 1:

Чтобы выйти в музыканты, мало обладать талантом.
Надо много лет учиться, надо в лидеры стремиться!

Ученица 2:

Обладать здоровьем крепким, да к тому же в этой кепке.
В этих джинсах и кроссовках будет там тебе неловко!

Ученик 1:

Музыкантом хорошо, а футболистом круто!
И фанаты под окном каждую минуту!
Всем автографы даю, в сборной я играю,
И по полю целый день мячик я гоняю…

Ученица 1:

Размечтался! Да таких футболистов много!
Не бывает такой ровной в сборную дорога.
Надо лучшим быть из всех, надо быть атлетом,
А к тому же должен знать ты ещё при этом:

Ученица 2:

Короток спортсмена век, лет пяток всего-то,
Подыщи на долгий срок по душе работу!

Ученик 1:

Ладно, понял, и спешить больше я не буду,
И профессию искать буду я повсюду,
В Интернете посмотрю, может, для начала…
И ЕГЭ успешно сдать мне бы не мешало…
(Обращается к девушкам). А у вас всё решено? Хоть сейчас в модели!?

Ученица 1: Решено, конечно, но… Мы бы лучше спели…

(На мотив песни «Кружат сказки»).

За морями, за долами есть страна, необычных превращений ждёт она,
Есть в профессии и радость и задор, а зовётся парикмахер – постижёр!
Если нужен вам вечерний макияж, если сильно вам наскучил образ ваш,
Шевелюра перестала тешить взор, вам поможет парикмахер-постижёр!

Иногда бывает в жизни перекос, человек совсем лишается волос,
Что же делать, чем такой закрыть позор, вам подскажет парикмахер-постижёр!
И накладку изготовит и парик, кардинально вас изменит в тот же миг,
В этот миг ты ничего не говори, лишь доверься постижёру и замри…

В жизни женщины бывают времена, когда занята делами так она,
Что ни времени, ни радости, ни сил, в общем, даже белый свет не мил…
Тут на помощь к ней придёт такой парик, что светиться взгляд заставит в тот же миг,
Если трудно, улыбнись и не хандри, постижёра только номер набери…

2 ведущий:

   Да, выбор профессии – это действительно сложный выбор, и  чтобы облегчить себе задачу, нужно владеть достаточной информацией. Сегодня мы попробуем расширить ваше «информационное поле» в мире профессий,   хорошо известных и не очень, популярных и редких, давно существующих и появившихся совсем недавно…

–  А  как  вы  думаете, ребята,  сколько  профессий  существует  в  мире?   (ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ:  5000) 

1 ведущий: 

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнётся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 5 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

 СЛАЙД №7. 

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

2 ведущий:

СЛАЙД №8. 

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

А все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

1 ведущий:  Интересно, а  сколько  профессий  из  этих 5000 вы  могли  бы  назвать? Я  уверена, что  очень  много, но  на  это  ушло  бы  много  времени, а  мы  им  не  располагаем, поэтому  я  предлагаю  каждому  классу  выбрать  букву (буквы  отпечатаны  на  отдельных  листочках и  ребята  их  вытягивают , достаточно 4 буквы, н-р, А  В  П   С), и  назвать  на  эту  букву  как  можно  больше  профессий.  Если вы  называете  профессию  не известную остальным , то должны пояснить её  смысл. Если объяснение не прояснило суть, балл не присваивается.

 ( Чтобы придать игре комический эффект, можно в конце попробовать называть профессии на сложные буквы (Щ, Я, Ю и пр.)

( Игра проста, однако вызывает у учащихся интерес, так как активизирует их к поиску новых знаний о профессиях. Кроме того, создает установку на необходимость профессионального определения.)

2 ведущий:

Продолжим  наш  разговор и  попробуем  классифицировать профессии  по  определённым  признакам. (по  презентации)

СЛАЙДЫ №9-24. 

  • «Самые забытые профессии»(1)
  • «Самые модные профессии» (2)
  • «Профессии, которые нужны    всегда»(1)
  • «Самые отважные профессии»(2)

1 ведущий:  Мы  думаем, вам  было  бы  интересно  познакомиться  с  некоторыми  новыми  названиями  современных  профессий. И  среди  них…

(Знакомство  с  названиями  современных  профессий  - по  презентации) 

СЛАЙДЫ №25-34

Викторина «Калейдоскоп профессий»

  1. Это специалист по рекламе и связям с общественностью. Чтобы стать специалистом  в этой области, необходимо получение гуманитарного образования, например, «политолога» или «журналиста». В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом, как на предприятиях, так и в различных областях общественно-политических объединениях. (PR-агент)
  2. Он ищет деньги и новые возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности и интуиция. Сейчас существует много курсов по обучению данной профессии. Часто они работают при крупных научных центрах. (Фандрейзер)
  3. Это специалист по изучению рынка в целом. Спрос на эту профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование. (Маркетолог).
  4. Он разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности этой профессии. Но даже, если спрос со временем упадёт, то этот специалист может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики и управления. (Веб-мастер)
  5. Специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос. Для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.  (Логист)
  6. Он наделен правом проводить проверки соблюдения законности во всех учреждениях, предприятиях и организациях, участвовать в суде при рассмотрении уголовных и гражданских дел, в необходимых случаях проводить расследование по уголовным делам. Однако   не вправе санкционировать аресты, обыски, утверждать обвинительные заключения, вносить протесты и представления. (Помощник прокурора)
  7. Участвует в  составлении законов, толкует их, разъясняет,  реализует свои знания и способности как в государственных, так и  негосударственных структурах. (Юрист)
  8.   Он знает, что у мужчины  длина шага 65-90 см, у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит человек бежал. (Криминалист)
  9. Его основная задача – обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории, предупреждение и пресечение  преступлений и других правонарушений. Но это, если говорить кратко. А если расшифровать и конкретизировать, то в его обязанности войдут практически все функции милиции. (Участковый инспектор)
  10. Он первым прибывает на место автотранспортного происшествия. В его обязанности входит принятие мер по задержанию водителя, установлению свидетелей, сохранению следов преступления, сам непосредственно и контролирует безопасность движения, и принимает меры к нарушителям: от административных – штраф, предупреждение, до уголовно-правовых. (Инспектор ГИБДД)

 2 ведущий:                              СЛАЙД  №35

Как  много  нового  мы  узнали   о  мире  современных  профессий, как  трудно  выбрать  ту  самую  единственно  правильную  из  всех, но  попытайтесь  хотя  бы  определить  сферу  деятельности , которая  вас  привлекает  и  в  которой  вы  могли  бы  реализовать  себя. Они   перед  вами

  • -профессии, связанные со сферой управления
  • -профессии, связанные с внедрением компьютерной техники
  • -строительные профессии
  • -профессии в области здравоохранения
  • -профессии в области информации и связи
  • -профессии, связанные с банковским делом
  • -профессии в сфере производства
  • -профессии, связанные с туристическим сервисом. 

(Ребята  делают  выбор)

Определившись  со  сферой  будущей  деятельности, вам  будет  гораздо  легче  выбрать  конкретную  профессию.

1 ведущий:                              СЛАЙД №36

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур.   Если вы нарисовали  лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.  

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

  Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

2 ведущий:  Ребята, а  вам  интересно,  какие  профессии  будут  востребованы  через  6-7  лет?  Предлагаем  вашему  вниманию данные  специальных  социологических  исследований  СЛАЙД №37

1 ведущий:  Дорогие  ребята,  так  уж  совпало,  что  в  этом  учебном  году  мы  с  вами  вместе и 8,и 9, и 10 классы предприняли  экскурсию в  рамках  профориентационной  работы  на наш  Навашинский  хлебозавод. Давайте  вспомним, как  это  было.

(Презентация)  

Приятные  воспоминания, не  так  ли?

2 ведущий:  Мы  предлагаем  вам  прямо  сейчас  совершить  нечто  подобное, только  заочно. Мы  можем  отправиться   на  виртуальную  экскурсию  на  Арзамасский  машиностроительный  завод  и  Павловский  молочный  завод, которые  расположены  на  территории  Нижегородской  области.                  

                                          (ВИДЕОРОЛИКИ)

1 ведущий:  Мы  и  не  предполагали,  что  так  много  удивительно  интересного  находится  совсем  рядом  с  нами.

А  сейчас  настал  момент  выяснить, на какой стадии профессиональной подготовки вы находитесь.     СЛАЙД  №38.

Вопросы анкеты:

1. Определились ли вы с выбором профессии?
2. Кем вы хотите стать?
3. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов?
4.  Кто или что может вам помешать в достижении целей?
5. Над какими негативными личными качествами вам необходимо поработать для самосовершенствования?
 

2 ведущий:  Время идет, многое меняется. Вы взрослеете.  Вы идёте навстречу жизни. Идёте  в жизнь со своими мечтами, идеалами, желаниями.

1ведущий: Возможно, кто-то мечтал о карьере журналиста, а вдруг после нашего классного часа подумал о рабочей  специальности, это не страшно, главное сделать вовремя правильный выбор.

2 ведущий:А если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее.

1 ведущий: И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

2 ведущий: Но многое зависит от самого человека. Не так мало молодых  людей, которые могут сказать: "Мне уже восемнадцать, я иду в этот мир с определенным багажом знаний и навыков. Но мне еще только восемнадцать, впереди у меня много дней, которые я проведу с пользой для себя, своей будущей семьи, своего Отечества".

1 ведущий: Трезво оцените свои желания и способности. Если вы серьезно подойдете к выбору профессии, получите хорошее образование, будете специалистом высокой квалификации, вы будете  конкурентноспособны  на рынке труда и вам будет не страшна безработица. Пусть ваш выбор будет правильным!

       И обязательно  нужно  верить, что   счастье   не пройдет мимо. Нужно  за него бороться. И  тогда мы его обязательно найдём!  

                                              СЛАЙДЫ №39-40

*****2 ведущий: 

*****Рефлексия.

Метод незаконченных предложений.

  1. Сегодняшний разговор натолкнул меня на мысль…
  2. При выборе профессии для меня главное….
  3. При выборе профессии я обращусь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Открытый классный час " Дорога в завтра"

Данный классный час направлен на то, чтобы  учащихся еще раз  серьезно осмыслили вопрос  о  поиске выбора профессииКлассный час носит и ознакомительный характер, а именно познакоми...

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда. Большинство подростков хотят иметь интересную и в...

Классный час "Дорога в завтра"

                       Классный час по профориентации в 9 классе ...

«Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )

laquo;Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ) Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Эзоп Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формиров...

Классный час "Дорога в завтра" (профориентация)

Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному професс...

Разработка воспитательного мероприятия профориентационной направленности "Наша дорога в завтра"

сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональн...