Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час

Бугорникова Татьяна Евгеньевна

 Рассказывается  о страшной трагедии нашего народа в годы Великой Отчественной войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5a-_kl.chas_blokada_leningrada.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №64»

Классный час

«Блокада Ленинграда»

Подготовила

классный руководитель 5А класса

 Бугорникова Т.Е.

2020 г.

Классный час  «Блокада Ленинграда»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада.
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны.
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда средствами музыкальных произведений и поэзии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

(Слайд 2)

Классный руководитель

 9 мая 2020 года наша страна будет отмечать 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Когда началась эта страшная война?

Было раннее июньское утро 1941 года. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов, несли огромные потери. И сегодня наш классный час посвящен одной из трагедий войны, блокаде города Ленинграда.

(Слайд 3)

Ученик

Блокада… далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы.

И как трамваи вмёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести…

(Слайд 4) Классный руководитель 

Блокада Ленинграда -  это неслыханное испытание человека на достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…

(Слайд 5) 

22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда  отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

(Слайд 6)

Враг окружил город. Ленинград оказался в блокадном
кольце
. На защиту родного города поднялись все его  жители. Вместе со взрослыми при налётах вражеской авиации на чердаках дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы.

Ученик:  Враги ломились в город наш  свободный,

               Крошились камни городских  ворот...

               Но вышел на проспект Международный

               Вооружённый трудовой народ.

               Он шёл с бессмертным возгласом в груди:

               - Умрём, но Красный Питер не сдадим!..

                                                           ( О. Берггольц)

(Слайды 7,8,9) 

Блокада длилась 871 день, с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. Самой страшной оказалась зима 1942года. В январе наступили сильные морозы. Термометр показывал -30 градусов. Весь общественный транспорт остановился. Питьевая вода стала дефицитом. Каждый день умирало более 4000 тысяч человек. В январе-феврале 1942 г. умерло 130000.

(Слайды 10,11) 

125 грамм хлеба - минимальный дневной рацион пищи, который ленинградцы получали в самые суровые дни блокады - с 20 ноября по 24 декабря 1941 года. Хлеб был сырой и состоял из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Чтобы заполнить ни с чем не сравнимые страдания от голода, люди сдирали обои со стен, чтобы съесть клейстер, ловили грачей, собак и даже кошек. Начался  сильный голод. Люди умирали прямо на улицах.

(Слад 12)

Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных  и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были и потенциальными разносчиками чумы.

 «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», - записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев…

Из воспоминаний людей, переживших блокаду (читают ученики): «Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила».

 

«В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер, следил, чтобы никто не изловил зверька».

 

«В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили».

                

Классный руководитель: В Санкт-Петербурге есть несколько скульптур кошек, некоторые из них посвящены тем, блокадным кошкам.

(Слайды 13,14)

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.   Эта дорога шла по воде. Только она, проложенная по льду Ладожского озера,  могла помочь  выжить людям.

Наступил ноябрь. Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов…

Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание

20 ноября толщина льда достигла 180 мм. Расчищали дорогу с помощью лошадей. Впоследствии эту дорогу назвали «Дорогой жизни».

(Слайды 15,16,17,18)  Вглядитесь, ребята,  в  эти  фотографии  и вы поймёте, как жили ленинградцы первой блокадной зимой…

(Слайд 19)  

Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В  своей  записной книжке, ставшим впоследствии блокадным дневником, Таня сделала девять коротких записей. В алфавитном порядке на букву «Ж» появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани:
«Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941г.»

Просмотр фильма о Тане Савичевой

(Слайд 20) 

 Таня умерла от дистрофии 1 июня 1944г. в Нижегородской области, куда была эвакуирована.  Дневник девочки стал обвинительным документом в 1945 году на судебном Нюрнбергском процессе над фашистами.

(Слайд 21)

Наступила весна 1942года. 25 марта  было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.  Всё  время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Голос ленинградской поэтессы Ольги Берггольц  стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах.

2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде.

Звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича

(Слайд 22)

За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс. до 1 млн. человек. Причем только 3% из них от бомбежек, артобстрелов, а остальные 97% от голода. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто».

(Слайд 23,24,25)

Мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.

Вечная память погибшим.

Минута молчания (звук метронома)

Мне и самой порою не понять,

Всего, что выдержали мы с тобою…

Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

( О. Берггольц)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...