Программа курса внеурочной деятельности учащихся.
рабочая программа

Калинина Марина Владимировна

Программа курса рассчитана на 2 года - 5, 6 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_5-6_klassy.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № _____

 «_____»__________20    г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №12»

_______________ Е.В. Маркина

«_____»__________20    г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

__________ А.В. Сочнева

«_____»__________20    г.

Принято

на заседании педагогического совета.

Протокол № _____

«_____»__________20    г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»

(МАОУ «СОШ № 12»)

«Олег Кошевой нима 12 №-а шöр школа»  

муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение

(«12 №–а ШШ» МАВУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

(наименование предмета)

основное общее, 5-6  классы

(уровень образования, класс)

2 года

(срок реализации программы)

Сыктывкар, 2019

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»        7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 КЛАСС        10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 КЛАСС        10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа внеурочной  деятельности  для  обучающихся 5-6 классов по  курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  разработана в соответствии с:

        - приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования» (с учётом изменений,  внесенных приказом  Министерства  образования и науки РФ  от 29 декабря 2014г. №1644);  

         -письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 08-1228 о направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

        - письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Порядок разработки и структура рабочей программы курса внеурочной деятельности выдержаны в строгом соответствии с требованиями Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности  МАОУ «СОШ № 12».

Направление программы: духовно-нравственное.

Класс: 5-6

Цель изучения курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  -  формирование у учащихся представлений о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций, особенностей культур народов России.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

        Образовательные

развивать познавательный интереса к культуре и духовным традициям народов России;

формировать представления о нравственных ценностях общества;

изучить характерные черты культуры отдельных народов России;

научить применять коммуникативные и презентационные навыки, оформлять результаты своей работы.

        Развивающие:

способствовать развитию сравнительно-аналитического мышления, внимания;

развивать умение оценивать культурные достижения народов России;

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

развивать творческие способности;

формировать качества – самостоятельность, аккуратность, ответственность, активность, потребности в самопознании, саморазвитии.

        Воспитательные:

воспитание нравственно-эстетической культуры, ответственного отношения к окружающим людям;

совершенствовать навыки коллективной работы;

выработать убеждение в том, что ценность человека определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине;

формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации, социальную активность через участие в массовых мероприятиях, гражданскую позицию.

По итогам прохождения курса внеурочной деятельности - создание проекта.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы духовно- нравственной культуры народов России»

        

        В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» у учащихся будут сформированы:

        1) в направлении личностного развития:

-осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
-знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; -способность неравнодушно реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
-стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
-готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

        У школьника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
-осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
-зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

        2) в метапредметном направлении:

        Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; 

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия.

получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.

        Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись выборочной информации о культурном богатстве с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; 

-проводить сравнение и классификацию культурного наследия России по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 

-записывать, фиксировать информацию о культурном наследии народов России с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

        Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
-правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
-проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

        3) в предметном направлении:

Ученик научится.

-находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
-объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
-описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
-рассказывать (на основе разнообразных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

-готовить небольшие сообщения о традициях, быте народов России;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
-находить на карте столицы национально- территориальных образований России;
 соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 5 класс.

Наименование раздела

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Моя Родина - Россия

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы. Малая родина. Работа с картой. Символика: флаг, герб, гимн. История становления. Субъекты Российской федерации. Республики. Язык межнационального общения. Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповеданий. Работа с картой, раздаточным материалом « Народы России»

игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность.

Ученик научится.

-находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

-объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

-описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

-рассказывать (на основе разнообразных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

-готовить небольшие сообщения о традициях, быте народов России;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

Ученик получит возможность научиться:

- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

-находить на карте столицы национально- территориальных образований России;

 соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

«История, культура и традиции славянских народов»

История народов: русские, белорусы, украинцы. Территория расселения. Современные границы государств, символика, столицы. Работа с картой. Основные занятия, промыслы: земледелие, скотоводство, бортничество, ткачество, гончарное дело. Язычество: главные божества Род, Сварог, Перун, Ярило, Макошь; низшие духи- домовой, водяной, леший, банник. Орнамент в одежде. Жилище. Традиционные кушанья народов. Фольклор: песни, пословицы, сказки. Танец « Веночки», игры «Казак», « Лиска». Разучивание элементов танца, игр. Разучивание приветствий на украинском и белорусском языках. Работа над проектом « Мы – славяне»

игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 6 класс.

Наименование раздела

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

«История, культура и традиции славянских народов»

История русского народа- зарождение государственности. Элементы русского костюма: порты, рубаха, кафтан, зипун, сарафан, понева, душегрея, кокошник, сорока, кика. Моделирование «Русский костюм». Понятие «народное зодчество»: деревянная изба, Красный угол, домашняя утварь. Экскурсия в школьный музей. Русский стол: пироги, щи, каши, русские напитки. Чаепитие. Делова игра « Русский стол». Славянские праздники: языческие, христианские. Святки, Коляда, Масленица, Троица, Пасха. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских народных песен. Разучивание потешек (из детского фольклора). Разучивание движений из русского хоровода

игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность.

Виды деятельности

Ученик научится.

-находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

-объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

-описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

-рассказывать (на основе разнообразных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

-готовить небольшие сообщения о традициях, быте народов России;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

Ученик получит возможность научиться:

- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

-находить на карте столицы национально- территориальных образований России;

 соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

«История, культура и традиции народов Севера»

Расположение на карте. Природа: богатство севера. Основные занятия: оленеводство, рыболовство, резьба по кости

Народы: якуты, чукчи, ханты, манси, ненцы. Отношение к природе через обряды и обычаи. Праздники, связанные с морем, медведем, оленем. Шаманизм. Жилища народов севера: чумы у ненцев и эвенков.

игры, практические занятия, экскурсии, составление памяток, проектная деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 КЛАСС

Наименование темы

Количество часов

Содержание самостоятельной работы учащегося

Россия на карте.

1

приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Государственные символы России

1

Россия – многонациональное государство

1

Наши предки славяне.

1

Обычаи и традиции украинцев, белорусов.

1

Язычество славян.

Быт и культура  народов.

1

История русского костюма.

1

Русская изба.

1

Фольклор: песни, пословицы, сказки.

1

Работа над проектом « Мы – славяне»

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 КЛАСС

Наименование темы

Количество часов

Содержание самостоятельной работы учащегося

История русского народа- зарождение государственности.

1

приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Элементы русского костюма: порты, рубаха, кафтан, зипун, сарафан, понева, душегрея, кокошник, сорока, кика. 

1

 «Народное зодчество».

1

Русский стол: пироги, щи, каши, русские напитки.

1

Природа: богатство севера.

1

Основные занятия: оленеводство, рыболовство, резьба по кости

1

Народы: якуты, чукчи, ханты, манси, ненцы.

1

Отношение к природе через обряды и обычаи.

1

Праздники, связанные с морем, медведем, оленем. Шаманизм.

1

Жилища народов севера

1

Работа над проектом « Мы – жители Севера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для  учащихся 1- 4 классовсоставлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соотве...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...