Профориентационное мероприятие «Как выбрать любимое дело, с которым шагал бы ты смело»
методическая разработка (9 класс)

Поречная Виктория Игоревна

Профориентационное мероприятие «Как выбрать любимое дело, с  которым шагал бы ты смело». Выбор темы связан с желанием самих ребят больше узнать о существующих в мире профессиях, чтобы сделать правильный выбор  жизненного пути, а также системой воспитательной работы школы, в рамках которой классные руководели 9х классов проводят с учащимися различные воспитательные и профориентационные мероприятия с целью оказать помощь в самоопределении, выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационное мероприятие

 «Как выбрать любимое дело, с которым шагал бы ты смело»

Цели мероприятия:

- расширение представлений учащихся о различных профессиях;

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей сферы профессиональной деятельности;

- формирование позитивного отношения к труду;

- создание условий для профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда;

- способствовать дальнейшему формированию сплоченного коллектива через организацию работы и сотрудничеству учителя, учащихся, старшеклассников.

Задачи мероприятия:

- актуализировать знания учащихся о термине «профессия»;

- познакомить учащихся с миром существующих профессий, а также реалиями современного рынка труда и его особенностей;

- создать условия для понимания ценности правильного выбора профессии;

- активизировать личностное участие в формировании своего будущего, мотивировать к осознанию своих желаний и возможностей, а также их соотношения с требованиями рынка труда.

Форма проведения мероприятия – гостиная с элементами игры.

План мероприятия

- определить тему мероприятия;

- дать определение понятия «профессия»;

- угадать профессию по её описанию;

- рассказать о современном рынке труда, распределить профессии по трём основным категориям (маловостребованные профессии; всегда актуальные профессии; профессии, потерявшие свою значимость);

- посмотреть видео о 10 самых востребованных профессиях будущего;

- обсудить возможные причины ошибок в выборе профессии;

- помочь друг другу выбрать профессию на основе применения формулы «Хочу-могу-надо»;

- подвести итоги мероприятия.

После проведения мероприятия была проведено анкетирование учащихся по методике Е.А.Климова.

Сценарий мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое было подготовлено для вас совместно с нашими старшеклассниками. Мы надеемся, что время, проведённое с ними сегодня поможет вам в определении своего дальнейшего пути, мотивирует вас к размышлению о своём будущем.

Ведущий 1: Но прежде, чем начать, я попрошу вас посмотреть на доску. На ней вы увидите три пословицы. Они помогут вам определить, о чём же мы с вами сегодня будем говорить и как это связано с вашим будущем.

На доске написаны следующие пословицы:

  1. Глаза боятся, а руки делают.
  2. Без дела жить – только небо коптить.
  3. Без труда и вытащишь и рыбку из пруда.

Ведущий 1: Ну что, ребята, вы уже поняли, какова же тема нашего сегодняшнего мероприятия?

Учащиеся: Выбор профессии! (Труд, профессии, рынок труда и т.д.)

Ведущий 2: Верно, сегодня мы с вами действительно будем говорить о различных профессиях, их важности, а также выборе. То, где мы живём, то, что едим, то, что одеваем, на чём ездим, а также многое другое, что нас окружает, создано руками человека. Выбрав ту или иную профессию, они внесли огромный вклад в жизнь каждого из нас. Без их труда всего, что мы видим вокруг нас, могло бы и не существовать. Это является одной из главных причин почему, так важно овладеть той или иной профессией, и при этом сделать правильный выбор.

Ведущий 3: В речи ведущего не раз прозвучало слово «профессия». Сегодня оно является для нас неотъемлемой частью нашего языка, нашей жизни. Ребята, но давайте попробуем вместе подумать, а что же такое «профессия»? Как вы понимаете это слово?

Учащиеся поднимают руки и высказывают свои предположения, идеи и мысли.

Ведущий 3: Молодцы, ребята! Все ваши идеи были очень интересны и близки к истине. На самом деле слово «профессия» происходит от двух латинских слов: «professio» – официально указанное занятие, специальность и «рrofitero» – объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

А согласно словарю Ожегова, профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности.

Ведущий 4: Вы показали, что знаете, что такое профессия в целом. А теперь давайте попробуем проверить, насколько хорошо вы знакомы с миром профессий. Я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая из групп получит список с описанием профессий. Ваша задача будет состоять в том, чтобы назвать как можно больше профессий, исходя из их описания. А затем мы проверим, какая из групп лучше знакома с миром профессий.

Учащиеся делятся на три группы. Учитель раздаём им листок со следующими описаниями:

  1. Выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобилей. (Автомеханик)
  2. Управляет транспортными средствами, различного назначения, перевозит грузы и людей, перед выездом из гаража проверяет исправность механизмов машины. (Водитель)
  3. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
  4. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов, приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре, выпекает и украшает продукцию. (Кондитер)
  5. Работая в средствах массовой информации (СМИ), обеспечивает соответствующие подразделения информацией и материалами событийного характера, подготавливает и ведет телевизионные и радиорепортажи с места событий. (Корреспондент)
  6. Изучает состояние воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияние продуктов питания на здоровье людей, проводит анализ веществ: устанавливает химический состав, определяет свойства вещества, по итогам исследований проводит расчеты. (Эколог)
  7. Организует рекламные компании: планирует, разрабатывает и руководит, а также определяет затраты на их проведение. (Рекламщик)
  8. Специалист по стрижке волос и художник по прическам. (Парикмахер)
  9. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)
  10. Принимает заказы на услуги, предоставляемые гостиницей и контролирует их выполнение, учитывает номерной фонд гостиницы, оформляет туристские документы. (Портье)
  11. Выполняет обработку металлов резанием вручную с помощью слесарного инструмента, сборку, регулировку, наладку узлов различных машин и механизмов. (Слесарь)
  12. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном)
  13. Оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам. (Социальный работник)
  14. По чертежам детали и технологической карте определяет последовательность обработки детали, с помощью измерительных инструментов проверяет соответствие детали чертежам. (Фрезеровщик)
  15. Осуществляет заготовку лекарственного растительного сырья и готовит лекарственные препараты по экстемпоральной рецептуре. (Провизор)
  16. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер)
  17. Переводит научную, техническую, общественно-политическую и другую специальную литературу, патентные описания, нормативно-техническую и товарно-сопроводительную документацию. (Переводчик)
  18. Ведет процесс горячей штамповки, высадки, ковки деталей, изделий и заготовок из металлов и сплавов на прессах и др. (Кузнец)
  19. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист)
  20. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор)
  21. Выпекает хлеб и хлебобулочные изделия, замешивает тесто, определяет его готовность к выпечке, укладывает тесто на листы и отправляет их в печь, контролирует процесс выпечки, регулирует движение печного конвейера, определяет готовность изделия. (Пекарь)

Ведущий 4: Ну что же, а теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Ведущие проверяют ответы у всех трёх групп. Если учащиеся не знают какой-то профессии, ведущие объясняют  им её значение.

Ведущий 1: Ребята, вы большие молодцы! Так много профессий смогли определить, и, возможно, открыть для себя несколько новых. Конечно, этот список далеко не полный, но заставляет призадуматься над тем, какой большой выбор вам предстоит делать в будущем. Как тут не запутаться во всём этом разнообразии?

Ведущий 2: Ребята, а какую профессию вы отгадали последней?

Учащиеся: Пекарь.

Ведущий 2: А не напомните ли вы мне, чем он занимается?

Учащиеся: Он выпекает хлеб и другие изделия из муки.

Ведущий 2: Верно. А что случится, если все пекари мира неожиданно начнут печь свои изделия втройне быстрее, и все пекарни, супермаркеты и просто магазины окажутся забиты хлебом, булочками, батонами и так далее?

Учащиеся: Их будет трудно продавать, они зачерствеют, пропадут, и чей-то труд пропадёт. Пропадут и деньги, которые пекари рассчитывали заработать за свой труд.

Ведущий 3: Вы правы. Такая же ситуация происходит и на рынке труда, на котором человек пытается найти применение своей профессии. Если же специалистов в той или иной области оказывается больше необходимого количества, им оказывается трудно найти применение своим способностям, наступает безработица. На современном рынке труда время от времени одни профессии становятся ненужными, порой даже уходят в прошлое, а другие, наоборот, становятся довольно востребованными.

Ведущий 4: Сейчас мы предлагаем вам поработать в тех же трёх группах. Группе 1 необходимо будет подумать и написать список профессий, которые на их взгляд, являются самыми востребованными и пользующимися большим спросом на рынке труда.

Ведущий 1: Группа 2, ваша задача – составить список профессий, которые сегодня практически забыты или маловостребованы.

Ведущий 2: А группе 3 мы предлагаем составить список профессий, которые будут востребованы всегда. Каждая из групп может пользоваться как списком, который мы обсуждали ранее, так и придумывать любые другие профессии. Готовы ? Начали.

Учащиеся выполняют задания в группах.

Ведущий 3: Ну что же, а теперь давайте посмотрим, какие же профессии учащиеся каждой из групп определили в свою категорию.

Учащиеся каждой группы называют по одной профессии. Если кто-то из членов другой группы не согласен с соответствием этой профессии заявленной категории, то ведущие совместно с учащимися обсуждают категорию профессии и приходят к общему решению.

Примеры возможных ответов:

Группа 1 – визажист, стилист, мерчендайзер, промоутер, телеведущий...

Группа 2 – кучер, конюх, ямщик...

Группа 3 – учитель, врач, повар, строитель...

Ведущий 4: Какое же большое разнообразие профессий мы с вами сейчас увидели. Жаль, что некоторые профессии с течением времени всё-таки теряют свою значимость, но как мы видим, мир не стоит на месте, и на смену приходят профессии новые.

Ведущий 1: Несмотря на то, что мы живём с вами настоящим, которое, как известно, не было бы возможно без прошлого, ваш выбор будет связан именно с будущим. Именно профессии, о которых рассказывали нам ребята первой группы, являются своеобразным маяком, свет которого и должен помочь вам сделать правильный выбор.

Ведущий 2: Ребят назвали довольно много профессий будущего, но давайте попробуем их систематизировать. Я предлагаю составить рейтинг десяти профессий, которые по вашему мнению, есть или будут самыми востребованными на рынке труда.

Один из ведущих выходит к доске, а трое других разговаривают с учащимися. В ходе обсуждения они составляют рейтинг, а первый ведущий записывает профессии на доске.

Ведущий 3: Мы с вами сделали наш прогноз, а теперь давайте посмотрим, насколько точным он оказался.

Смотрят видео, обсуждают правильность своего прогноза. https://www.youtube.com/watch?v=zVx9czLnOjM Ведущие спрашивают, какие профессии в видео оказались наиболее неожиданными для учащихся и почему.

Ведущий 4: Как вы видите, некоторые профессии будущего совсем не похожи на те, которые распространены сегодня. Мир меняется не просто каждый день, а каждую минуту, каждую секунду.

Ведущий 1: Если в русских сказках и былинах перед героями обычно камень, указывавший три возможных направления, то сегодня этих направлений становится намного больше, и кажется так трудно не запетлять и выбрать свой, правильный маршрут. Но как это сделать? Как не совершить ошибку?

Ведущий 2: Один учёный когда-то написал книгу о выборе профессии. Он не один год проработал в школе. Встречая своих выпускников, он спрашивал, довольны ли они своим выбором профессии. Ответы были далеко не такими, как он ожидал. Примерно каждый третий говорил о том, что совершил ошибку при выборе профессии, а каждый второй заявлял о том, что профессия у него не плохая, но если бы был шанс повернуть время вспять, то он предпочёл бы выбрать что-то другое.

Ведущий 3: Ребята, а как вы думаете, почему так происходит? Почему такое большое количество людей ошибается при выборе профессии?

Учащиеся приводят свои идеи и варианты. Ведущие добавляют свои мысли по этому поводу (молодые люди выбирают профессию следуя за модой, поддаются давлению родителей, подражают сверстникам и т.д.)

Ведущий 3: Причин, как оказывается, довольно много. Они возвращают нас к вопросу о том, как же всё-таки сделать правильный выбор с первого раза?

Ведущий 4: Специалистами по проф.ориентации было установлено, что оптимальный выбор складывается из четырёх основных факторов. Как вы думаете, каких?

Учащиеся делают свои предположения.

Ведущий 4: На самом деле эти факторы таковы: хочу-могу-надо.

Ведущий 1: Хочу – это то, что мне нравится, к чему у меня есть стремление.

Ведущий 2: Могу – это то, что у меня получается, что мне по силам сделать или выполнить.

Ведущий 3: Надо – это то, что нужно обществу, стране.

Ведущий 4: Предполагается, что совместив эти три компонента, вы сможете найти профессию, которая будет привлекательна для вас, соответствует вашим способностям, а также полезна для общества, востребована на рынке труда.

Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам провести небольшой эксперимент. Мы раздадим вам листы бумаги. Каждому из вас мы предлагаем ответить на вопросы «что я хочу?», «что я могу?» и «что нужно обществу?».

Ведущие раздают листы, учащиеся пишут ответы на вопросы.

Ведущий 1: А теперь мы предлагаем вам обменяться своими ответами с соседом, сидящим справа от вас. Каждый из соседей справа на основе ответов попытается определить вашу идеальную профессию.

Учащиеся обмениваются листками бумаги, определяют профессии друг друга. Затем идёт обсуждение полученных результатов, комментарии самих ребят и ведущих при необходимости.

Учитель: Ребята, на этом наше мероприятие подходит к концу. С помощью наших ведущих сегодня вы узнали немножко больше о мире профессий. Скажите, какова главная мысль, которую вы почерпнули сегодня?

Учащиеся: Профессию нужно выбирать с умом и осознанно, чтобы потом не жалеть о своём выборе.

Учитель: Верно. Сегодня ведущие продемонстрировали вам лишь один способов того, как понять, какая профессия вам подходит, ведь чтобы профессия радовала, она должна соответствовать вашему характеру, складу мышления, личности в целом, но в то же время она также должна быть востребована обществом. Узнавайте себя, наблюдайте за собой, находите свои сильные и слабые стороны, и у вас всё обязательно получится! Делайте правильный выбор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Профориентационное мероприятие "Знакомство с профессией"

Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполн...

Профориентационное мероприятие для старшеклассников "Молодым везде у нас дорога!"

Открытое мероприятие для старшеклассников  "Кубанское - значит отличное" под девизом "Молодым везде у нас дорога"...

Профориентационное мероприятие "Ландшафтный дизайнер: цвети всегда, моя Земля!"

Цели:1.      Развивающие: развитие интереса к познавательной деятельности, стимулирование творческой активности.2.      Воспитательные: формиров...

Внеклассное мероприятие "ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС. АФГАНИСТАН 1979 - 1989"

Разработка внеклассного мероприятия  к Дню вывода Советских войск из Афганистана....

Методическая разработка профориентационного мероприятия: «Весенний калейдоскоп профессий» (форма мероприятия: игра-путешествие)

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или...

Общешкольное мероприятие "Время выбрало нас…»

Общешкольное мероприятие, посвященное 35-летию вывода советских войск из Афганистана "Время выбрало нас…»...