"Прошло с тех пор немало лет..."
методическая разработка (8 класс)

Каретникова Римма Сергеевна

        Для нынешних школьников Великая Отечественная война – совсем далекое прошлое, и они уже не слышат истории о военном времени из уст непосредственных участников событий. Через литературное творчество получают возможность прикоснуться к истории своей страны.           

         Ребята подготовили стихотворения Александра Твардовского, Константина Симонова, Давида Самойлова, Ольги Масловой, Михаила Исаковского. В выбранных произведениях учащиеся старались передать своё отношение к тем грозным событиям, выразить свои чувства и чувства авторов этих стихов.

         Да иначе и быть не должно: стихотворения передают мужество, героизм, отвагу советских людей, жизнь и подвиги которых будут служить беззаветным примером для всех поколений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov.docx32.92 КБ
Файл презентация2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов

 «С тех пор прошло немало лет»,

 посвящённый  75-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Ведущие:

Каретникова Р.С.

Кастрицина В.В.

   Для нынешних школьников Великая Отечественная война – совсем далекое прошлое, и они уже не слышат истории о военном времени из уст непосредственных участников событий. Через литературное творчество получают возможность прикоснуться к истории своей страны. Ребята подготовили стихотворения Александра Твардовского, Константина Симонова, Давида Самойлова, Ольги Масловой, Михаила Исаковского. В выбранных произведениях учащиеся старались передать своё отношение к тем грозным событиям, выразить свои чувства и чувства авторов этих стихов. Да иначе и быть не должно: стихотворения передают мужество, героизм, отвагу советских людей, жизнь и подвиги которых будут служить беззаветным примером для всех поколений.

   Компетентное жюри определит победителей.

Цель: воспитание у обучающихся с ОВЗ гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о событиях ВОВ, произведениях и дать представление учащимся о значении событий ВОВ в истории России;
  • дать учащимся возможность выразить свое отношение к событиям Великой Отечественной войны, поразмышлять о последствиях трагических событий войны и роли советского солдата – освободителя;
  • способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений;
  • выявление и поощрение талантливых учащихся.

Ведущий:(Слайд) Здравствуйте, дорогие гости и ребята! 
Наше поколение родилось под мирным небом, и о войне мы, к счастью, знаем понаслышке: от дедушек, мам, с экрана телевизора. Много лет назад, на нашу Родину напали фашисты. И не только армия, но и весь мирный народ, вся страна встала на защиту своего Отечества. 

Ведущий:(Слайд) Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев.

Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс чтецов «С тех пор прошло немало лет», посвященный победе русского народа в Великой Отечественной войне. А какой же конкурс без жюри? Разрешите вам представить жюри нашего конкурса (представление жюри)

Ведущий:(Слайд) Началось всё в далеком 1941 году. На улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана)

Ведущий:(Слайд) Весь народ от мало до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв - «Родина - мать зовет». Солдаты шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. Война — это очень страшно и жестоко. Никто не ожидал нападения врага. Фашисты бомбили города, разрушали здания, при этом гибли мирные люди. Весь народ от мала до велика, поднялся на защиту нашей Родины. И не было ни одного дома, куда бы не постучалась война. 

(Слайд) «Сороковые» стихотворение Давида Самойлова

Сороковые

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Ведущий: Много совершалось героических подвигов во время войны, многие воины стали героями. А что такое подвиг? Это смелый отважный поступок.

 

(Слайд) «Рассказ танкиста»  стихотворение Александра Твардовского

Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами — не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен, —

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, — столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

— Да где же, где?.. — А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущий:В редкие минуты тишины, бойцы на привале использовали эту свободную минуту, чтобы отправить весточку домой. Фронтовое письмо выглядело, как треугольник и не запечатывалось.

(Слайд) «Жди меня» стихотворение Константина Симонова

Жди меня, и я вернусь...

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой

Ведущий:Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью ВОВ. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

(Слайд) «Катюша» стихотворение Михаила Исаковского

Катюша

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед:

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Ведущий:Без малого 4 года гремела грозная война. Она нанесла тяжелые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и поселков.

(Слайд) Отрывок из стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Константина Симонова

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

(Слайд) «Теркин - кто же он такой?»  отрывок из поэмы Александра Твардовского

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:

Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:

Красотою наделен
Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.
На Карельском воевал -
За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -
Спрашивать не стали, -
Почему тогда ему
Не дали медали.

С этой темы повернем,
Скажем для порядка:
Может, в списке наградном
Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,
А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,
Снова Теркин на войне.

- Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.

Был в бою задет осколком,
Зажило - и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -
Оставался невредим
Под огнем косым, трехслойным,
Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...

Но, однако,
Жив вояка,
К кухне - с места, с места - в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -
Не сдавай, вперед гляди,

Это присказка покуда,
Сказка будет впереди.

Ведущий: В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. 9 мая 1945 года - в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война, которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой. Наш народ совершил беспримерный подвиг - выстоял и победил в жесткой, кровопролитной битве.

(Слайд) «Родина» стихотворение Константина Симонова

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий:День Победы – светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа- победителя. Люди радовались, когда пришла, наконец, долгожданная Победа и закончилась война, они плакали и смеялись одновременно, обнимали друг друга совершенно незнакомые люди, пели, танцевали. Великий праздник победы вошёл во многие тома истории, навечно застыл в камне и бронзе памятников, мемориалов славы.

Ведущий: Мир это самое главное на земле, об этом мечтают и взрослые, и дети

(Слайд) «Пусть будет мир» стихотворение Ольги Масловой.

Пусть будет мир!

Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: " - Люди, постойте!!!
Войну прекратите !!! Живите достойно!!!
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это ??? "

Война - это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах - тюльпаны и розы.
Над миром какое - то время лихое....
Где правит война - никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает

 Ведущий: (Слайд) Наши ребята прочитали стихотворения о Великой Отечественной войне.  Пришло время подводить итоги. Пока наше жюри совещается, мы с вами посмотрим видеоролик «И все о той весне».

Хотим пожелать вам, чтобы вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» Конкурс чтецов «Прошло с тех пор немало лет…» Авторы: Зорина Т. В. учитель русского языка и литературы Каретникова Р. С. воспитатель

Слайд 2

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой!

Слайд 3

«Сороковые » стихотворение Давида Самойлова Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку … А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные

Слайд 4

« Рассказ танкиста » с тихотворение Александра Твардовского Был трудный бой. Всё нынче как спросонку... И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, - забыл его спросить .

Слайд 5

«Жди меня, и я вернусь...» стихотворение Константина Симонова Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди , когда наводят грусть Желтые дожди, Жди , когда снега метут , Жди, когда жара, Жди , когда других не ждут, Позабыв вчера . Жди, когда из дальних мест Писем не придет , Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Слайд 6

«Катюша» стихотворение Михаила Исаковского Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Прямая и обратная пропорциональность" и презентация к нему

Урок предполагает совершенствовать навыки решения задач по этой теме, развивать умение различать два вида пропорциональности. На уроке используются игровые моменты и нетрадиционная ооценка знаний. Уро...

Использование «немых» карт на уроке географии в 6 классе

На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы, только немногих объектов: частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, н...

«Немые» карты на уроке географии в 7 классе

Продолжая работать по закреплению и усвоению географической номенклатуры в рамках курса «Материки, океаны, народы и страны» не ослабевает роль карт.Немая карта это контурная карта, где географические ...

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД

Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся....

Конкурс чтецов "Прошло с тех пор немало лет..."

Конкурс чтецов, приуроченный к 75-ю Победы во ВОВ....