Искусство блокадного Ленинграда
классный час (8 класс)

Касиян Ольга Анатольевна

Классный час подготовлен, чтобы разнообразить представления учащихся о Великой Отечественной войне. Позволяет взглянуть на события не только в историческом контексте, но и с точки зрения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_blokadnogo_leningrada.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 8  «А» класса

на тему

«Искусство блокадного Ленинграда»

Подготовила: кл. рук. Гавриленко О.А.

…И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

-Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на рассвете -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

-Это стихотворение написала Ольга Федоровна Берггольц.В годы блокады (с 1941 по 1943) она находилась в осажденном Ленинграде.Тихий голос поэтессы стал голосом самого Ленинграда.В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно вела радиопередачи.«Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…». Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день.Они знали: если Ольга в эфире, значит город не сдался.

Блокада Ленинграда — одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Блокада длилась 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 24 января 2019 года исполнится 75 лет со дня снятия блокады.Бомбёжки и голод унесли жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Однако, несмотря на это, жители города на Неве продолжали вести культурную жизнь.

Сегодня я хочу рассказать, чем жили блокадники, как спасали себя от ужасов войны, как поднимали боевой дух, и что помогало им в этом.

Просмотр видеоролика «Как выживало искусство»https://www.youtube.com/watch?v=STiumnnLC1g

Симфония № 7 «Ленинградская» домажор соч. 60  — симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году.

Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления.

В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев (Самара), где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда.

Прослушивание 1 части 7 симфонии (тема нашествия)с видеорядом https://www.youtube.com/watch?v=9FKQUTxDtWg

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Изобразительное искусство Ленинграда достигло в дни блокады мощнейшей социально-политической значимости. Во время блокады в Ленинграде работали многие художники, только одних членов Союза Художников насчитывалось около ста человек. Художникам пришлось работать по маскировке военных объектов, по эвакуации музейных ценностей, и маскировке монументальной скульптуры. Самый знаменитый из памятников, — памятник Петру Великому, — «Медный всадник» было решено оставить на месте, защитив его и засыпав песком.

Многие художники напрямую последовали указаниям, исходящим от Обкома ВКП (б) и Политуправления фронта, призывавших «к штыку приравнять перо», и превращали своё искусство в могучий агитационный ресурс. Живописные работы, написанные в блокаду, далеко не так многочисленны, как графические произведения. К батальной живописи относятся многочисленные произведения, созданные в это время живописцами по заказам ЛССХ, изображающие эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, события происходящие на фронте, боевые действия партизан, и также поднятая тема героизма защитников города. Официальные заказы художники получали на написание «военных портретов», при этом многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск. 

С начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат; одним из самых первых плакатов, появившихся в городе, был сделан В. В. Лебедевым, в прошлом, известным мастером этого жанра, в 1919—1920 годах работавшего над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА». В начале войны над плакатом работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «Окнах ТАСС» и для объединения «Боевой карандаш». Плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим со стен: «Смерть детоубийцам», «Уничтожить немецкое чудовище». Кроме листков «Боевого карандаша» и плакатов, большими тиражами выпускались лубки, открытки, и портреты героев войны.

Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах — человек, везущий по улице сани с телом покойника. 

Показ репродукций картин и рисунков блокадного Ленинграда https://www.youtube.com/watch?v=dfZa3SPjma8

Без света и тепла, используя последние ресурсы, блокадники работали с таким упорством, будто точно знали, что Ленинград фашистам не взять, и рано или поздно русские воины-освободители прогонят гитлеровцев и подарят людям новую жизнь. Художники и писатели, музыканты и актёры не ошиблись в своих ожиданиях, и теперь одна из трагических страниц истории нашей страны останется в воспоминаниях, в документальных фильмах, в фотографиях, в памятниках, в музыке, в картинах, в стихах…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Искусство и культура в блокадном Ленинграде

Искусство и культура в блокадном Ленинграде....

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

Презентация на тему "ИСКУССТВО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"

Презентация к открытому городскому конкрусу "900 шагов к победе"...