Я - гражданин своей страны 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Веселова Мария Маратовна

Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_8b.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 315

Пушкинского района Санкт–Петербурга

Принято

Педагогическим советом ГБОУ школы № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол от «___» ________ 202__ г. № ___

Утверждаю

Приказ от «___» ________ 202__ г. № ___

Директор _____________ А.А. Миренкова

«Согласовано»

методическим объединением

учителей ________________________

Протокол от «___» ________ 202__ г. № ___

«Согласовано»

Руководитель структурного подразделения Отделение дополнительного образования детей

____________________________ /                                               /

«___» ________ 202__ г.

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

Духовно - нравственное направление

Я- гражданин

Для 8Б класса

Срок реализации 1 год

Составитель

Веселова Мария Маратовна

Учитель истории и обществознания

Первая квалификационная категория

Санкт-Петербург, Павловск

2020– 2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта;
  • Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Приказ Минобранауки России от 4 октября 2010г. №986, зарегистрированы в Минюсте России3.02.2011г. регистрационный номер 19682;
  • СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении».
  • Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
  • Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
  • Положения ГБОУ СОШ №315 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Положения ГБОУ СОШ №315 «О рабочей программе по внеурочной деятельности».
  1. Общие цели внеурочного образования с учётом специфики курса «Я - гражданин»

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

Цель обучения: последовательное формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов, ориентированы на социальную практику школьников и накопление личного социального, позитивного опыта.

Задачи обучения:

– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;

– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, 

– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;

  1. Общая характеристика внеурочного курса «Я - гражданин»

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

  1. Описание места курса в учебном плане школы

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. При реализации рабочей программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В программе данного курса 34 часа (весь курс) проводится с использованием дистанционных образовательных технологий.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса «Я - гражданин»

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 

– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность; 

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Содержание внеурочного курса «Я- гражданин» для 8 класса

Мы – россияне (11 ч.)

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.

Российская государственность (8 ч.)

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Встреча с депутатом. Участие граждан в управлении страной. Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.

Гражданин в экономических отношениях (7 ч.)

Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».

Россия в современном мире (8 ч.)

Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире». Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый учебно-методический комплекс:

1. Гребенкина Л.К. и др. Сценарии классных часов. / М.:Центр «Педагогический поиск», 2003.

2. Внеклассные мероприятия: 8 класс / Авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2008

3.Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. 5 – 10 классы. – М.: ТЦ Сфера,2006.

4. Морозова Л.П. Классные часы.8 класс. – Изд.2, переработанное. - Волгоград: ИТД «Корифей».

5. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Интернет-ресурсы:

http://www.proshkolu.ru

http:/ /www. metodsovet

http://krasnoe.tv/frontPage

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Материально-технический ресурс:

-компьютерная техника, программное обеспечение,

-плакаты, таблицы,

-материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, альбом

Формы и режим занятий:

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.

 Требования к результатам обучения

-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;

-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;

-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.


Учебно-тематическое планирование внеурочного курса «Я – гражданин»

Наименование  раздела, темы

Кол- во часов

Всего

Теория

Практика

Мы – россияне

11

5,5

5,5

Российская государственность

8

4

4

Гражданин в экономических отношениях

7

3,5

3,5

Россия в современном мире

8

4

4

Итого:

34

17

17


Тематическое планирование (34 ч.)

Темы занятий

Количество часов

Форма организации деятельности

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Мы - россияне (11ч.)

1

Граждане России – россияне.

1

0,5

0,5

Беседа

Тест

2-3

Россия – многонациональное государство.

2

1

1

Беседа

Тест

4-5

Особенности территориального устройства страны.

2

1

1

Беседа

Тест

6-7

Традиции, обычаи, праздники народов России.

2

1

1

Беседа

Тест

8-9

Малая Родина в составе России.

2

1

1

Беседа

Рисунок

10-11

Россия – Родина моя.

2

1

1

Беседа

Рисунок

Российская государственность (8ч)

12-13

Государство на страже закона, прав и свобод граждан.

2

1

1

Беседа просмотр фильмов

14-15

Органы власти в России. Ветви власти.

2

1

1

Просмотр фильма, беседа

Тест

16-17

Власть и политика.

2

1

1

Ролевые игры

Рисунок

18-19

Демократия – власть народа: история и современность.

2

1

1

Гражданин в экономических отношениях (7ч.)

20

Государство в  экономической жизни людей.

1

0,5

0,5

Беседа, просмотр фильмов

Рисунок

21

Гражданский кодекс РФ.

1

0,5

0,5

Беседа

Тест

22-23

Занятость и трудоустройство в современной России.

2

1

1

Беседа

Тест

24-25

Роль банков в экономике.

2

1

1

Беседа

Рисунок

26

Налоговая политика государства.

1

0,5

0,5

Беседа

«Ученик и его здоровье» (8ч.)

27-28

Современное российское общество и тенденции его развития.

2

1

1

Беседа

Тест

29

Научные открытия и технические достижения.

1

0,5

0,5

Беседа

Тест

30-31

Многообразие религиозных конфессий.

2

1

1

Беседа

Тест

32-33

Экологические проекты в России и мире.

2

1

1

Беседа

Рисунок

34

Может ли человечество жить без войн.

1

0,5

0,5

Дискуссия

Лист корректировки

По внеурочному курсу «Я - гражданин»

8Б класс

урока по плану

№ урока по факту

Тема по плану

Тема по факту

Причина коррекции

Способ коррекции

«_____» __________________ 20_____г.

Учитель: Веселова М. М. /_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я гражданин своей страны и края своего!"

Классный час посвящён символам государственности Ульяновской области....

презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"

Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...

Я -гражданин своей страны

Программа внеурочной деятельности учащихся...

Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса

В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...

Я - гражданин своей страны 6 класс

Рабочая программа реализации гражданско-правового воспитания...

Я - гражданин своей страны 7 класс

Рабочая программа по реализации гражданско-правового воспитания...