Самообразование воспитателя - одна из форм профессионального мастерства педагога
статья (10 класс)

Зайкова Лариса Викторовна

Необходимость самообразования в воспитании и обучении детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование как одна из форм повышения

профессионального мастерства педагога»

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, целенаправленный процесс повышения уровня своей компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними требованиями. Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – это путь к педагогическому мастерству, профессиональному успеху. Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.

Особенности педагогической деятельности заключаются в том, что педагог должен знать преподаваемый предмет, владеть методикой его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией, быть всегда в курсе последних событий.

Самообразование должно быть организовано как система мероприятий, подобранных с учетом профессионального уровня педагога. Традиционно учитель выбирает тему по самообразованию. В процессе самообразования осуществляются следующие виды деятельности: чтение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы; обзор в сети Интернет информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям; участие в семинарах, вебинарах тренингах, конференциях, дискуссиях, совещаниях; посещение уроков коллег; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; изучение информационно-компьютерных технологий, организация и проведение предметных недель и декад: проведение открытых уроков с целью самоанализа и анализа вашей деятельности коллег.

Обязательным требованием сегодня является прохождение курсов повышения квалификации в очной или очно-дистанционной форме. Дистанционная форма обучения предполагает самостоятельный поиск учебных материалов, анализ документов, текстов, трансляцию собственного педагогического опыта. Особенности изученных на курсах повышения квалификации новых педагогических технологий, методов и приемов учитель осваивает самостоятельно, применяет в своей школе. На практике вооруженный теоретическими знаниями учитель вырабатывает собственные приемы, позволяющие готовить учеников к экзаменам, олимпиадам, конкурсам и конференциям на уроках и при проведении курсов внеурочной деятельности.

К эффективным мероприятиям, повышающим уровень самообразования учителя, являются семинары, вебинары, педагогические чтения, учительские конференции. К этим мероприятиям приходится ответственно готовиться, более внимательно слушать коллег, анализировать уровень своего и их опыта. Участие в вебинарах позволяют познакомиться с педагогическими идеями коллег из отдаленных регионов страны. Подготовка и активная работа на педагогическом совете в школе, рядовое выступление на заседании школьного методического объединения также позволяют педагогу критически переосмыслить свою работу.

Выезды в другие города, регионы на олимпиады и конференции для школьников дают возможность сравнения собственных достижений с результатами коллег, стимулируют процесс самообразования. Такие мероприятия проводятся на высоком уровне. В их рамках организаторы часто проводят педагогические сессии, форумы, семинары, мастер-классы, тренинги, встречи с видными деятелями в области образования, талантливыми педаогами. Такие встречи дают возможность не только приобрести новые актуальные знания, но и вдохновляют учителя. В таких мероприятиях хочется поучаствовать снова, учесть допущенные ошибки и побороться за призовые места на следующий год.

Неумолима роль конкурсов профессионального мастерства в саморазвитии педагогов. Кроме возможности «людей посмотреть, себя показать» на мероприятиях происходит активное общение с людьми, объединенных общностью интересов. Открытость, готовность к диалогу с обычными учителями и специалистами такого высокого уровня, их заинтересованность в профессиональном росте каждого учителя очень помогает поднять самооценку и повышает мотивацию к самообразованию.

Педагогическое интернет-пространство дает хорошую возможность поделиться опытом работы, прислушаться к мнению коллег в масштабе страны. Чтобы получить высокую оценку разработанного вами сценария мероприятия или урока, статьи, презентации или портфолио, нужно предварительно провести кропотливую работу. Чаще всего мы имеем также возможность ознакомиться с лучшими работами других учителей и сравнить их уровень профессионального мастерства со своим.

Основой эффективности самообразования является заинтересованность педагога, добровольность сознательность, планирование и контроль за его выполнением. Для качественной организации процесса самообразования каждому учителю необходимо его планировать поэтапно. Поэтому каждый учитель составляет собственный перспективный план.

Деятельность без результата бессмысленна. Работа по плану самообразования дает хорошие результаты. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога, его профессионального мастерства. И самым главным бонусом в этой работе является самоудовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Самообразование – одна из форм повы­шения профессионального мастерства педагога

Доклад можно использовать для выступления на заседании педагогического совета, методического объединения. Так как самообразование – есть потребность творческого и ответствен­ного человека любой профес...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

«Самообразование как одна из форм профессионального развития вожатого»

Самообразование как одна из форм профессионального развития вожатого....