Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
статья на тему

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_samoobrazovanie.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

     Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

     Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

    Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

      Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

      Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.

      Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного творчества педагога в системе повышения квалификации? В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений. Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней. Формальная помощь старших коллег, заключающаяся часто в мелочах (написал ли тему на доске, сколько минут ведется опрос и так далее), не только не стимулирует к росту профессионализма, но иногда убивает его всякие порывы. Разбор урока при этом превращается в унизительную пытку (если таковой вообще проводится). «У некоторых... заведующих учебной частью есть «правило»: не беседовать с преподавателем после посещения урока. Посетил урок, подметил ошибки - молчит, а при случае обрушится на преподавателя на заседании педагогического совета».

      «Благодаря» таким «молчунам» у молодого педагога может сложиться как неправильная самооценка, так и негативное отношение к процессу самосовершенствования вообще: зачем совершенствоваться, если все равно дельного совета не дадут, а при случае упрекнут. Значит, помощь должна быть реальной и тактичной.

      Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб различного уровня и самого педагога. Совместно с администрацией в помощь педагогу работает и городской (районный) методический центр (кабинет). Однако помимо оказания методической помощи консультативной методический центр (кабинет) должен отслеживать темы по самообразованию педагогов, объединять учителей в творческие группы по смежности тем работ, по самообразованию, разрабатывать рекомендации по работе в межкурсовой период.

     Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

   Каковы же функции самообразования?

  • экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
  • ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;
  • компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
  • саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
  • методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
  • коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
  • сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, ее непременное дополнение;
  • омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
  • психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
  • геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.

     Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

    Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

     Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

«МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ»

Презентация педагогического опыта педагога-мастера, кратко характеризуются основные идеи технологии....

Семинар на тему "Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога"

Материал на тему повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования....