Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога
статья
Учитель не только учит, но и учиться сам.
«Уметь учиться» — это способность превращать информацию в инструмент для решения реальных задач. Это не зубрежка, а искусство находить связи, адаптироваться и применять знания там, где нет готовых инструкций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога»
Учитель не только учит, но и учиться сам.
«Уметь учиться» — это способность превращать информацию в инструмент для решения реальных задач. Это не зубрежка, а искусство находить связи, адаптироваться и применять знания там, где нет готовых инструкций.
Умение учиться — это активный процесс, где важнее понимать, какие знания нужны, как их добыть и применить.
Навык обучения состоит из четырех ключевых элементов:
- Метапознание — способность анализировать собственный стиль обучения. Это понимание, почему одни методы работают (например, визуальные схемы), а другие нет, умение вовремя заметить пробелы и скорректировать подход.
- Адаптивность — готовность менять стратегии, не цепляясь за перфекционизм.
- Фильтрация информации — умение отличать важное от второстепенного.
- Эмоциональная устойчивость — управление стрессом и мотивацией. Важно не просто зубрить, а находить личный смысл в обучении.
Учение не сводится к усидчивости. Последнее часто простое поглощение информации без понимания. Умение учиться — это навык, который превращает хаотичное поглощение информации в осмысленный путь к знаниям.
Самообразование — это процесс получения знаний и навыков вне формальной образовательной системы. Человек сам решает, чему учиться, в каком темпе и каким способом. В данном случае роль играет только мотивация, дисциплина и внутренняя цель.
Цели у самообразования могут быть разными, но в каждом случае самообразование — это необходимый шаг к свободе выбора и контролю над своим развитием.
Какое значение имеет самообразование и зачем оно современному человеку
Во-первых, нужно оставаться конкурентоспособным.
Во-вторых, обучение — способ лучше понять себя. Шанс развить критическое мышление, научиться воспринимать и анализировать новую информацию.
Самообразование не ограничено карьерой. Оно также способствует личностному росту, расширению кругозора и самореализации.
Более того, самостоятельное обучение помогает развивать дисциплину, усидчивость, гибкость мышления — качества, которые ценят в любой сфере.
Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию.
Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В одной из таких классификаций выделяется три стадии:
стадия «выживания» - на первом году работы в школе;
стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Каждому из этих этапов присущи специфические интересы педагога. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием преподавателя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.
Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность преподавателя.
Мотивы, побуждающие преподавателя к самообразованию:
1)Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
2)Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
3)Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
Формы и источники самообразования:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности) - высшее учебное заведение;
2) повышение квалификации:
в рамках курсовой подготовки - учреждения дополнительного профессионального образования;
с использованием дистанционных технологий - интернет.
3) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение независимых мониторингов, проведение открытых уроков с последующим самоанализом, посещение и анализ уроков коллег)
4) индивидуальная самообразовательная работа (чтение методической литературы, посещение семинаров и конференций, просмотр вебинаров, участие в разнообразных конкурсах, разработка и размещение технологических карт в печатных изданиях и в сети Интернет и т.д.)
Каждый учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетные, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (учителя) возможности, какие мотивы и цели.
Каковы могут быть результаты самообразования педагога:
повышение качества работы;
разработанные и/или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала;
разработка и проведение открытых мероприятий по собственным технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
https://урок.рф/library/soobshenie_k_pedagogicheskomu_sovetu_na_temu_samoo_154005.html
https://www.work5.ru/article/navyk_buduschego_pochemu_vazhno_umet_uchitsja
: https://journal.sovcombank.ru/obuchenie/educate-yourself
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов
Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Сущность самообразования и его необходимостьПод самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение опр...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...
Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога художественно-эстетического цикла
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может...

Презентация на тему "Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"
Работа по самообразованию, способствует развитию профессионального мастерства, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению практических и теоретических знаний....

Самообразование -одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Выступление на ШМО от 20.10.2018...
