Этика и мораль в блокадном Ленинграде
классный час (10, 11 класс)

Тронов Алексей Дмитриевич

Актуальность данной методической разработки классного часа заключается в стремлении сохранить память о подвиге Ленинграда, дать обучающимся всесторонний взгляд на происходящее с человеком в это «смертное время» с морально-этической точки зрения.

Ни для кого не является секретом, что вопросы, кажущиеся простыми, как правило, являются самыми сложными для ответа. Что такое мораль, что такое нравственность? Как часто употребляя данные слова, мы не задумываемся, из каких компонентов формируются эти понятия и качества, как меняются с течением времени, и как может радикально поменяться представление об этике и морали под воздействием нечеловеческих условий? Решению этих вопросов и посвящена данная методическая разработка. Некорректно утверждать, что в рамках одного классного часа возможно дать четкие ответы на все упомянутые выше вопросы, но я искренне считаю, что проведение классного часа на эту тему вносит всесторонний вклад в формирование как социальной стороны личности обучающегося, так и в духовно-нравственной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мораль и нравственность в блокадном Ленинграде

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СРЕДИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ЛУЧШИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Методическую разработку выполнил
Тронов Алексей Дмитриевич, учитель информатики
ГБОУ СОШ №78 Калининского района
г. Санкт-Петербурга


Пояснительная записка

«Смертное время» — так называли многие ленинградцы самые страшные, голодные месяцы конца 1941 — начала 1942 гг.
Виталий Бианки «Лихолетье».

Актуальность

Одной из актуальных проблем общества является патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Данная методическая разработка направлена на решение двух крайне непростых задач: с одной стороны, она помогает формированию активной патриотической жизненной позиции у старшеклассников, с другой стороны – создает условия для решения трудной задачи осознания, что такое мораль и нравственность, для создания положительных и устойчивых моральных ориентиров у обучающихся.

Актуальность данной методической разработки классного часа заключается в стремлении сохранить память о подвиге Ленинграда, дать обучающимся всесторонний взгляд на происходящее с человеком в это «смертное время» с морально-этической точки зрения.

Ни для кого не является секретом, что вопросы, кажущиеся простыми, как правило, являются самыми сложными для ответа. Что такое мораль, что такое нравственность? Как часто употребляя данные слова, мы не задумываемся, из каких компонентов формируются эти понятия и качества, как меняются с течением времени, и как может радикально поменяться представление об этике и морали под воздействием нечеловеческих условий? Решению этих вопросов и посвящена данная методическая разработка. Некорректно утверждать, что в рамках одного классного часа возможно дать четкие ответы на все упомянутые выше вопросы, но я искренне считаю, что проведение классного часа на эту тему вносит всесторонний вклад в формирование как социальной стороны личности обучающегося, так и в духовно-нравственной.

Тема Блокады Ленинграда никогда не потеряет свою историческую ценность, являя собой пример величайшего героизма людей. Город-герой Ленинград – данный титул он получил за нечеловеческую стойкость и мужество своих защитников. В этом году исполнилось 75 лет со времен окончания Великой Отечественной войны, но, люди, отстоявшие тогда Ленинград, до сих пор являются незыблемым примером для подражания.

Возрастные особенности: 16-18 лет (10-11 класс)

Место проведения: учебная аудитория

Время проведения: 45 мин

Содержание методической разработки:

  1. Пояснительная записка.
  2. Основная часть в подробном изложении.
  3. Список использованной литературы и интернет источники.

Использование современных информационных технологий:

  • личностно-ориентированная технология
  • технология развития критического мышления
  • технология проведения дискуссий
  • информационно-коммуникационная технология
  • поиск, обработка, наглядное представление, обмен информацией
  • проектирование

Приемы и методы классного часа: прием исследования и опроса, дискуссия, свободный выбор, выявление «я-позиции»

Практическая ценность:  значимость работы в процессе воспитания, уважения и чувства гордости к своим предкам. Осознание, насколько высокую цену заплатили другие люди за жизнь будущих поколений. Ценность разработки: представление этики и морали в виде информационной модели, состоящей из ограниченного числа компонентов. Формирование внутреннего «морального компаса» обучающихся с использованием наглядных примеров.

Использование межпредметных связей:

  • литература  – невозможно рассказывать о Блокаде Ленинграда, опираясь только на статистические данные. Дневники, обмен корреспонденцией и т. д. – наглядные примеры того, насколько «искусство слова» неотъемлемо связано с национально-культурными ценностями народа, именно они дают возможность оценить события с «моральной» точки зрения. Следует отметить, что изучение данных примеров формирует коммуникативные свойства и определяет познавательные потребности личности.
  • история – изучение эпохи, времени
  • обществознание – формирование активной жизненной позиции, осознанный анализ времени и происходящих в нем событий, морали и нравственных ценностей.

Подготовительная работа:

Для учителя:

  • Сбор информации, необходимой для классного часа
  • Подготовка презентации
  • Подбор (при необходимости) видеороликов и аудиоматериалов

Для учеников:

  • Какое место занимает блокада Ленинграда в истории семьи? (истории переживших блокаду родственников, наиболее запомнившиеся эмоции и описания событий)
  • Попробовать сформулировать, что такое мораль и нравственность, с точки зрения каждого ученика

Для родителей:

  • Помощь в сборе информации про роль блокады Ленинграда в истории семьи обучающегося

Цель:
Создать условия для развития гражданских и патриотических чувств обучающихся, формирования положительных нравственных ценностей, посредством анализа определенного набора примеров событий, произошедших в блокадном Ленинграде. На основе данного анализа – формирование устойчивых к внешним воздействиям моральных ориентиров  обучающихся.

Задачи

  1. Образовательные:
    - способствование формированию устойчивых представлений о вкладе в победу жителей Блокадного Ленинграда;

- знакомство с фрагментами работ, описывающих события в осажденном городе;

 - способствование осознанию понятий «этика», «мораль», «героизм», «подвиг», «честь», «справедливость», «милосердие», «сострадание».

  1. Развивающие:
    - развитие мотивации к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;

 - развитие и обогащение речи, расширение кругозора;

 - формирование навыков структурирования и отбора главного для противодействия дезинформации, ставящей целью дискриминацию, расизм, создание ложной картины произошедших событий.

  1. Воспитательные:
    - воспитание чувства патриотизма, гордости за проявленную стойкость  нашего народа;

 - воспитание чувства сопричастности к историческим событиям Родины;

 - воспитание чувства нерушимой связи поколений.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные УУД:
- развить умение ориентироваться в содержании материала;
- развить стремление к познанию смысла и лексического значения новых слов в процессе чтения;
- развить умение понимания информации, заложенной в выразительных средствах произведениях искусства (литература, музыка, кино);
- развить навык поиска информации из рассказа учителя, из материалов презентации, личного опыта общения с людьми.
 Регулятивные УУД:
- научить менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной ситуации;
- научить соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- научить оценивать результаты.

 Коммуникативные УУД:
- научить алгоритму построения речевого высказывание в устной форме;
- научить кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- научить адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- научить высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- научить уважать мнение собеседников.

Личностные: 
- формирование своей жизненной позиции как демонстрации патриотизма, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому, гордости за свою страну;
- воспитание чувства осознания важности темы классного часа;
- воспитание чувства сопереживания.

Форма проведения: классный час

Методы и средства: 
Словесные: рассказ, беседа-сообщение, дискуссия.
Наглядные: метод демонстрации презентаций, кинофильмов, видео роликов. Практические: декламация, просмотр, комментирование.

Метод опосредованного управления познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Метод эмоционального воздействия.

Средства обучения:
Визуальные:
Презентация в программе MS PowerPoint.
Учебная доска для первоначального создания интеллект карты.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, учебная доска.


Ход классного часа

«Смертное время» — так называли многие ленинградцы самые страшные, голодные месяцы конца 1941 — начала 1942 гг.
Виталий Бианки «Лихолетье».

  1. Вступление. Слово учителя

Сегодняшний классный час будет посвящен известному всем присутствующим историческому событию – Блокаде Ленинграда.

Вопрос учителя: Что такое блокада, как вы это понимаете? (ответы учащихся)

Учитель: Я хочу узнать, что вам известно о Блокаде Ленинграда, для того чтобы мы могли это представить в наглядной форме на доске. Я предлагаю вам использовать инструмент из информатики, который называется интеллект карта или ментальная карта. Он крайне прост в использовании и представляет собой визуальное изображение ассоциативного ряда, возникающего у нас.

В центре доски мы крупно пишем «Блокада Ленинграда» (обводим в прямоугольник). Это будет ядро нашей карты. Теперь я предлагаю каждому из вас произнести это словосочетание про себя. Какие ассоциации или мысли возникают самыми первыми?

Ответы учащихся: голод, холод, апатия, болезни, 1941-1942 г., 900 дней, блокадный хлеб, город-герой, дневник Тани Савичевой, Блокадная книга и т. д.

Учитель: Каждый из ответов (исключая повторяющиеся) записываем «вокруг» нашего ядра, обводя каждую ассоциацию в отдельный овал. После чего, соединяем каждую ассоциацию с ядром. Подробнее – см. презентацию.

Детально расписанная на этом этапе интеллект карта позволяет отказаться от использования презентации, благодаря неограниченной возможности дополнять ее «на ходу», и наглядно демонстрирует ученикам логику рассказчика и ход рассуждений.

Учитель: Полученная нами картина охватывает широкий спектр областей. Событие масштаба Блокады невозможно всесторонне изучить, рассматривая его лишь с одной стороны. При этом необходимо детально рассмотреть все возможные источники, в которых она упоминается – дневники, мемуары, письма, отчеты, статистика и многое другое. Также важно не останавливаться рассмотрением источников только с одной стороны конфликта. Предлагаю сейчас ознакомиться с содержанием двух исторических документов, написанных жуткой зимой 1942 года – писем домой немецкого радиста Иоганна-Генриха Вике, участвовавшего в осаде Ленинграда, и дневника школьницы Елены Мухиной, пытающейся из последних сил выжить в осажденном городе.

Дальше либо прочитать оба письма, либо см. презентацию.

Иоганн-Генрих Вике, февраль 1942 г.

«Здесь я научился заново наслаждаться жизнью всей душой: с утра минут сорок понежиться в постели на удобной подушке, выкурить пару сигар (а их у нас теперь вновь с избытком) и взяться за хорошую книжку, на которую из окна возле моей кровати вовсю светит солнце».

Елена Мухина, январь 1942 г.

«Хлеба не прибавили, в магазинах пусто, радио молчит, вода не идёт, уборная не спускается. Вчера питались исключительно студнем из столярного клея. Сегодняшней ночью съели опять-таки по полторы тарелки студня. Холодно, сижу в пальто, руки и ноги заледенели. Сейчас у нас в комнате плюс пять».

Учитель: Два исторических источника, за которыми стоят два реальных человека, разделенных несколькими десятками километров географически и буквально месяцем во временном промежутке. Разница видна невооруженным взглядом…

        В рамках же нашей сегодняшней встречи я бы хотел с вами рассмотреть блокаду Ленинграда с точки зрения морали и нравственности.  Давайте попытаемся проследить, как менялись представления о морали и нравственности с течением времени и ухудшением условий в осажденном Ленинграде.

Вопрос учителя: Что такое нравственность и мораль? Что такое этика? (ответы учащихся)

Ключевая деталь на данном этапе – подвести школьников к следующим определениям морали и нравственности, после чего рассказать им про этику:

  • мораль – общепринятые представления о хорошем и плохом, добре и зле, совокупность норм и правил поведения, вытекающих из них.
  • нравственность – моральное качество человека, индивидуально у каждого, то, чем руководствуется человек при принятии решений/выборе.
  • этика (от греческого «этос» – нрав, обычай) – философская дисциплина, предметами исследования которой, являются нравственность и мораль. Не лишним будет рассказать про первоначальное значение слова «этос»: совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма.

Учитель: Мы с вами разобрались с базовыми понятиями. Теперь давайте рассмотрим, что происходило с моралью и нравственностью и как менялись эти понятия в условиях Блокадного Ленинграда. Чтобы понять произошедшие изменения в морали людей, необходимо выделить факторы, которые внесли коррективы в привычный распорядок жизни. Часть из них уже представлена на нашей интеллект карте, попрошу Вас назвать их.

Ответы учащихся. Скорее всего, на данном этапе ребята точно назовут холод и голод. Желательно, используя логические умозаключения, подвести учащихся и к остальным пунктам.

Список, который служит примерным ориентиром:

  • голод (см. слайд презентации, сравнительные фото хлеба и т д)
  • холод (см. слайд презентации, температура зимой)
  • отсутствие цивилизованного быта (фото, где люди набирают воду из Невы)
  • болезни
  • апатия во всех ее проявлениях
  • ослабление социальных связей (фото - отсутствие транспорта, средств связи)
  • бомбежки (фото – эта сторона при артобстреле наиболее опасна)

Учитель: Посмотрите на этот список. Способны ли эти факторы изменить поведение людей? Безусловно. Оказавшись в подобных обстоятельствах, нравственные правила человека всегда начинают претерпевать изменения. Как правило – данный процесс происходит небыстро, но всегда можно обозначить некие точки перехода, где собственная система ценностей начинает подстраиваться под радикально изменившуюся обстановку. Давайте рассмотрим данный процесс на примере голода:

Бондаренко А.П. «О блокаде: Архив семьи П.К. Бондаренко»

«Отправная точка рассказа» - воспоминания А.П. Бондаренко: «В начале августа 1941 г. давали по карточкам столько продуктов, что не выкупишь»

Байков В. «Память блокадного подростка»

2 месяца спустя: Перестали продавать мясо, сахар и крупа стали отпускаться по таким нормам, которые не обеспечивали физиологических потребностей людей

Привести как еще один пример такой точки – октябрь 1941 года, разбомбленные в сентябре 1941 г. Бадаевские склады, на бывшей территории которых люди снимали верхний слой «сладкой» земли, промывали ее и использовали вместо сахара.

Учитель: За период август – октябрь 1941 у людей и в магазинах закончились запасы продовольствия, новых поставок нет. Люди начинают употреблять в пищу пищевые суррогаты – столярный клей и т д. В записях в дневниках в октябре 1941 регулярно встречается гнетущее описание неумолимого чувства голода.

Елена Мухина – дневник:

«150 граммов хлеба нам явно не хватает… Я до школы ночами
все съедаю, а целый день сижу без хлеба… Все время внутри что-то сосет… Как хочется поесть»

Эльяшева Л. – дневник

«В октябре желание есть, сосущее чувство голода становилось все назойливее… Оно гнало в буфеты и столовые в поисках еды с интересных лекций»

Учитель: Чтобы понять, что происходило дальше, необходимо выстроить причинно-следственную связь. «Блокада продовольственных каналов + закончившиеся запасы =>> голод в городском масштабе => последствия?» Попробуем рассмотреть их.

Голод – это коварный убийца, который не дает своим жертвам права на легкую и милосердную смерть. Первым результатом многомесячного голода стала апатия. Общими признаками для всех стали заторможенность, вялость, «отупение».

Пример: воспоминания В. Адмони: «Одна наша бывшая… приятельница рассказала, что видела в середине блокадного января, как я неподвижно стоял на углу Моховой… глядя перед собой бесцельным, отсутствующим взглядом. Она прождала чуть ли не четверть часа, не шевельнусь ли я… Но ничего не изменилось»

Вторым результатом стала приобретаемая «эмоциональная глухота» - из обычных, повседневных дел людей полностью пропала эмоциональная составляющая, все действия совершаются машинально, автоматически:

Пример: Шварц Е. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990. С. 659. 
Рохлин – «совершенно истощенный человек… Куда-то в пространство смотрели безжизненные, стеклянные глаза». Его жена сказала ему о том, что у нее пухнут ноги «безразличным тоном». Их дочь «лежала все такая же печальная, безучастная ко всему».

Цитата оттуда же – «Жизнь теряла теплоту».

Откуда возникает эмоциональная глухота? Ее появление связано с ослаблением, а то и полным разрывом всех социальных связей человека в связи с апатией. Постепенно пропадает контроль над собой, пропадает необходимость объяснять мотивы своих действий. При отсутствии интереса к кино и искусству – исчезает необходимость давать личную моральную оценку.

В тяжелых условиях блокады человек полностью сосредоточивался на самом себе, становился безразличен к окружающему миру – и утрачивал способность эмоционально реагировать на происходящие события. Радость, горе, гнев, страх, надежда, отчаяние и т. д. являются «проводниками» моральных правил. Сочетание двух факторов приводит к эмоциональной глухоте.

Там, где гаснут моральные ориентиры, становятся возможными преступления, до этого момента немыслимые, а именно грабежи, мародерство, обман, воровство. Они являются неизменными спутниками распада человеческой этики. Каковы были причины этих ужасных поступков? Кто-то хотел любой ценой спасти себя и своих близких, кто-то делал это ради обогащения и наживы. Несмотря на то что в блокадном Ленинграде такие случаи пресекались жесточайшим образом, вплоть до расстрела, эти преступления все равно имели место, но, к счастью, в крайне небольших количествах. Все происходящее вокруг впитывалось людьми на подсознательном уровне, становилось привычной действительностью, чем-то «не выходящим за рамки». Как нам уже известно, повседневные вещи не требуют эмоционального отклика, а растущая эмоциональная глухота заставляет медленно прекращать ощущать себя живым человеком и все больше становиться «механизмом», направленным лишь на выживание…

Нравственные нормы и из чего они состоят

Мы с Вами рассмотрели те факторы, которые оказывали негативное влияние на личности людей, живших в блокадном Ленинграде. Как же они смогли выстоять перед лицом таких чудовищных испытаний? Как смогли не упасть в пропасть морального упадка, не позволили волне преступности и анархии захлестнуть город? Ответ возможен только один – высокие нравственные нормы абсолютного большинства людей, оказавшихся в осажденном городе.

Вопрос учителя: Как мы можем описать, что такое нравственные нормы, из чего они состоят? (ответы учащихся)

Выслушав все ваши варианты, я предлагаю, для упрощения нашей задачи, представить нравственные нормы из трех компонентов – чести, справедливости и милосердия. Попробуем разобрать каждый из компонентов подробнее.

Честь

Сложно представить себе портрет «идеального» человека, поскольку мы совершаем абсолютно разные поступки, кроме того, каждый человек может ошибиться. Представление о человеке может перевернуть один поступок, причем измениться представление может как в положительную сторону, так и в отрицательную. Сложно оценивать каждый поступок в отдельности, так как человеку свойственно естественное желание оправдать свои поступки, прибавив им некий элемент драматизма (приукрасив его, например). Сложно бывает оценить поступок и потому, что невозможно понять, какой тип поступка мы сейчас рассматриваем – сиюминутный или постоянный, было ли это исключение из собственных правил или убежденная позиция. Кого же тогда считать честным, порядочным человеком?

С точки зрения ленинградцев, прежде всего, это человек, который не будет жить за чужой счет. Многие подростки устраивались на работу на заводы, в наблюдательные и медицинские бригады. Сами они это объясняли нежеланием «быть нахлебниками» и стремлением помочь своей семье.

Уманская А.С. Дневник. 10 апреля 1942.

«Я страшно устаю, но зато по своей рабочей карточке могу существовать сама, не объедая маму, которая страшно похудела, и делюсь с папой, который тоже неузнаваемо изменился».  

Какие еще «штрихи» можно добавить к портрету честного человека? Особо следует отметить возврат найденных продовольственных карточек владельцу. С точки зрения выживания, данное действие подвергает  нелегкому испытанию человека – найденные карточки позволят ему до конца месяца жить гораздо лучше, да и сам процесс возврата нелегок, ведь нужно разыскать человека, опираясь только на адрес и ФИО.

Кудрявцева Т. «Фотография, которой не было».

 Дочь «взволнованно» пересказала историю женщины, нашедшей продовольственные карточки, вернувшей их и тем спасшей чужую семью: «Такое с нами было. Мы тоже возвратили карточки. И нам вернули, когда потеряли мы. Это обычное дело, норма».

Честный человек – тот, кто избежит соблазна воспользоваться чужим хлебом. Порядочность здесь в абсолютно негромких делах, без пафосных описаний.

Одну из медсестер в госпитале врачи просили получать по их карточкам хлеб в булочной, и она доверием дорожила: «Отвесят мне хлеб и горбушку сверху. Могла бы я тайком этот довесок съесть по дороге, но никогда…»

Анализируя записи Елены Мухиной, можно обратить внимание на необходимость подтверждения собственных незыблемых нравственных правил. Медсестра никогда не возьмет кусок хлеба у голодных, не будет пытаться использовать свое положение для получения сиюминутной выгоды. Для нее действительно важна возможность подтвердить свое право называться человеком. Ее цитата относительно недостойных поступков крайне проста и бесхитростна: «Мое сердце бы не выдержало», что лишь подтверждает незыблемость правил морали.

Справедливость

Понятие справедливости упрочилось посредством придирчивого наблюдения жителями осажденного города за другими людьми. Источниками служили как личные впечатления, так и слухи, и неизвестно, чему доверяли больше. В случае пренебрежения нравственными заповедями, восприятие данных поступков всегда было эмоционально, категорично и сурово.

Самым важным признаком справедливости для блокадников являлось отсутствие привилегий. Многие блокадные записи упоминали об этом просто и ясно – их не должно быть.

Змитриченко А. О. [Запись воспоминаний] // 900 блокадных дней. «Чины, по слухам, жили хорошо».

Цитата выше емко и ясно показывает пример настроений того времени. Так же острые обсуждения вызывало деление людей на «нужных» и «ненужных».

Из дневников Г.А. Князева. (Запись 23 января 1942 г.) Иждивенцам предоставляется или эвакуироваться, или умирать». «Мы голодаем и замерзаем. Кто-то спасается, получив легально особый паек. А мы – „второй категории"…»

Необходимо задуматься – насколько важно такое распределение пайка в зависимости от ценности человека и его труда для обороны? С точки зрения выживания города – с этим сложно спорить. Но с точки зрения справедливости? Ведь жизнь каждого человека ценна, каждый имеет право на жизнь, уважение и сострадание. Можно приводить любые прозаичные расчеты и статистику, но кто захочет признать себя никчемным, бесполезным и заслуживающим этого? И когда люди ощущали, что в этом кошмаре наяву, кто-то пытается жить лучше, требование равенства приобретало особый смысл. Это было требование не из области этикета или воспитания, оно стало условием выживания. Справедливый человек не мог пройти мимо бедствий других. Милосердие и справедливость здесь идут рука об руку. Справедливый человек – не закоренелый педант, по линейке делящий кусок хлеба, распределяющий обязанности во время дежурства, а человек, обретший понимание, что нельзя требовать от истощенных тех же результатов, которые давали здоровые. Это человек, не брезгливо делящий жителей осажденного города на сопротивляющихся и утративших стойкость, а помогающий самым слабым, оказывающий им сочувствие и помощь.

Милосердие

(Вопрос учителя): Что можно назвать проявлением чувства милосердия в блокадном Ленинграде? (ответы учащихся)

Это сочувствие пострадавшим людям: слабым, беспомощным, пожилым, неспособным постоять за себя. Прежде всего, это относилось к детям и подросткам, вспомните ту же порцию хлеба в 125 г. «Хлеб для детей» - эта фраза очень часто останавливала чьи-то корыстные побуждения, взывала к внутренним моральным ориентирам. Стоит вспомнить случай произошедший у Нарвских ворот. Перевернулись санки со сладостями для детдома, которые везла женщина-экспедитор. Вокруг начали останавливаться прохожие, она пыталась собирать конфеты и понимала, что ситуация накаляется. Что она сделала, что сказала? «Это для детдомовцев» - были первые слова, которые она прокричала. Она могла попросить помощи, угрожать наказанием, потребовать отойти – но скорее всего, эти действия не возымели бы такого эффекта, как эта фраза. Вот что произошло дальше:

 «Внезапно люди в передних рядах окружили санки, сомкнулись, взявшись за руки, и стояли до тех пор, пока все не было собрано и упаковано». Котов С. Детские дома блокадного Ленинграда.

Может показаться, что данное событие описано патетично, но оно характеризует людей весьма ярко. Это и стремление не допустить, чтобы дети были обделены, и решимость в отстаивании их интересов. Все действия, казалось бы, заключались в сомкнутом кольце вокруг упавших саней – так люди препятствовали расхищению сладостей – но эти простые действия показывают истинную отзывчивость людей.

Также особо следует отметить сбор подарков для солдат и шефство над детскими госпиталями и домами. Теплая одежда, варежки, бытовые предметы, обмундирование и его починка, сбор денег на подарки – вот неполный список того, что делали жители осажденного Ленинграда, находясь под свинцовым бременем блокады. В воспоминаниях об этих делах всегда присутствовали особая теплота и человечность:

«…Помню, как пришли врачи из 31-й поликлиники, принесли очень искусно сшитые рукавички. Среди пришедших была и Мария Сергеевна Сергеева… Помню, как она радовалась тогда, что их рукавички понравились».

«Люди несли все, что у них было. Отдавали хорошие, дорогие вещи: валенки, варежки, теплое белье, шапки, носки, фуфайки, несли и просто шерсть».

«Прихожане и служащие Спасо-Преображенского собора собрали около ста полотенец, бинты, теплые вещи, сделали 25 печей для госпиталей».

Невозможно здесь не отметить милосердие блокадников, которые сами в нем отчаянно нуждались, но находили последние силы и возможности помочь их защитникам и нуждающимся.

Заключение

Говоря об устойчивости моральных заповедей жителей Ленинграда, нельзя не отметить одну особенность. События и явления, которые должны были подтачивать моральный дух и понятие о цивилизованности, одновременно укрепляли их. Например, бесконечные разговоры о еде, что считалось признаком упадка, способствовали сохранению памяти о цивилизованном быте и тех чувствах, которые при этом испытывались.

Ненависть, раздражение, желание наказать и требования справедливости на грани самосуда – не лучшие чувства, но именно они намертво вбили нравственные уроки: непримиримость к воровству, обману, несправедливости и жестокости.

Записи, пропитанные скорбью и горестью, донесли до нас лишь малую частицу великого дела помощи родным и близким. Не все имена нам известны, не все мы можем перечислить, не обо всем рассказывалось. Люди стеснялись детально описывать свои благородные поступки, упоминая о них как о чем-то мимолетном, само собой разумеющемся. Многие из них, безответно выполнившие свой долг, уже ничего не смогут нам сказать. Мы не услышим ничего ни от них, ни от тех, кого пытались спасти те люди, жертвуя собой. В этих драгоценных для нас свидетельствах мощи человеческого духа, который позволил преодолеть нечеловеческие страдания и остаться человеком, прежде всего, заметна их простота и скромность. Никто не скажет, что совершил подвиг. У этих людей не было ничего, кроме куска хлеба, горсти пшена и потрепанного платка, в котором пытались найти спасение от мороза. Никакие артобстрелы не могли разрушить эту крепость человеческого духа – голодные поднимали упавших людей и утешали отчаявшихся. Ленинград спасал себя великими и малыми делами – и самоотверженностью сотен людей, искавших сирот по всему городу, и стаканом воды, переданному обессиленному соседу.

С. Яров. «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг.»  «Понимали, что легче выжить, не делясь ни с кем – но делились. Знали, что с ними не могут расплатиться – но давали, кто что мог. Голодали – но находили в себе силы покормить и других. Есть нечто непреложное в той цене, которую платили, чтобы продолжал жить другой человек. Это – жизнь, а большего, чем жизнь, никто отдать не мог» 

Рефлексия:

Вопросы учителя:

  1. Дал ли сегодняшний классный час возможность взглянуть другим взглядом на чудовищные 900 дней и ночей?
  2. Какой пример затронул из рассказанных Вас наиболее сильно?
  3. Предложить ученикам совместно с родителями создать книгу памяти «Блокада в истории моей семьи». Проанализировать наиболее запомнившиеся события через призму морали и нравственности.

Список литературы:

  1. С. Яров. «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг.»
  2. Блокадная книга / Алесь Адамович, Даниил Гранин
  3. В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб, НКВД и письмах ленинградцев / Никита Ломагин
  4. Бондаренко А.П. «О блокаде: Архив семьи П.К. Бондаренко»
  5. Байков В. «Память блокадного подростка»
  6. Шварц Е. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...