Методический семинар "Информационные технологии"
материал

Сорокина  Елена Валерьевна

Сорокина Е.В. Методический семинар "Информационные технологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

 Роджер Левин

«На уроке ученик в основном сидит, а должен идти. Значит нужен путь , интересный всем и каждому».

Е.Ильин

«Современные информационные технологии как средство модернизации школьного образования и самообразования»

Сорокина Е.В. учитель истории

и обществознания

МБОУ Ульяновской СОШ

Лукояновского района

Нижегородской области

История и обществознание являются одними из тех наук, которые составляют основу современного гуманитарного знания. Тенденции мирового общественного развития предъявляют новые требования к учебному процессу, в том числе и к области «Обществознание».

В условиях модернизации современного образования происходит изменение и самого процесса образования и, самое главное, на мой взгляд, целей и задач образования.  В процессе модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора учебной деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Для реализации этих задач на уроках истории и обществознания необходимо представлять ситуации в форме диалога, позволяющих выделить одну или несколько проблем по предъявленной тематике. 

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Общество требует от человека всесторонней грамотности и человек должен уметь ответить на этот вызов. Как пишет доктор педагогических наук Евгений Семенович Полат, определяя основные направления развития современных образовательных систем: «педагогика – наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации этих задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов». И, естественно, модель современного выпускника была бы не конкурентно способной в современном мире, если бы он не мог ориентироваться в современных информационных технологиях. А научить этому должен учитель и, отнюдь, не только учитель информатики. Найти наиболее выгодный, короткий способ поиска информации одна из основных задач учителя.

Итак, абсолютно ясно, что  тема «информационные технологии» достаточно прочно укоренилась в образовательном процессе. И уже нельзя представить уроки без презентаций, аттестацию педагогических работников в виде он-лайн тестирования или специальных компьютерных программ, тренинги подготовки к ГИА и ЕГЭ на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).

Ретрограды, консерваторы спросят: «А чем было плохо обычное традиционное образование?»  Докомпьютерное время ничем не плохо, но современные технологии позволяют достичь большего при меньшей потере времени, а значит КПД ученика, да и учителя гораздо выше, чем при традиционной системе. Но прежде чем прийти к такому выводу, мне пришлось пройти путь самообразования и  доказать самой себе, что использование информационно-коммуникативных технологий не только интересно для меня, но и достаточно эффективно для самого урока.

Итак, каждый раз применяя, что-то для меня новое я задаю себе вопрос «Зачем?» Ответы на этот вопрос я уже потом нахожу в результатах моей практической деятельности, которых я добилась при помощи информационных технологий. И первым ответом на мой вопрос «Зачем?» становится ответ «мотивация детей на уроке при изучении истории и обществознания». Обычный урок становится скучным для современного ребенка. Хорошая речь учителя, какая-нибудь наглядность (на традиционном уроке истории, как правило, это может быть карта или иллюстрация), работа с учебником, потом с тетрадью все это для ученика выглядит не выигрышным в сравнении с ярким миром компьютера, планшета или телефона, который, кстати, совсем рядом тут в кармане. Поэтому среднестатистический ученик предпочтет телефон с играми на уроке украдкой, ведь надо массу усилий силы воли  чтобы побороть желание поиграть и вместо этого слушать рассказ учителя, даже очень красноречивый. Поэтому, на мой взгляд, необходимо сделать урок ярче, чем эта игра в телефоне, интересней занятие на уроке, поставить задачу ученику, задать домашнее задание, при выполнении которого он может воспользоваться своими техническими средствами.  В нашей школе достаточно хорошо просматривается преемственность между ступенями обучения. Уже сейчас в начальной школе дети учатся составлять проекты как в текстово-печатной форме, так и в электронном виде (презентации в программе Power Point). Обучающиеся средней ступени владеют более совершенными технологиями при поиске и оформлении исследовательских работ. Обучающиеся старших классов владеют дополнительными технологиями использования цифровых ресурсов, умеют работать с программами векторной графики, видеомонтажа, создания флеш карт.

Но в такой ситуации учитель сам должен выглядеть информационно подготовленным, должен уметь пользоваться всеми этими научно-техническими достижениями. Учитель, который не познает новое и не идет в ногу со временем станет не интересным для учеников и его предмет тоже может стать не интересным. Поэтому вторым ответом на вопрос «Зачем?» станут ответы «самообразование» и «интерес». Мне было интересно познать новое, и было необходимой быть интересным собеседником для моих учеников. Изучив основные программы (все офисные компоненты: Word, Excel, Power Point), другие программы, такие как  Movie Marker, Рinnacle Studio, которые я могла бы использовать на уроках или при подготовке урока, мне стало интересным бороздить просторы интернета в поисках других программ, методик, способов достижения наибольшей эффективности урока.

Появление интернета как глобального и культурно-исторического феномена заметно изменило мировоззренческую картину современного мира. Интернет как среда дает человеку массу возможностей в сфере образования, общения, творчества, но при этом требует жертвоприношения – на алтарь брошено время и здоровье (в данном случае в основном – психическое), которое человек на него тратит.

                      Но не все так трагично как кажется на первый взгляд. Выход заключается в осмысление феномена «всемирной паутины» никак неизбежного зла, а как новой исключительной возможности открывающей перед человеком новые горизонты.

           Мы должны понять, что от нас – учителей, родителей, и просто граждан, во многом зависит, каким будет следующее поколение – образованным в общечеловеческом смысле или «продвинутым» в сленговом варианте молодежи.

           Мы должны оградить нашу молодежь от тлетворного влияния интернета и показать его возможности как инструмента в достижении целей личностного развития, сформировать у молодого поколения потребность в самореализации и информационной культуре, где основным ограничителем будут выступать мораль и закон. Но для этого мы сами должны освоить достижения компьютерной революции.

При таком подходе сфера ответственности за взаимоотношения ребенка с компьютером не будет разделена на составляющие компоненты между школой (средой) и родителями (семьей).

           Данное обстоятельство, в перспективе дает школе реальную возможность выстраивать по отношению к молодому поколению, определенную воспитательную работу (быть может, даже систему!) по формированию элементов информационной культуры, развивать которую необходимо на трех фундаментальных основах современного российского общества – семье, образовательной системе и средствах массовой информации (интернет, телевидение, пресса).

В связи с необходимостью выработки навыков информационной культуры нам, педагогам, необходимо первоначально создать эту информационную культуру в своей среде. В связи с этим в интернет просторах сложилось единое информационное образовательное пространство. Под термином «единое информационное образовательное пространство» подразумевается основанная на использовании компьютерной техники и ИКТ программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, учителей, родителей, администрацию образовательных учреждений и общественность. Подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления ОУ, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях.

           При этом создание данной среды должно способствовать формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса школы, города и может осуществляться только на многоступенчатой и пошаговой основе.

Вот в поиске такого образовательного пространства родился третий ответ на мой вопрос «Зачем?». Чтобы не вариться в собственно добытых способах внедрения информационных технологий в обычный урок, мне было необходимо обменяться опытом, мнения опытных коллег, их рекомендации, их опыт. Как нельзя, кстати, НИРО стал сотрудничать с Академией  АйТи  (Академия АйТи – это ведущий российский учебно-консалтинговый центр профессиональной подготовки, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях). И в течении 2011- 2012 гг. учителя нашего района, в том числе я, прошли курсовую подготовку по использованию ЭОРов и ЦОРов в образовательной деятельности.  

Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основной целью проекта является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.

Проект охватывает практически все ступени обучения – дошкольное развитие, внедрение новых технологий в начальной и старшей школе, кроме того, обучение лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, предоставление равных возможностей студентам различных вузов, повышение качества и эффективности использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

        Так что же дает нам использование информационных технологий? Возможность продолжить свое образование, успешнее пройти аттестацию, научить детей пользоваться этими технологиями. Интернет, компьютер, мультимедийные пособия позволяют современным ученикам сократить время на поиск информации и увеличить время на анализ и систематизацию обнаруженных данных. В современное время использование ИКТ  цифровых ресурсов помогают учащимся и эстетически оформить свою доказательную базу по предмету исследования, оформить свои мысли, доказать свою точку зрения, показать свою позицию. Поэтому использование ИКТ позволяет нам всем вместе создавать личностей способных выжить в информационном мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель истории и обществознания МБОУ Ульяновской СОШ Сорокина Елена Валерьевна «Современные информационные технологии как средство модернизации школьного образования и самообразования»

Слайд 2

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин

Слайд 4

http://www.proshkolu.ru/user/ulanova17/ - сайт Pro школу. ru

Слайд 5

http://nsportal.ru/ulanova17 - нс портал (социальная сеть педагогических работников)

Слайд 6

http://multiurok.ru/moy-mir/ - мультиурок сайты учителей

Слайд 7

http://pravolimp.ru/ - сайт конкурсов и олимпиад проводимых ПСТГУ

Слайд 9

http :// www . school . edu . ru / Российский общеобразовательный портал

Слайд 10

http :// schools . dnevnik . ru – электронный дневник

Слайд 11

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационных образовательных ресурсов Информационный модуль Практический модуль

Слайд 12

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http :// nsportal . ru / - нс-портал http :// pedsovet . org – педсовет орг http :// schools . dnevnik . ru – электронный дневник http://www.ug.ru Учительская газета http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.edu.ru/ Федеральный портал "Российское образование" http :// www . school . edu . ru / Российский общеобразовательный портал http://multiurok.ru/ - мультиурок сайты учителей http://pravolimp.ru/ - сайт конкурсов и олимпиад проводимых ПСТГУ

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...