Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
классный час (7 класс)

Спиридонова Светлана Сергеевна

Цель:

  • Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.

Задачи:

  • рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни;
  • обобщение знаний учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_2.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Цель: 

  • Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.

Задачи:

  • рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни;
  • обобщение знаний учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Ход классного часа:

       Ребята, отгадайте загадку: что на свете всего дороже?

(Здоровье)

       Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье, и обо всём, что так или иначе с ним связано; о профилактике несчастных случаев, то есть о безопасности.

       А  что означают слова «опасность» и «безопасность»?

(Опасность - угроза чего-нибудь; безопасность - отсутствие угрозы).

       Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»

       Итак, сидящие слева это команда «ОПАСНОСТЬ», а сидящие справа команда «БЕЗОПАСНОСТЬ».

       I. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА

       Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек! Перечислим некоторые из них. В этом нам поможет

Кроссворд «Электроприборы»

1. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.   
(Электроплита)

2. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.  
(Пылесос)

3. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок – 
Развеселый огонек.   
(Лампа)

4. Посмотри на мой бочок, 
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
Быстро крем вам собьет. 
(Миксер)

5. Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами.  
(Магнитофон)

6. Не радио, а говорит,
Не театр, а показывает.   
(Телевизор)

http://festival.1september.ru/articles/575679/img1.gif

       Какое ключевое слово получилось?

(Опасно)
      А какую опасность они представляют?

 (Ответы детей)
       Обращаться с электричеством надо уметь!
      Чего ни в коем случае нельзя делать?

  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
  • Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
  • Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
  • Электричество не терпит соседства с водой.

       К какому мы с вами пришли  выводу?

(Нельзя оставлять без присмотра электроприборы. Может возникнуть пожар.)

       II. ОТ МАЛЕНЬКОЙ ИСКРЫ БОЛЬШОЙ ПОЖАР БЫВАЕТ

       Что еще является причиной пожара?

  • Разведение костров без взрослых.
  • Повреждение электрического провода, короткое замыкание.
  • Зажигание свечей на елках.
  • Курение.

       Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара?

(Ответы детей)

Звонок в пожарную часть 

       Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом в пожарную часть. (план)  

1. Адрес.

2. Объект (что горит – квартира, склад, школа…)

3. Что горит (что конкретно  горит в квартире, школе..)

4. Номер дома.

5. Номер подъезда.

6. Номер квартиры.

7. Какой этаж. Сколько этажей в здании.

8. Код (для входа в подъезд).

9. Есть ли опасность для людей.

10. Фамилия.

11.Телефон.

       III. ЗНАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ!

       Идут на улице люди - на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.

  1. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? 

(Тротуар)

  1. Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? 

(Проезжая часть)

  1. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? 

(В левую)

4. Что означают цвета светофора?

5.На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

6. О чём говорят эти дорожные знаки?

       Для чего надо знать правила дорожного движения? 

(Ответы детей)

       К какому мы с вами пришли  выводу?

(Несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.)

       IV.  КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ 

       Игра «Крестики - нолики». Первый игрок читает вопрос. Если  он ответил на вопрос правильно, ставит свой знак в клеточке игрового поля, неправильно - знак соперника.

       Вопросы для игрового поля:

  1. На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?
  2. Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?
  3. Опиши, как выглядят современные злодеи.
  4. Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается увести тебя с собой, что ты будешь делать?
  5. Если тебе предлагают поиграть во взрослые  игры на деньги, или попробовать что-либо запретное, как ты поступишь?
  6. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки «Ералаша»?
  7. Если ты нашёл деньги, что ты будешь с ними делать?
  8. Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она твоя тётя. Что ты ей ответишь?
  9. Незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине. Как ты поступишь?

(Приблизительные ответы:

  • Чаще всего злодеи прячутся за добрыми масками, словами и кажутся друзьями и помощниками.
  • Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми.
  • Если кто-то обратился к тебе или ты хочешь спросить что-нибудь, то разговаривай всегда вежливо, уважительно.
  • Никогда не соглашайся уходить (уезжать) с незнакомыми людьми, что бы они тебе ни говорили и ни предлагали.
  • Если тебя пытаются увести силой, вырывайся, сопротивляйся, кричи: «Я вас не знаю! Отпустите меня! Помогите!»)

       V.  ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

       В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок. 

       Что (какие нарушения основ безопасности) привело сказочного героя к печальным последствиям? Вспомните сказки:

  • « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).
  • « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).
  • «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушайся старших).
  • Г.Х.Андерсен  «Снежная королева» (нельзя цеплять санки за впереди идущий транспорт).

VI. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС

       Ребятам предлагаются отрывки из популярных песен, после чего им задаются вопросы, на которые они должны ответить.

  1. Звучит песня «Крылатые качели», муз. Е Крылатова.

       Вопрос: Какие меры предосторожности надо предпринять, чтобы сделать это увлекательное занятие безопасным?

(Качаясь на качелях, не забывать держаться руками. Если хочешь покачаться следующим, стой только сбоку около столба. Не подходи к качающимся качелям  спереди и сзади)

  1. Звучит песня  «Человек собаке друг», «Не дразните собак», муз. Шаинского.

       Вопрос: Назовите правила поведения с животными.

(Не пытаться гладить незнакомых животных. Не отнимать корм у животного. Не подходить к животному, когда оно ест. Не беспокоить животных, когда они окружены животными. Не поднимай руки, если перед тобой собака в угрожающей позе. Не убегать при встрече с незнакомыми животными, лучше замереть на месте.)

VII.  ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»

       Явление, предмет охарактеризовать сначала словом «хорошо», а затем - «плохо».

       Телевизор 

(а) приносит много радости, расширяет знания, избавляет от одиночества и т.п.,

б) утомляет глаза, излучает вредные электромагнитные волны, может стать источником пожара при неправильном обращении и т.п.)

       Рекомендации телезрителям:

         Нельзя близко сидеть возле телевизора. Не ближе двух метров, если  размер экрана по диагонали 35-47 см, и не ближе 3-5 метров,  если  размер экрана по диагонали 50 - 61 см.

        Смотреть телевизор надо не очень высоко и не слишком низко. Экран должен находиться над полом на высоте 80 – 90 см.

        Не следует смотреть передачи в темноте. Лучше, если в комнате горит неяркий свет.

        Не рекомендуется осуществлять просмотр лёжа. Это создаёт дополнительную нагрузку на глаза и нервную систему.

        После просмотра передачи надо обязательно дать отдых глазам.

        Школьникам рекомендуется смотреть смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю.

       Солнце. 

(а) учёные подсчитали, что за 5 минут пребывания человека на пляже он получает такое количество энергии , которое необходимо, чтобы нагреть до кипения 4 стакана ледяной воды. Под влиянием солнечных лучей в организме человека образуется витамин Д, необходимый для крепости костей,

б) если долго находиться на солнце, то очень легко перегреться, получить солнечный или тепловой удар, т.е. заболеть)

       Правила, которые нужно соблюдать, чтобы солнышко было другом.

         Загорать лучше всего в промежутке между 9 и 12   часами. В это время уже не холодно, но солнце ещё не очень жаркое.

        Загорать нужно начиная с 5 минут в день, затем постепенно увеличивать время приёма солнечных ванн до 1 часа.

         Идёшь на пляж или просто на прогулку в солнечный день – нужно обязательно защитить голову панамой от солнечных лучей.

        Загорать целесообразно до тех пор, пока получаешь от этого удовольствие (но не больше 1 часа)

        После солнечной ванны желательно облить тело прохладной водой, а затем на 20-30 минут перейти в тень и отдохнуть.

VIII. НА РЕКЕ РОДНОЙ НЕ БУДЬ ДУРНОЙ

       Какие правила поведения нужно соблюдать, отдыхая на водоёме?

  • (Не купайся один, без старших.
  • Купайся только в хорошо известных и специально отведённых для купания местах.
  • Не ныряй, не прыгай в воду в незнакомом  тебе месте.
  • Не заплывай за буйки.
  • Не шали на воде!
  • Не «топи» другого, даже в шутку.
  • Не отплывай далеко от берега на надувных матрасах, кругах, лодках.)

IX.  КОНКУРС ЗАГАДОК

      Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный

 (светофор)

      Остренькая проволочка,

Дырявая головочка.

Остренький зубок –

Береги-ка свой глазок

 (иголка)

     Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает

(огонь)

      Как начнём говорить –

      разговаривать,

Надо чай поскорее

заваривать,

Да пальцы беречь –

не обваривать

(кипяток)

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается

(электричество)

      Это тесный-тесный дом,

Сто сестричек живут в нём,

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками,

Тоненькими…

(спичками)

     Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг.

Не зевай и не стой,

А залей его…

(водой)

     Я пузатый и пыхтящий,

Ротозеев не терпящий.

Если только захочу,

Кипятком вас окачу

 (самовар)

       X. В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?

  • Пожар мы быстро победим, позвонив по 01.
  • Если видишь: на дороге случилась беда - незамедлительно звони по 02.
  • Стало плохо человеку - ты не медли, не реви.
    Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03.
  • Коль почувствовал запах газа в квартире,
    К телефону беги и звони 04.
  •    XI.  Итог игры:

       Расшифровать выражение «Твоя безопасность - в твоих руках!».

       Из каждого слова взять тот слог, который указан в коде, а затем все полученные слоги сложить, получаются слова, из которых и составляется заданное выражение.

1 -1

Творог, ящик  (твоя)

1 - 1 - 1 - 2

берег, зола, пастух, крайность  (безопасность)

В (в)

2

натворил + их  (твоих)

1 - 3

руины, закладках  (руках)

       XII.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА

       Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения,   подвижных игр на улице, общения с незнакомцами, поведения на водоёмах.

       Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми. Ведь, как говорится в песне:

« …А пока мы только дети,
Нам расти, еще расти…»

(Звучит песня Е. Крылатова  «Крылатые качели».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по разделу "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Тесты предназначены для проверки теоретических знаний...

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и  резким изменением паводковой обстановки в Томской о...

Тесты «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Тесты для 5 класса «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»...

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Опасной называют ситуацию, которая угрожает жизни, здоровью человека или природной среде....

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Опасная ситуация-это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его ...