Душа моя, Масленица!"
классный час (6 класс)

Ребковец Алина Евгеньевна

Разработка классного часа "Душа моя, Масленица!" Цель мероприятия: изучать и возрождать интерес и уважение к славянской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dusha_moya_maslenitsa.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Душа моя, Масленица"

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к славянской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.
  • Прививать интерес к белорусской народной культуре.
  • Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Подготовительный период: дети пекут дома блины и приносят их на классный час, делятся рецептами, несколько учащихся заранее готовят материал об истории и ритуалах праздника

Ход  урока

Организационно-психологический момент: создание благоприятной и  доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы, определение цели и значимости предстоящего классного часа.

Вступительное слово учителя. (Слайд 1,2)

Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость войди! Традиций не нарушим,

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье,

Хлебосольство и открытый дом

Дорогие гости! Мы сегодня собрались с вами на  праздник, который в народе называют Масленицей.  А ученики нашего класса поведают  о традиции проведения этого праздника.

История праздника.  Масленица самый радостный и светлый  праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как  может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица  воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице. (Слайд 3)

  1. Почему  праздник называется Масленица?
  2. Почему именно блин символ Масленицы?
  3. Из чего делают блины и с чем их едят?

(Слайды 4 и 5)

1 ученик: Само название праздника  Масленица произошло от того, что в этот  день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи .Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по 14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то  с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные.  Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы – последний день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день  в русском народе получил название «Мясное заговенье».На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов .Второе правило, о котором не стоит забывать. Заключается в том ,что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от  многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят друг к другу в гости.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Ритуалы масленичной недели. (Слайд 6)

2 ученик: 1 день: Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины .Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

Прослушивание песни «Встреча»

3 ученик: 2 день: вторник – заигрыш  (Слайд 7)

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

Учитель: Поскольку день второй называется «Заигрыш», сейчас мы с вами и начнём играть. Для начала разгадаем-ка загадки  (Слайд 8)

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
  2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
  3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

4. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).

5. Никто его не видит, а всякий его слышит,

Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо).

6. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь).

7. Дождь идет, я тут как тут,

Многие меня здесь ждут:

Лягушата и ребята,

Голуби и поросята.

Я на зеркало похожа

И на озеро — чуть-чуть.

Ну а вам не захотелось

Ко мне в гости заглянуть? (Лужа).

8. Заря-заряница,

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Едет стороной

С сохой, бороной,

С ключевой водой. (Весна).

А теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. (Слайд 9)

  1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
  2. «Без блина не Масленица»
  3. «Блин не клин – брюхо не расколет»
  4. «Не житьё, а Масленица!»
  5. «Масленица объедуха, деньгами приберуха».
  6. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

4 ученик: 3 день: среда – лакомка  (Слайд 10)

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!

Учитель: Блины мы попробуем немного позже, а сейчас  для того, чтобы полакомиться вам необходимо разгадать ребусы. Для начала – потренируемся (2 первых ребуса просто показываю).

А этот ребус содержит в себе пословицу. Какая команда первой её прочитает, та первой и полакомиться.

  1. Весна.2) стриж, семья, сорока, столб. 3) семь раз отмерь, один раз отрежь.

Буриме «Вот, блин»

Каждая команда должна придумать стихотворение (1 четверостишие) со словами

весны, блины, нарядиться, веселиться.

5 ученик: 4 день: четверг – разгуляй  (Слайд 11)

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

Конкурс «Солнышко»

Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко и чей рисунок окажется наиболее красивым. Каждый ученик бежит по три раза!!! (поочерёдно)

6 ученик: 5 день: пятница – тёщины вечери  (Слайд12)

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

  1. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

  1. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

  1. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

  1. Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

  1. Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица,

Славна Масленица!

  1. Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.

То ведь Масленица,

Добра Масленица!

  1. Для любимой за платок

Парень лезет на шесток.

А шесток облит водой,

Оттого и ледяной.

  1. Мой зятек без приглашенья

Прибежал на угощенье,

Но и он ошибся в силе,

Всех блинов он не осилил.

  1. С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

  1. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

7 ученик: 6 день: суббота – золовкины посиделки  (Слайд 13)

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Учитель: А ещё на золовкиных посиделках гадали. Вот и сейчас мы с вами проведём шуточные гадания. С завязанными глазами вы отрезаете любую картинку. То, что на ней изображено и будет вам что-то предсказывать.

8 ученик: 7 день: воскресенье – прощённое воскресенье (Слайд 14)

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. 

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Учитель: Вот и мы сейчас с вами в канун прощёного воскресенья попросим друг у друга прощенья. А ещё мы будем говорить друг другу «Спасибо за то, что ты…» Вам необходимо за что-нибудь поблагодарить друг друга.

9 ученик: (Слайды 15 и 16)  

Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний классный час? (Поднимите пожалуйста руки). Что нового узнали сегодня о Масленице?

Но на этом наш праздник не заканчивается, сейчас мы будем жечь чучело Масленицы. Все на улицу!!!

Дети становятся в хоровод, чучело поджигают. Дети кричат свои стихи.

Учитель в классе: С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам наши ребята, они поделятся своими вкусными рецептами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Душа моя, масленица!" - методическая разработка.

Цели урока:          Дидактическая:  Поможет приобщить учеников к миру народной культуры, познакомить с традициями русского народного календарно...

" Душа моя, масленица!" - методическая разработка.

Цели урока:          Дидактическая:  Поможет приобщить учеников к миру народной культуры, познакомить с традициями русского народного календарно...

Праздник. "Душа ль ты, моя масленица!"

Праздник "Душа-ль, ты моя масленица!"...

Масленица - раскрасавица-душа.

Фольклорный праздник, посвящённый Масленице. Проведён совместно с ельской библиотекой....

Фольклорный праздник "Душа ль моя, Масленица!"

Возрождение утерянных традиций русской культуры....

«Душа моя, масленица!» конспект воспитательного мероприятия

Цель: Познакомить учащихся с традициями и обрядами встречи масленицы на Руси.Форма проведения:  народный праздник, где присутствуют элементы игры, конкурсы....