Беседа с родителями. "Чем удивляет меня мой ребенок?"
материал

Кашкина Татьяна Михайловна

Беседа с родителями. "Чем удивляет меня мой ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami._chem_udivlyaet_menya_moy_rebenok.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Чем удивляет меня мой ребенок

Беседа с родителями.

Ребенок плохо ведет себя в школе. Что делать? Вряд ли кого-то из родителей радует замечание в дневнике сына или дочери, звонок учителя по поводу плохого поведения их ребенка, и еще неприятнее, когда принимается крайняя мера – папу и маму приглашают в школу для встречи с директором. Самая главная ошибка родителей Как правило, ребенок не становится сразу отъявленным нарушителем школьной дисциплины: к этому он идет постепенно! Все дети приходят в первый класс с желанием быть примерными учениками, хорошо учиться, радовать успехами учителей и родителей. Однако через какое-то время некоторые почему-то становятся отъявленными лодырями, прогульщиками, нарушителями дисциплины! Так в чем же ошибка родителей?

Ошибка в том, что они вовремя не реагируют на тревожные «звоночки»: на родительском собрании ребенка не хвалят, от учителей поступает информация о том, что он не всегда внимателен на уроках, плохо ведет себя на перемене. Сначала кажется, что все это несущественно: отвлекся на уроке, толкнул одноклассника во время перерыва – ну и что? Ведь это дети! Действительно, если это случается редко, тогда ничего страшного! Другое дело, если жалобы от учителей идут часто: это говорит о том, что ребенок уже привыкает к тому, что вести себя можно как угодно!

Учителя жалуются, родители молчат. Маленький озорник чувствует себя вполне комфортно: он может позволить себе делать все, что захочет! Перерастет... Некоторые родители успокаивают себя тем, что ребенок, став старше, образумится и будет вести себя по-другому. Вполне возможно, что их надежды оправдаются. Но есть и другой вариант: взрослея, он будет становиться лишь еще более самоуверенным, циничным, привыкнет к тому, что ему все можно! Поэтому более мудро поступают те родители, которые не уповают на «время», а немедленно принимают меры для того, чтобы направить энергию ребенка в нужное русло. А для этого родителям сначала придется решить несколько вопросов.

Почему ребенок ведет себя плохо? Прежде всего, выяснить причину, почему их сын или дочь ведут себя не так, как другие. Почему их одноклассники могут вести себя на уроках и переменах хорошо, а они никак не могут держать себя в рамках правил школы.

 Вот некоторые возможные причины:

Ребенок желает быть лидером: его активность – средство самоутверждения. Хочется всегда быть в центре внимания: нет лучшего способа привлечь взгляды всех окружающих, как что-нибудь вытворить.

Не дается учеба, нет должной мотивации к знаниям: бурные игры на перемене, разговоры во время урока помогают нерадивому ученику скрасить школьные часы, то есть избежать откровенной скуки.

 Не выработана усидчивость. Ребенок слишком эмоциональный по характеру: ему трудно сдерживать свои чувства и порывы желаний. Виной всему нерастраченная энергия: у ребенка есть отличный потенциал для занятий спортом, но он им не занимается, и школа становится единственной площадкой для его «показательных выступлений».

 В силу каких-то причин ребенок некомфортно чувствует себя в классном коллективе: его выходки – способ самозащиты.

Разговор по душам Возможно, родителям придется не раз задавать своему сыну или дочери вопросы по поводу поведения, прежде чем прояснится какая-то картина. Дети умеют скрывать истинные мотивы своих поступков, но все-таки их можно вызвать на откровенность, если проявить максимум тактичности и терпения: ни в коем случае нельзя тут же, как только выяснится причина дерзкого поведения, ругать сына или дочь, нельзя умалять значение детских проблем и тут же требовать пустые обещания. Ребенок не сможет их выполнить сразу: ему нужно будет время для того, чтобы измениться. Нужно постараться помочь ему выйти из ситуации, которая и для него самого достаточно сложная. Представьте себе, что вас, взрослого человека, на работе никогда не хвалят, чаще ругают: как бы вы относились к своим обязанностям и самому месту работы? Точно так же и ребенок начинает относиться к школе: ему не хочется туда идти, у него полностью пропадает интерес к знаниям; внутреннее недовольство, раздражение выливается в новые конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками.

 Какие можно принять меры?

1. Иногда, если окажется, что ребенок не очень комфортно чувствует себя среди одноклассников, можно перевести его в другой классный коллектив или даже в другую школу.

 2. Если у ребенка ярко выраженные лидерские задатки, помочь ему найти себя, то есть найти ту область, в которой он действительно будет лучшим.

3. Проблему с успеваемостью тоже можно сгладить, если помочь ребенку наверстать упущенный материал, систематически проверять домашние задания – результат обязательно будет.

 4. С теми детьми, у которых нет усидчивости, нужно усиленно заниматься, постепенно прививая им терпение и покладистость.

 5. В особо сложных случаях, когда ребенок никак не хочет меняться, не идет на контакт с родными, нужно обязательно обратиться к психологу Родителям придется и самим проявить максимум дисциплинированности: не так легко ежедневно уделят внимание урокам сына или дочери, поддерживать постоянный контакт с учителями, уметь находить те аргументы для ребенка, которые могли бы заставить его изменить свое поведение в обществе, отношение к сверстникам и старшим. Однако бороться с непослушанием надо: чем раньше родители обратят внимание на факты вызывающего поведения ребенка, тем лучше. Иногда достаточно нескольких строгих замечаний или нравоучительных бесед, чтобы сын или дочь захотели исправиться. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей!

 Чему научил меня мой ребенок? Шоком стало то, что ребенок учит меня, а не наоборот.

Не воспитывайте ваших детей, воспитывайте себя.

Каким я представляла себе сына? Ах, да: какой парень! Подтянутый, аккуратный, коммуникабельный, уверенный, великодушный, чуткий, сильный… список можно продолжать долго.

Вижу снисходительную улыбку педагогов, психологов и просто опытных матерей. Да, я все понимаю, что требую невозможного, иногда взаимоисключающего. Но мой четырехлетний опыт матери единственного ребенка (ну, не смейтесь) пока говорит о том, что дети — это наше зеркало. Не кривое, нет. Правдивое. Поэтому прежде чем требовать, даже в мечтах, чего-то от своего ребенка, надо, чтобы у вас самих это вошло в привычку.

Например, раз уж вы решили воспитать Джеймса Бонда, то попробуйте для начала сами вставать сразу, не переводя будильник «еще на десять минут», не оставлять посуду в раковине на ночь, доводить начатое до конца.

Мой ребенок заставил меня посмотреть на себя со стороны. И постоянно учит тем вещам, которым я хотела бы научить его. Наверное, в этом и состоит польза материнства.

Счастье — это когда в тебя верят.

Какие самые страшные страхи у большинства современных матерей по поводу будущего своих детей? Ничегонеделание (с вариациями), зависимости (не только алкогольная и медикаментозная). От себя еще добавлю: «хороший человек без стержня».

Почему это случается? Сложно сказать, психологи об этом труды пишут. Я не психолог. Но мне кажется, что главная причина в том, что в человека когда-то не поверили, не дали заряда оптимизма. Не сказали простых слов: «Дерзай, у тебя все получится». Вместо этого вечно предостерегали: «Уронишь!», «Рубашка новая!», «Дай, я сама!», «Не ходи по кустам — там змеи!», «Это так опасно, лучше ходи в бассейн!».

Казалось бы, что тут такого? Для кого-то может и ничего. Но все начинается с мелочей. Самому сделать проще — поддерживать и вселять оптимизм сложнее. Доверить четырехлетке донести банку с вареньем. Соорудить пятилетнему (а заодно и себе) экипировку для исследования близлежащего оврага. Отвести в секцию самбо (последнее пока не пробовала).

Вспомнился эпизод из биографии Агаты Кристи, точнее, кульминация — ее превращение в известную писательницу. Все близкие были поражены, приятно взволнованы, взбудоражены внезапно обрушившейся на нее известностью. Все близкие, кроме самого близкого человека — мамы. Последняя не была ни поражена, ни взбудоражена. Ее дочь стала известной писательницей, и издатели платят ей целое состояние за одну повесть? Ну и что? Разве с ее Агатой могло быть иначе?

Думаю, что при таком педагогическом подходе не могло. Да, оговорюсь сразу, у миссис Миллер была «действенная вера». Именно она принесла гриппующей дочке тетрадь и карандаши со словами: «Чем просто лежать, попробуй написать рассказ».

Говорят, что счастье, это когда тебя понимают. Наверное. Не знаю. Для меня счастье — это когда в тебя верят. С самого раннего детства, начиная с мелочей. Верят в то, что ты лучший. Что у тебя все получится, даже если не получается сейчас. В то, что можешь сделать первый шаг без маминой поддержки. Что не упадешь в лужу и не разобьешь чашку. В то, что ты можешь читать лучше всех в классе. Что ты сможешь в двенадцать лет сама погладить платье и сшить юбку. Что в пятнадцать лет (и в сорок) можешь мыслить, как сложившаяся личность. Верят, что ты достоин многого, потому что многого можешь достичь.

Ведь это так просто. Для этого не надо никаких капиталовложений, престижного образования, это даже не требует много времени. Просто верить. За что нас презирают наши дети? За то, что мы в них не верим и поэтому пытаемся прожить за них жизнь. Почему дети иногда бывают жестоки? Потому что не верят в себя. А человек, не верящий в себя, несчастен и не может никого сделать счастливым.

Фундамент взрослой личности — это самостоятельность. А самостоятельным может стать только тот человек, в которого однажды поверили, что он может сам. Не важно, что. Он может.

Чему научил меня мой ребенок? Оптимизму. Потому что без него воспитание теряет смысл. Конечно, если быть честной, еще не научил. Я только в начале пути. Учусь дерзать. Верить в себя и в родных мне людей. Иначе я бы никогда не решилась бы написать эту статью.

Выбраться из скорлупы

Так каким я хочу видеть сына? Сильным, волевым. А основной признак сильного человека — умение договариваться. Уметь давать и уметь принимать. Я не умею из этого ничего. Я вспыхиваю, кричу, плачу, топаю ногами.  Возможно, дело в авторитарном воспитании. Это неважно. Надо жить сегодняшним днем, тем более, что у меня появился шанс на «вторую попытку». Теперь я могу повторить все с нуля. Я учусь разруливать конфликты в песочнице, не размахивая лопаткой. Открытием для меня стало, что для налаживания конструктивных принципов общения во взрослом и в детском коллективе действуют одни и те же принципы: не бояться, не унижать, интересоваться собеседником.

Ребенок учит коммуникабельности.

Дети слушаются только счастливых родителей

Кому-то эти слова покажутся жестокими. Кто-то не согласится. Но я считаю так. Современная педагогика гласит, что конструктивным может быть только авторитетный стиль воспитания (в противовес авторитарному и расслабленному). А несчастный человек априори не может быть авторитетом.

Быть счастливым не значит быть богатым, не значит сделать головокружительную карьеру. Счастливый человек принимает жизнь и учится выбирать из нее счастливые мгновенья. Мой ребенок учит меня радоваться моему дому, моей работе, моим знаниям, теплому сентябрьскому дню, поддержке родного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )

Беседа с родителями на  волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....

Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?

Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...

Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Перельштейн Л. "Осторожно: Дети! или пособие для родителей способных удивляться"

Книга о том, как важно отступить от собственных принципов и посмотреть на ребенка, как на свободного, независимого и непохожего на нас человека....