Статья «Начало профориентационной деятельности классного руководителя".
статья

Колеватова Юлия Сергеевна

В данной статье совершена попытка разобраться, какие обязанности вменяются классному руководителю, какими документами  он должен руководствоваться в своей деятельности и более подробно освещено начало  профориентационной деятельности классного руководителя на моем личном опыте работы классным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proforient_deyat-t_kl_ruk.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Начало профориентационной деятельности классного руководителя".

Попытаемся разобраться: какие обязанности вменяются классному руководителю, какими документами  он должен руководствоваться в своей деятельности и подробно остановимся на начале  профориентационной деятельности классного руководителя.

Основным документом, регламентирующим деятельность классного руководителя, является приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов российской федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Согласно данному документу, одна из главных целей деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, а аналитико-прогностической функцией классного руководителя является изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития. На основе данных методических рекомендаций и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012 был издан приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В данном стандарте прописаны трудовые функции классного руководителя по трем направлениям деятельности: воспитательной, общепедагогической и развивающей.

Трудовой функцией классного руководителя в организации воспитательной деятельности учащихся является «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира…».  Трудовой функцией классного руководителя в организации общепедагогической (обучающей) деятельности учащихся является умение «организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую …». Трудовой функцией классного руководителя в организации развивающейся деятельности учащихся является умение «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся».

Основные обязанности классного руководителя определены должностной инструкцией, которая может быть разработана каждым образовательным учреждением самостоятельно (но поскольку этот документ не является обязательным локальным нормативным актом, то необходимые сведения зачастую вносят в трудовой договор педагога). В должностной инструкции классного руководителя одной из функций его деятельности является примерно следующее: «…создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей…».

Таким образом, напрямую об обязанности вести профориентационную работу среди учащихся своего класса классный руководитель напрямую не обязан. Но по факту в старших классах (по моему опыту, примерно с начала 9 класса) одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа с учащимися. Кто, как не классный руководитель, обладает знаниями об особенностях каждого учащегося класса: способностей, психики, характера, моделях возможного поведения в той или иной ситуации, доверительнее всех общается с ними.

В 15-16 лет каждый человек начинает задумываться о своем предназначении в жизни. Формирование профессиональных предпочтений складывается под влиянием многих факторов: семья, друзья, средства массовой информации и, конечно же, школа. Зачастую ребенок в таком возрасте не способен «видеть себя со стороны», понимать свои сильные и слабые стороны, адекватно оценивать свои собственные возможности и  учебную подготовку. А ведь именно выбор профессии во многом определяет дальнейшее благополучие человека (не только финансовое, но, что более важно, психологическое). Поэтому профориентационная работа в 9-11 классах стоит на первом месте в деятельности классного руководителя наряду с духовно-нравственным воспитанием.

С чего можно начать профориентационную работу в классе? Я обычно начинаю с серий классных часов «Ярмарка профессий» (как правило, 2-3 классных часа позволяют охватить профессии, которые могут заинтересовать ребят). На заранее приготовленных карточках написаны профессии (перечень формируется в соответствии с предпочтениями учащихся, выявленными  ранее в процессе наблюдения). Класс разбивается на несколько групп (4-6 человек в каждой), каждая группа на 2 подгруппы: «адвокаты» и «обвинители» («судьи»). Задача «адвокатов» -  выявить положительные стороны написанной на карточке профессии, «судей» – отрицательные. Каждая подгруппа получает комплект карточек (2 профессии на группу), готовится к защите/обвинению профессии (привлекается Интернет на мобильных устройствах).

Для аргументации каждой группе выдается план ответа, в который группа может добавлять свои пункты. Примерный план включает в себя следующие пункты: 1) возникновение и развитие профессии (в том числе известные представители профессии, если есть); 2) сферы применения; 3) основные качества, которыми должен обладать представитель данной профессии; 4) ограничения, препятствующие получению данной профессии; 5) система и условия оплаты труда в городе и регионе края, за рубежом; 6) ВУЗы нашей области, позволяющие  получить данную профессию (название специальности, средний проходной балл за последние 2 года); 7) карьерная лестница специалиста в данной профессии; 8) востребованность профессии края (анализ объявлений работодателей и рекрутинговых компаний  в городе и регионе).

Если времени на выступление с предоставлением «паспорта» профессии не хватает на данном классном часе, можно выступления отложить на следующий. Можно классный час организовать в виде видеоконференции. Этим достигается еще один плюс – ребята собираются группами у кого-либо дома, в неформальной обстановке, что меняет их поведение в сторону большей свободы, раскрепощенности и укрепляет дружбу между членами классного коллектива. После выступления могут появиться (и появляются) новые аргументы, на них приводятся контраргументы, что весьма полезно для дальнейшей жизни (закрепляется умение полемизировать, без коего сейчас трудно представить хоть одну профессиональную деятельность, да и просто жизнь).

После подобных классных часов многие ребята сами находят информацию о тех профессиях, которые их заинтересовали, но не прозвучали на классных часах, и рассказывают друг другу эту информацию (проверено не раз!).

Форм профориентационной работы в школе большое множество: встречи с интересными людьми (в том числе и родителями как с представителями профессий), представителями ВУЗов и предприятий, экскурсии на предприятия, беседы и консультации с учениками, с родителями учеников и многое другое. Самое главное: увидеть в своем ученике интересную личность, ее главные качества, которые помогут в выборе будущей профессии, и помочь увидеть это самому ученику!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Статья "Роль деятельности классного руководителя при организации самоуправления в классе"

Статья о проблемах  при организации самоуправления в классе...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

«Деятельность классного руководителя в профориентационной работе с обучающимися (в рамках ФГОС)»

Система профориентационной работы в условиях перехода школы на ФГОС основного общего образования.      Особенности профориентационной работы конца 1990-х – начала 2000-х...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

статья Систематизация деятельности классного руководителя по формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье  рассказывается о работе классного руководителя по  формированию эмпатийных способностей у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...