«Воспитание религиозной толерантности»
материал

Афонова Марина Николаевна

Классный час 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas._det._migr.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание религиозной толерантности»

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

На сегодняшний день постановка проблемы развития толерантности в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

Методы, средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения  в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.  Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государствен­ными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образова­тельной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей.

Рекомендуется использовать три основных пути:

а) в процессе изучения всех предметов;

б) через междисциплинарные связи;

в) в виде специальных курсов и занятий.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

–       во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

–       во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

–       в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального.

Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности: концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.

В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам. Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование. Автор выделяет пять моделей:

межпредметную (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам);

модульную (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов);

монопредметную (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах);

комплексную (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлен единстве и взаимосвязи); дополняющую (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных внешкольных мероприятий)

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.  Эффективными педагогическими средствами  могут выступить информация о возможном (из­вестном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы.

Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – к взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.

Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диало­га, – принцип позитивности. По отношению к младшему школьному возрасту  принцип этот характеризуют:

–       позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;

–       раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индиви­дуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелатель­ной, заинтересованной.

Приёмы воспитания толерантности

        Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

        Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.

        Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.

        Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.

        Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

        Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

        Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».

        Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

        Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

        Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

        Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

        Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения ученика к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

        Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

        Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

        Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая им интересна, переносят события в новые условия, по - своему интерпретируют смысл происходящего и т.д.

        Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

        Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

        Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

        Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыка

«Утро начинается с улыбки»

Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)

«Переписка»

Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)

« Дружеская мойка»

Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.

«Обида»

Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды):

«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»

«Мусорное ведро»

Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

 Для формирования качеств толерантности очень полезно знакомство с образом жизни, традициями, ценностями других народов. Кроме того, в начальной школе родители ещё достаточно легко идут на контакт с классным руководителем.

   В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, не взирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближае Проявлять толерантность- это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать  друг друга, строить мирное будущее.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. М., Летний Сад, 2002.
  2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум , 2003.
  3. Лиманская Е.В. Формирование толерантности у младших школьников//фестиваль педагогических идей. №3. 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей.

В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают...

Проблема религиозной толерантности.Право выбора.

Открытый урок в 9 классе по теме "Проблема религиозной толерантности.Право выбора." Цель урока:  создать условия для осознания государственной проблемы религиозной толерантности и права выбо...

Духовно-нравственное воспитание: религиозно-педагогический аспект

В последние годы появились 3 программы по воспитанию молодежи в Рлосси.  Это говорит о том, что воспитание возвратилось в сферу образования.Но есть некоторые противоречия, которые необходимо разр...

Религиозная толерантность

Данный реферат рассматривает религиозную толерантность как одну из составляющих патриотического воспитания молодежи...