Классный час в 7 классе на тему "2021 г. - Год науки и технологий"
классный час (7 класс)

Кузина Екатерина Алексеевна

Классный час в 7 классе на тему "2021 г. - Год науки и технологий" (1 сентября).

Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.

Задачи:

  1. Личностные. Формирование познавательной культуры. Понимание необходимости получения знаний. Формирование критического мышления.
  2. Регулятивные. Умение высказывать свою точку зрения, участвуя в беседе-дискуссии. Оценивать ответы других оппонентов. Проводить рефлексию собственной деятельности.
  3. Коммуникативные. Тренировать умение полно и ясно выражать свои мысли. Находиться в гармоничном взаимодействии с коллективом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1.09.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «2021 г. - Год науки и технологий»

Класс: 7.

Составитель: Кузина Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы (МОУ-Гимназия №2 г. Раменское)

Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.

Задачи:

  1. Личностные. Формирование познавательной культуры. Понимание необходимости получения знаний. Формирование критического мышления.
  2. Регулятивные. Умение высказывать свою точку зрения, участвуя в беседе-дискуссии. Оценивать ответы других оппонентов. Проводить рефлексию собственной деятельности.
  3. Коммуникативные. Тренировать умение полно и ясно выражать свои мысли. Находиться в гармоничном взаимодействии с коллективом.

Методы: беседа, самоанализ, проблемные вопросы, рефлексия, игра.

Оборудование: конспект классного часа, презентация №1, бумага для самолётов, ручки (карандаши), подарочный пакет, домашнее задание на листах.

План:

  1. Приветствие.
  2. Генетика – запрещённая наука.
  3. Статья «Как выглядели 13 фруктов и овощей, когда были дикими, и как они выглядят сейчас» (игра).
  4. Этические проблемы генетики: клонирование (круглый стол).
  5. МАКС – салон инженерных открытий.
  6. Развитие техники и рост самосовершенствования каждого человека (дискуссионная площадка).
  7. Постановка цели на 2021-2022 уч. год (игра).
  8. Рефлексия. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание на следующий классный час.

Ход классного часа:

  1. Приветствие. (Слайд 1)

-Ребята, я всех вас приветствую в новом учебном году. Вы стали старше ещё на год. Вы стали умнее и самостоятельнее. За лето мы отдохнули, набрались сил и снова готовы вступить в бой, длинною в год.

-Сегодняшний классный час будет посвящен уходящему 2021 году – Году науки и технологий. Тема очень интересная, обширная и актуальная. Думаю, вы меня поддержите не только хорошей дисциплиной, но и своим мнением по некоторым вопросам науки.

  1. Генетика – запрещённая наука. (Слайд 2)

-Начнём мы с огромного научного базиса 20-21 века – с генетики.

ТЕОРИЯ.

-Что, по вашему мнению, изучает генетика? (уточнить информацию про гены – участок информации, который несет в себе особенности лица, волос, строения тела, болезнях, характере и т.д.). (слайд 3)

Генетика (в переводе с греч. обозначает «происходящий от кого-то») – наука, изучающая закономерности наследования, мутаций, изменчивости человека. Изучать человечество с т.з. генетики довольно сложно, т.к. это неразрывно связано с рядом физических и этических проблем, о которых мы поговорим позже.

-Как вы думаете, какая же цель наблюдения за изменчивостью генов человека? (слайд 4)

Основная цель наблюдения за изменчивостью генотипа человека – улучшение жизни и здоровья населения планеты. Но при исследовании человека существует проблемы, которые останавливаю генетику в развитии: (слайд 5)

  • невозможно экспериментальное скрещивание;
  • небольшое количество потомков;
  • сложность создания одинаковых условий для экспериментальных групп (нарушается чистота эксперимента) и др.

-А как вы думаете, какие методы можно применить при исследовании генов? Как можно узнать особенность человека? (слайд 6)

Метод

Описание

Пример

Генеалогический

Изучение генетической родословной, чтобы проследить наследование определённых признаков и заболеваний.

Прослеживание у поколений наследования музыкального слуха, курчавых волос, группы крови.

Близнецовый

Изучение влияния внешних факторов среды на развитие близнецов.

Возможность отследить наследственную предрасположенность к заболеваниям.

Цитогенетический

Изучение генетических нарушений методом сравнения с нормальным генотипом.

Синдром Дауна – нарушение строения внутренних органов и психического развития, укороченность конечностей.

Биохимический

Обнаружение нарушений в обмене веществ.

Выявление слабоумия на начальном этапе.

-Знаете ли вы какие-нибудь достижения генной инженерии?

Генная инженерия и биоинформатика (использование компьютерных и математических методов для решения биологических задач) – сравнительно молодые науки, интенсивно развивающиеся в современном мире. Каждый год проводят исследования и научные эксперименты, продвигающие человечество в решении сложных проблем, связанных со старением, онкологическими заболеваниями, алкоголизмом, ожирением и т.д.

Некоторые современные достижения генетики: (слайд 7)

  • предупреждение и лечение генетических заболеваний;
  • возможность «редактировать» геном человека;
  • воздействие на генотип болезнетворных бактерий;
  • обнаружение мутации, отвечающей за долгожительство;
  • раскрытие генетических механизмов эволюции.

Возможности генетики помогут лечить неизлечимые болезни, улучшать бионические протезы, воздействовать на интеллектуальные способности человека. Генетика человека – наука будущего, которая значительно облегчит жизнь человечества как биологического вида, либо вообще уничтожит образ человека в первозданном виде. Хочу отметить, что в XX веке генетику запрещали как науку, в СССР ее называли лженаукой, т.к. в основном всё было в теории, на практике мало что проявлялось. Но, спустя время, в XXI веке мы видим достижения в различных сферах нашей жизни.

  1. Статья «Как выглядели 13 фруктов и овощей, когда были дикими и как они выглядят сейчас».

-В последнее время всё большее количество людей выступает против генетически модифицированных продуктов (ГМО). И хотя процесс генетической модификации определённых продуктов питания произошел довольно недавно, люди веками играли с генетикой. Разница в том, что они сделали это с помощью средств, которые требовали гораздо больше времени и терпения. Что касается сельского хозяйства, то все стараются вырастить более крупный, лучший и более питательный источник пищи, и именно так селекционное разведение позволило нам наслаждаться плодами сотен лет труда. Некоторые фрукты и овощи, которые я буду представлять на слайде, являются пра-пра-пра-пра-дедами современных плодов. Я предлагаю вам подумать, чей пра-пра-прадед представлен на слайде. (слайд 8, 9)

  1. Этические проблемы генетики: клонирование.

-А сейчас мы проведем круглый стол на тему «Клонирование: за или против?» (слайд 10)

-Что такое клонирование?

Термин «клон» происходит от греческого слова «klon», что означает – веточка, побег, черенок, имеет отношение к вегетативному размножению. Начиная с 70-х гг. нашего столетия для клонирования растений стали широко использовать небольшие группы и даже отдельные клетки.

Клонирование – процесс, при котором создается организм или его часть, идентичный уже существующему или существовавшему. Французскими биологами публично обсуждается перспектива проведения работ по клонированию человека. Давайте же обсудим: КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЗА ИЛИ ПРОТИВ?

(класс делится на 3 группы: спикеры за клонирование, спикеры против клонирования, спикеры, подводящие итог, исходя из мнения двух групп)

Модель ответа спикера:

1 – За или против

2 –  Аргументация

3 – Вывод

Вывод. На плакате «Мост переговоров» определяем своё место в отношении заданной темы (каждая группа отмечает свою позицию).

  1. МАКС – салон инженерных открытий.

-Давайте перейдем к инженерным открытиям в области механики и техники. В 2021 году у нас прошел международный авиационно-космический салон МАКС 2021. в г. Жуковский.

-Кто посетил выставку? Какие впечатления?  Что показалось интересным?

Главное событие салона – презентация «Ростехом» нового боевого самолета 5 поколения, символом которого стала фигура шахматного коня - Су-75.

Легкий российский однодвигательный тактический самолет Су-75 военная разведка США окрестила (а авиаблогеры подхватили и разнесли) "Скримером".

Screamer - в переводе с английского "Крикун". Мы возразили - нет, он Checkmate. Шах и мат. Плюс слоган на английском во время презентации: Turn the chessboard - переворот на шахматной доске. Иносказательно: новые правила игры.

Признаки самолетов пятого поколения: 1) способность лететь без форсажа на сверхзвуке; 2) малая заметность для вражеских радаров; 3) присутствие на борту искусственного интеллекта. Интеллектом Checkmate не обделен: открытая платформа, позволяющая в зависимости от пожелания заказчика заменить пилота-человека искусственным разумом. (слайд 11)

  1. Развитие техники и рост самосовершенствования каждого человека (дискуссионная площадка). (слайд 12)

-Как вы думаете, есть ли какая-то связь между развитием техники и ростом самосовершенствования каждого человека? Становится ли человек умнее, если умнеет техника?

(на дискуссионной площадке может отвечать любой учащийся, независимо от группы).

Модель ответа спикера:

1 – За или против

2 –  Аргументация

3 – Вывод

Подводятся итоги дискуссии.

Действительно, отдельная часть человека – техника – стала развиваться, позволяя ему меньше эволюционировать самому. Наш современник менее сильный, его иммунитет слабее, но при этом он обладает средствами, которые помогают двигать горы, выживать в Арктике и в космосе, жить дольше, чем его далекие предки, и даже уничтожить планету. Поэтому очень важно сказать вовремя «стоп» развитию технологии и генной инженерии. Ведь мы можем научным развитием обернуть время вспять и разрушить себя как личность, как живое существо.

  1. Постановка цели на 2021-2022 уч. год (игра).

-А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя инженерами и соорудить самолетик из листа бумаги. Самолетик не простой, а нацеленный на будущее, на новый учебный год: на развитие вашего Я, самосовершенствование личности. Чтобы задать ему курс, нужна цель, которую вы должны поставить перед собой и потом написать на крыле.

  1. Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя инженерами и соорудить самолетик из листа бумаги. Самолетик не простой, а нацеленный на будущее, на новый учебный год: на развитие вашего Я, самосовершенствование личности. Чтобы задать ему курс, нужна цель, которую вы должны поставить перед собой и потом написать на крыле.

  1. Домашнее задание (на следующий классный час).

Подготовить блиц-портрет российских учёных (доклад)

План:

1. ФИО

2. Область науки.

3. Яркие факты биографии.

4. Самое важное о вкладе в отечественную и мировую науку.

5. Афоризмы, высказывания (если есть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Год науки и технологий"

Сценарий классного часа, посвященного Году науки и технологий в России....

Презентация к классному часу на тему: «2021 год – Год науки и технологий в России»

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переиме...

Классный час на тему: «2021 год – Год науки и технологий в России»

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переиме...

Классный час. "2021 год - Год науки и технологий"

Цель: формирование ценностного отношения к достижениям и великим людям отечественной науки.Задачи:·         воспитание у обучающихся уважения к людя...

Классный час «Урок науки и технологий», 5 класс

Классный час «Урок науки и технологий», 5 класс...

Классный час посвященный 1 сентября.На тему "Урок науки и технологии"

Классный час посвещенный году науки и технологи....