Профессия - Воспитатель.
классный час

Абдусемедова Венера Музовудиновна

«Умение воспитывать – это все таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины» А.С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._professiya_-_vospitatel._pdo-20_2021g.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Покачи

2021г

Цель: повышение у студентов мотивации к выбранной профессии.

Задачи:

Познакомить студентов с понятием «имидж воспитателя».

Воспитывать у студентов интерес к профессии воспитателя.

Воспитывать любовь к детям и избранной профессии.

Развивать творческие способности

Методы: рассказ, беседа, решение педагогических ситуаций

Ход мероприятия:

I. Организационный этап

На стенах детские картинки и высказывания о профессии воспитатель:

«Умение воспитывать – это все таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины» А.С. Макаренко

Куратор: Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» – основная профессиональная миссия педагога. Именно в его руках будущее и конкретного человека, и государства в целом. Оттого, каким будет педагог в глазах своих воспитанников, зависит многое.

Воспитатель... Этот образ остаётся в памяти ребёнка навсегда. «Хороший» он или «плохой» – это всегда тот, кто находится под пристальным взглядом ребенка, родителя, администрации... Возможно, его копируют, им восхищаются, а может быть, наоборот.

Главным качеством воспитателя является способность любить детей.

Каждый ребенок – личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силы и раскрыться – вот истинное предназначение воспитателя. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал – воспитатель.

Воспитатель – это не просто профессия, а высокое звание, которое ко многому обязывает, заставляет чувствовать свою ответственность за судьбу каждого ребёнка.

II. Беседа

Куратор: Работа воспитателя подобна труду ювелира. Такая же тонкая и творческая. Однако есть существенная разница: в случае ошибки ювелир испортит лишь кусочек золота, а в руках педагога – душа ребёнка, его судьба и жизнь.

Одно из важных качеств воспитателя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить и воспитывать других, нужно постоянно совершенствоваться. Я смогу быть интересной и полезной своим воспитанникам, если буду знать больше них.

Воспитателю необходимо быть успешным в своей профессии. Это значит, каждый его воспитанник должен быть востребованным обществом, способным к дальнейшей самореализации. Как этого добиться?

Студент: Наполнить жизнь ребенка добром и красотой,

Раскрыть и углубить его сознанье,

Он в жизнь приходит не пустой –

С потенциалом скрытых знаний.

Из прошлых жизней он несёт с собой

Способности, возможности, таланты,

И мы должны с любовью, добротой

Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.

Куратор: Сегодня профессиональные социально- гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Формирование имиджа педагога рассматривается в четырех направлениях: внешний вид, вербальные средства общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», невербальные средства общения.

Выступления студентов:

1. Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния – считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом.

«Имидж» – это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле – как представление о человеке.

Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж – это «полная картинка о вас».

  1. Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам педагог чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что- то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.

Поэтому при выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно подогнан и сшит.

Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать, затенять привлекательные черты или привлекать к себе чрезмерное внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета – все это отвлекающие жесты.

  1. Многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос – это то звучание, которое произносит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное – в агент разлагающего воздействия.

Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, волнующим. Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим.

Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.

Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

III. Решение ситуаций

Куратор: Предлагаю всем сейчас поиграть.

Первая игра «Один день из жизни воспитателя».

Инструкция к игре. Сейчас мы совместными усилиями, работая в парах, составим рассказ о типичном трудовом дне работника педагогического труда с вашей точки зрения. Но особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из одних существительных. Например, трудовой день врача можно представить так: «прием - пациент - планерка - вызов - ...». А теперь давайте то же проделаем с профессией «Воспитатель».

Вторая игра «Кто есть кто?»

Инструкция к игре. Напишите на листочках 5 своих ярких, отличительных качеств вашей личности.

Представьте, что сейчас уже 2031 год. Прошло 10 лет. Вы уже взрослые, осуществили свою мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть – педагогом.

Теперь из записанных вами пяти качеств выделите 3, которые помогут вам стать хорошим воспитателем к 2031 году.

А какими профессиональными и личностными качествами должен обладать воспитатель? Давайте рассмотрим профессионально значимые качества личности педагога (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах):

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм – бескорыстие (бескорыстная забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (утаение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;
  • интеллигентность (обаяние, духовность);
  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
  • креативность (творчество).

Куратор: Один французский философ говорил: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать». Педагогический труд должен быть любимым делом, и тогда дети будут любить педагога. Имеются ли противопоказания к выбору профессии воспитателя?

Не каждый способен стать педагогом. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю»: «Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Кроме того, существуют медицинские противопоказания: заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь и др.); нервно-психические заболевания (неврозы и др.); значительное снижение остроты слуха; ярко выраженные дефекты речи.

В учебниках по педагогике можно встретить список негативных качеств личности педагога – по-другому «Профессиональные противопоказания для работы педагогом».

Чтобы нам с вами определить эти качества используем метод Дельфи. В древности мудрецы греческого г. Дельфи собирались для решения важных общественных проблем. Они садились кругом, и каждый должен был написать, как решить проблему. Мы сделаем так: пустим 2 листа (по часовой и против часовой стрелки), на которых каждый из вас запишет одно негативное качество, которое недопустимо в личности педагога. Повторяться нельзя. А потом сравним написанное вами с «Профессиональными противопоказаниями для работы педагогом»:

беспечность

зависимость

нерешительность

мстительность

подозрительность

высокомерие

капризность

холодность

вспыльчивость

безалаберность

злопамятность

импульсивность

некоммуникабельность

легковерие

эгоизм

обидчивость

мнительность

нервозность

несдержанность

необязательность

равнодушие

завистливость

рассеянность

беспринципность

неуверенность в себе

безответственность

наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.)

некомпетентность в области преподаваемого предмета

нравственная распущенность

низкий уровень общительности

рукоприкладство

пассивность

грубость и жестокость

Студенты читают стихотворения:

  1. Сверкают искорки в глазах у озорных ребят,

С утра до вечера шумит веселый детский сад,

Там воспитатели с детьми мир познают большой,

Стараясь каждому помочь и сердцем и душой.

  1. Ранним утром мы торопимся на работу в детский сад,

Где на целый день родители доверяют нам ребят.

Мы научим их старательно рисовать, лепить, читать.

Будем с детства их трудиться и учиться приучать.

  1. Сколько творчества, терпения, сколько выдумки подчас

И порывов вдохновения нужно каждому из нас!

Чтоб сердца и души детские нам могли принадлежать!

Чтоб любимым воспитателем дети нас могли назвать!

  1. Самая светлая радость на свете

Это, конечно, дошкольники – дети.

Только увижу друзей – почемучек,

В детство найду я потерянный ключик.

Детский сад – это сад,

Где стоят деревья в ряд

И на каждой ветке вырастают детки:

Румяные, счастливые, крикливые, драчливые.

  1. Кто зовется ВОСПИТАТЕЛЬ?

Очень трудно рассказать.

Воспитатель для ребенка,

Будто бы вторая мать.

Кто поймет ребенка лучше?

Мамочке совет кто даст?

Успокоит и подскажет,

Как им дальше в мир шагать.

Воспитатель – это просто состояние души,

Без которой невозможно

В мир ребенка нам войти.

Куратор:

Конкурс «Психолого-педагогическая ситуация»

Ситуация 1. У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей «поискать». Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват, может быть, часы подбросил настоящий вор?

Вопрос: Как быть? (Ответы студентов)

Ситуация 2. На занятии по изобразительной деятельности девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: «Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется».

Вопрос: Что ответить девочке? (Ответы студентов)

Ситуация 3. Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.

Вопрос: «Как разрядить обстановку?» (Ответы студентов)

Ситуация 4. Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: «Барби – гадость». «От гадости и слышу», – огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.

Вопрос: Вмешаться ли? (Ответы студентов)

Оценивается: быстрота ответа, правильность разрешения ситуации.

Почему же мы, несмотря на высокие требования к профессии, и ее сравнительную непрестижность в последнее время, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии воспитателя?

Классный руководитель:

Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:

  • это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
  • стремление жить активно, в вечном движении;
  • тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
  • это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
  • и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых воспитывает.

Куратор: Воспитатель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям, прежде всего...

Имидж воспитателя формирует сам воспитатель. Есть моменты, которые подрывают авторитет педагогов как профессионального сообщества (чудовищные телепередачи, статьи и т.д.), но имидж конкретного педагога – «заслуга» конкретного человека. Конечно, хорошо, если статус педагога поддерживается государством и обществом, однако это только сопутствующие факторы, хотя очень важные.

Настоящий воспитатель работает не за зарплату! Скорее, зарплата – денежное выражение статуса педагога в государстве. Вот здесь есть о чём задуматься...

А всем педагогам, будущим и настоящим, хочется пожелать следующее:

Пусть все содержание Вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах воспитанников, а дети изменят Ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым!

«Мир детства невесом и тонок,

Как флейты плавающий звук.

Пока мне улыбается ребенок,

Я знаю, я не зря живу...»

Классный руководитель: Мама ушла. Она оставила в детском саду маленькое неповторимо чудо – своего малыша. Он ждёт от вас защиты и поддержки, внимания, ласки и любви. Не обманите его надежд.

Быть воспитателем – это призвание. Это значит хотеть и уметь снова проживать детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаменимым, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, каким он есть.

Быть воспитателем – это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребёнка, осознавать, что в наших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать всё, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдёт детство человека, зависит вся его взрослая дальнейшая жизнь.

Быть воспитателем – это радость. Это значит видеть, как растёт малыш, как с каждым годом он всё больше может понять и сделать, ощущать его привязанность и доверие и отдавать ему бескорыстно свою любовь.

IV. Подведение итогов

Куратор: Предлагаю по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на классном часе, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения (записаны на доске):

  • Я узнал, что профессия педагога-воспитателя...
  • Я думаю, что после сегодняшнего разговора...
  • Я понял, что в будущем...

Студенты получают памятки:

«Правила для воспитателей»

  • Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.
  • Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
  • Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
  • Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
  • Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не, в других, а в себе.
  • Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
  • Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
  • Будьте всегда доброжелательны.
  • Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

Воспитывая детей, стремитесь...

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" – главная формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

В детском саду нельзя:

  • кричать на детей;
  • наказывать;
  • выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;
  • упрекать ребенка;
  • читать нотации;
  • унижать ребенка;
  • приходить к детям с плохим настроением;
  • распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
  • обсуждать с родителями поведение не их ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Моя профессия - воспитатель"

Эссе на тему: “Моя профессия – воспитатель».      Данное эссе я написала, когда представляла себя на конкурсе «Воспитатель года 2007» .      Когда меркнут дне...

Внеклассное мероприятие "Моя профессия - воспитатель"

Данное мероприятие направлено на формирование  понимания сущности и социальной значимости профессии воспитатель, знаний о свойствах и качествах личности, необходимых будущему воспитателю. ...

Моя профессия - воспитатель

             Из опыта моей педагогической деятельности. Каким должен быть педагог – воспитатель?       Знания, полученные  в институте, ма...

Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»

      Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответств...

Эссе "Моя профессия-воспитатель школы-интерната"

В этой работе, которую я готовила на конкурс профессионального мастерства,мои рассуждения о формировании человека, педагога, его роли и значении....

Моя профессия – воспитатель (эссе)

Эссе воспитателя интерната...

"Защита профессий" Воспитатель.

Сценарий агитбригады на конкурс "Защита профессий"...