Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"
классный час (6 класс)

Иванова Евгения Александровна

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000fe485-45cd82d8.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Блокада Ленинграда».

Цели занятия:

1) формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;

2) используя умения сравнения, обобщения, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач;

3) вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;

4) развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход классного часа (сопровождается презентацией)

Ученик читает стихотворение.

Ты мне верни, о память, эти дни –

холодные, голодные, – верни!

Верни тот город, сумрак ветровой,

адмиралтейский штык над головой,

шаг патрулей, и злую боль разлук,

и тишину, и метронома стук…

Ты возврати мне, память, ночи те –

прожектора в морозной высоте,

и гребни снежных крыш,

и мертвый свет

недвижных осветительных ракет,

когда, блокадным стянутый ремнем,

стоял мой гордый город под огнем.

          Ты сохрани мне, память, навсегда

тот город – сгусток пламени и льда

тот город – слиток гнева и любви,

где жизнь кипела в стынущей крови.

…Как быстро время кануло! Исчез

сражений дым. Неспешно бьют часы…

Но время, как металл, имеет вес –

и годы можно бросить на весы!

А время, опаленное войной

в невиданной сплоченности сердец

в наполненности яростной, двойной –

оно весомей было, чем свинец.

Не зря, как хлеб, в молчанье ледяном

его так скупо мерил метроном.

Учитель: сегодня наш классный час посвящен одной из самых страшных страниц  времен Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.

Звучит метроном.

Учитель: стук метронома отсчитывает недели, месяцы, года блокады Ленинграда – она началась 8 сентября 1941 года, когда город был взят в кольцо и отрезан ото всего внешнего мира.                                                        8 сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации. Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный запас продуктов.

Ученик читает стихотворение.

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома –
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...

Учитель:  В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком.                                                                                        Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу.                Но кроме голода, пришли и другие бедствия. В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались. Город боролся.                                                                Единственной дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро. В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для осажденного города. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация. И помощь приходила в город ценою жизни людей.

Ученик читает стихотворение.

Не слышал Ленинград о лёгком хлебе…

Я не забыл

блокадный трудный хлеб;

и посвист «мессершмитта» в чистом небе,

и город, что в потёмках не ослеп;

весомость помню

пайки стограммовой,

и саночки тяжёлые в снегу,

и тёплый взгляд, и тот мороз суровый,

и девушку,

что встретить не смогу…

Тяжёлый снег

на братских на могилах,

и тяжесть бомб, и на асфальте кровь –

и с той поры

душа принять не в силах

и лёгкий хлеб, и лёгкую любовь.

Учитель: Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны книги, сняты фильмы. Но самое страшное – это свидетельства очевидцев, переживших блокаду.

Воспоминания (читают учащиеся).

Учитель: Из дневника Тани Савичевой.

... Есть хочется. Голодают голова, руки, сердце - все, что есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает. Мы умирали один за другим. Я высохла, вымерзла, стала совсем тоненькой и совсем легкой, но жила. Пока у меня была мама, я держалась. Потом ...

Девочка сама написала  страшную летопись своей семьи. Ее последняя запись была «Осталась одна Таня». Хотя девочку эвакуировали спасти ее не удалось. Она умерла 1 июля 1944 г.

С первых дней были введены продовольственные карточки. По ним рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет  по 125 грамм.  В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха, 15% целлюлозы, 5 % древесных опилок.

Наша школа участвует в акции «Блокадный хлеб». Вручая вам 125 грамм «блокадного хлеба» я призываю вас помнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками.

Фильм «Блокадный Ленинград».

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началось наступление наших войск. 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону 18-й немецкой армии.

27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренном шпилем Адмиралтейства, над куполом Исаакиевского собора, вспыхнули снопы золотых искр – салют из 324 орудий, знаменующий собой конец блокады, освобождение Ленинграда. Прошел 871 день этой страшной блокады.

Ученик читает стихотворение.

Улицы, ограды, парапеты,
Толпы... Толпы... Шпиль над головой,
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, незнавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.

На экране – ролик, посвященный блокаде Ленинграда – «Память»

Звучит метроном.

Наш классный час подошел к концу, всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Дети блокадного Ленинграда"

Посвящено снятию блокады Ленинграда...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

Сценарий классного часа на День снятия блокады Ленинграда для 5 класса.

quot;СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА. НАША ПАМЯТЬ". Классный час в 5 классе кадетском.Посвящено Дню полного освобождения Ленинграда от  фашистской блокады. День воинской славы. 27 января....

Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"

Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"...