Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"
методическая разработка

Баисова Алтынай Хамзатовна

Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_blokadnyy_leningrad.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Блокадный Ленинград»

Вступительное слово

Добрый день, дети! Сегодня наш классный час будет посвящен блокадному Ленинграду. Ленинград – город, который во время Великой Отечественной войны пережил блокаду, оборону и контрнаступление войск, оставшись при этом непокоренной твердыней.

Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Она длилась почти 30 месяцев. Оборона Ленинграда – ярчайший символ мужества и самоотверженности защитников города. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Ленинградцы выстояли, спасли свой город от захватчиков. Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда остался в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине.

Шаг 1

Вступительное слово

Первая отправная точка маршрута — Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Музей посвящён истории Ленинградской битвы в Великой Отечественной войне.

Музей был создан в период Великой Отечественной войны и стал одним из первых в мире музеев, посвященных истории Второй Мировой войны. Поэтому я предлагаем начать экскурсию именно с посещения этого музея.

В стенах музея мы в полной мере узнаем историю защиты Ленинграда, познакомимся с хронологией событий того времени, увидим документальные и предметные свидетельства условий быта в блокадном Ленинграде. В составе экспозиций — около 20 000 предметов, среди них есть и образцы оружия Красной армии, которая отвоевывала Ленинград.

  • Интернет-ресурс 1

https://goo-gl.me/FegjY 

Задание: «Блокада в именах и географических названиях»

1) Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны, и который был представлен в данном музее?

Ответ: Татьяна Савичева

2) Как назывался план, по которому фашисты хотели захватить Ленинград? И как он переводится?

Ответ: Операция "Айсштосс" (Ледовый удар)

3) Через какое озеро действовала «Дорога жизни»?

Ответ: Ладожское

4) Какой была норма хлеба во время блокады для рабочих и иждивенцев?

Ответ: рабочим полагалось 250 г, а остальным 125 гр.

Шаг 2

Вступительное слово

В продолжение темы голода нужно отправиться туда, где в могилах покоятся герои — жители и воины. Пискаревское мемориальное кладбище — одно из мест массовых захоронений ленинградцев, не переживших блокаду, а также бойцов Ленинградского фронта.

Кладбище стало последним пристанищем для 520 000 ленинградцев-блокадников и 50 000 военнослужащих. Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941—1942 гг. Умерших хоронили в братских могилах без указания имен, отмечали лишь дату смерти. Поэтому на большинстве камней высечен один и тот же год — 1942.

У входа на Пискаревское кладбище находится музей, посвящённый подвигу жителей и защитников Ленинграда, где также можно увидеть дневник Тани Савичевой — ленинградской школьницы, пережившей ужасы зимы 1941—1942 годов.

  • Интернет-ресурс 1

Сначала мы посмотрим видео, на котором представлено Пискаревское мемориальное кладбище.

https://goo-gl.me/FegjY 

Задания «Печаль, одетая в гранит»:

  1. В каком году состоялось открытие кладбища?

Ответ: Конкурс на строительство некрополя прошёл в 1945 году, работы начались через десять лет. 9 мая 1960 года, в день пятнадцатилетия Победы, состоялось открытие кладбища.

  • Интернет-ресурс 2

Сейчас мы посетим сайт Пискаревского кладбища и рассмотрим объекты мемориала. Наш экскурсионный маршрут составлен по тематическому принципу в определенной последовательности, которая обеспечивает целостность восприятия мемориального комплекса.

Обратите внимание на монумент «Мать-Родина». Посмотрите внимательно на статую. В ее руках гирлянда из дубовых листьев, символ мужества и вечной славы. Фигура чуть наклонена вперед. Складывается впечатление, что она как будто идет к могилам, чтобы возложить гирлянду, обвитую траурной лентой.

https://memorial-qr.ru/ 

Задание «Печаль, одетая в гранит»:

  1. Кто знает, что означает слово Мемориал?

Ответ: от слова «МЕМОРАЛИС», перевод с латыни «Памятный, служащий для памяти». Это место, которое должно напоминать нам о чем-то.

  1. Как думаете, почему был выбран именно образ Матери для этого памятника?

Ответ: Родина для каждого человека как мать, которая его родила и воспитала. В этом памятнике отражена ее скорбь о павших детях.

Шестиметровая бронзовая скульптура "Мать-Родина" содержит горельефы, которые воссоздают эпизоды жизни и борьбы сражающегося Ленинграда. На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки поэтессы Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

  • Интернет-ресурс 3 «Ольга Берггольц»

https://music.yandex.ru/artist/9707836/tracks 

Задания:

  1. Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Образ осажденного города в «Ленинградской поэме» О.Ф. Берггольц».

Шаг 3

Вступительное слово

Следующий пункт маршрута находится на проспекте Стачек, где установлен памятник блокадному трамваю, который внёс неоценимый вклад в подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.

Памятник был открыт к 100-летнему юбилею Ленинградского трамвая — 8 сентября в 2007 году. У входа в трамвайный парк № 8 можно увидеть ретро трамвай серии МС, именно такие трамваи ходили во время войны. Место для его установки было выбрано неслучайно.

В районе Автово в сентябре 1941 года проходила прифронтовая зона, и здесь жители возвели защитное сооружение, противотанковые баррикады при помощи трамвайных вагонов для того, чтобы немецкие войска не прошли в город по Петергофскому шоссе. Также эти трамвайные заграждения защищали один из важнейших заводов города — Кировский.

  • Интернет-ресурс 1

 https://getu.me/QAe2R 

Задание «Блокадный трамвай»:

  1. Какую роль играли трамваи в блокадном Ленинграде?

Ответ: почти весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта – трамвай

  1. Почему данный памятник официально открыли именно 8 сентября?

Ответ: Официальное его открытие состоялось в годовщину начала блокады – 8 сентября.

Шаг 4

Вступительное слово

Далее мы посетим Московский парк Победы. Достопримечательность говорит сам за себя. Парк был разбит в честь победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Хотя ещё до войны у властей города возникало намерение относительно обустройства территории, где сейчас находится парк. Но Великая Отечественная война не позволила завершить строительство парка. В период блокады Ленинграда расположенный в границах парковой зоны кирпичный завод функционировал, как крематорий. Но и он не мог справиться с тем огромным числом ленинградцев, которые стали жертвами голода, холода, вражеских бомб и снарядов. На территории парка есть несколько не отмеченных братских могил.

  • Интернет-ресурс 1

https://getu.me/XewvI 

Сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео, чтобы иметь наглядное представление об этом парке, потом посмотрим на сайте, чем славится данный парк.

  • Интернет-ресурс 2

https://trip-spb.ru/moskovskij-park-pobedy/ 

Задание «Герои»:

  1. От фонтана отходят две радиальные аллеи, заканчивающиеся памятниками героям Александру Матросову и Зое Космодемьянской. Опишите их. Что вы знаете об их подвиге? Сколько было им лет?

Ответ: Зоя Космодемьянская – женщина-красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Прожила всего 18 лет.

Александр Матросов – красноармеец, служил стрелком-автоматчиком. 19 июня 1943 года получил звание Героя Советского Союза (посмертно) за то, что закрыл собой амбразуру фашистского дзота, предоставив однополчанам возможность захватить опорный пункт. Ему было всего лишь 19 лет.

Шаг 5

Вступительное слово

Еще одно место, которое мы посетим сегодня - Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска, представляющий собой военно-исторический мемориальный комплекс, в который входит одноименный музей-диорама, а также площадь около 200 га, где находятся памятные места и знаки, хранящие память о событиях 1943 года. В частности, это комплексы «Невский пятачок» и «Синявинские высоты», памятник-танк Т-34 возле Ладожского моста и другие объекты.

  • Интернет-ресурс 1

https://getu.me/g825i 

Задание «Снятие блокады»:

  1. Какова цель военной операции «Искра»? И когда советские войска начали ее осуществление?

Ответ: Цель «Искры» заключалась в том, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. Наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проводилась с 12 по 30 января 1943 года.

  1. Когда была окончательно снята блокада города Ленинграда (дата)?

Ответ: 27 января 1944

Шаг 6

Вступительное слово

В первые месяцы войны ленинградский композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою седьмую по счёту симфонию, которую потом назвал "Ленинградской". В ней воплотились сила, мужество и стойкость жителей осаждённого города.

Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. А четвёртая часть дописывалась уже в эвакуации - в Куйбышеве (Самаре). Премьера состоялась там же, 5 марта 1942 года. А вот в Ленинграде впервые была исполнена в Большом зале Филармонии 9 августа 1942 года (в этот день немецкое командование планировало войти в Ленинград). И затем исполнялась еще несколько раз.

  • Интернет-ресурс 1

https://cazi.me/1L89f 

Задание «Симфония №7»:

  1. Какова же была идея симфонии?

Ответ: идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу.

  1. Какие мысли навеяла эта музыка? Что почувствовали, услышав ее?
  2. А для чего в такие трудные минуты нужна была музыка?

Заключительное слово

Можно очень долго рассказывать о событиях того трудного для каждого ленинградца и для всей страны периода. Но самое главное для нас было не показывать полностью весь ход блокады Ленинграда, как это делает хроника, а зародить у вас интерес к тому времени, чтобы вы сами познакомились с историческими событиями нашей Родины, за которыми стоят обыкновенные, но мужественные и стойкие люди - возможно даже ваши бабушки и дедушки.

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Дети блокадного Ленинграда"

Посвящено снятию блокады Ленинграда...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

Сценарий классного часа на День снятия блокады Ленинграда для 5 класса.

quot;СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА. НАША ПАМЯТЬ". Классный час в 5 классе кадетском.Посвящено Дню полного освобождения Ленинграда от  фашистской блокады. День воинской славы. 27 января....

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"...