Тренинг «Мы все такие разные» 9 класс.
классный час (9 класс)

Колесникова Ирина Викторовна

Формировать базовые понятия из области психологии общения, психологии конфликтологии;

- Развивать умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

- Развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

- Развивать коммуникативные навыки, устную связную речь, внимание, память; расширять словарный запас слов.

- Воспитывать нравственные принципы собственного развития, умение критически осмысливать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_my_vse_takie_raznye_9_klass.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Мы все такие разные» 9 класс.

Цель: Развитие способности эффективного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи:  -         Формировать базовые понятия из области психологии общения, психологии конфликтологии;

- Развивать умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

   Развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

   Развивать коммуникативные навыки, устную связную речь, внимание, память; расширять словарный запас слов.

 -Воспитывать нравственные принципы собственного развития, умение критически осмысливать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. 


Наглядность (оборудование): изречение, стихотворение, бейджики (визитки), компьютер, микрофон, фломастеры.

Ход занятия:

I.Орг.момент.

(Психологический настрой).

Здравствуйте – можно сказать руками.

Здравствуйте – можно сказать глазами.

Здравствуйте – можно сказать ртом:

- Здравствуйте! Станет всем радостней кругом!

    Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем занятии. Давайте и мы с вами создадим на протяжении всего занятия хорошее настроение, и тогда у нас всё получится.

II. 1.Упражнение «Знакомство».

(Приветствие) - Оформление визитки, укажите своё имя (напишите, как бы вас сегодня называли)

2. Упражнение ”Правила группы”.

Очень хотелось бы, чтобы на занятиях наш класс был дружным и активным. Предлагаю выработать правила, которые будут приемлемы для каждого из нас (прием “Мозговой штурм”):

- активность

- не перебивать друг друга

- принимать все идеи

- не оценивать чужое мнение

3. Можно ли человека считать уникальным созданием на Земле?

Такие вопросы волновали и наших предков, и волнуют нас с вами сейчас.

(Читают изречение арабского философа)       В мире нет ничего замечательного, чем человек.

   - Сегодня мы с вами попытаемся поговорить о достоинствах человека. У вас будет возможность высказать свои мысли, своё мнение.

(Читают стихотворение)

Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы, как история планет

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какими чертами должен обладать человек?

Вывод:- он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

  Как вы думаете, вы сами добрые, понимающие?
И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

4.( просмотр ролика)  Перед просмотром задаётся вопрос:

-Что посоветовал отец сыну? Для чего?

- Что хорошее в дружбе?

 -Какие три правила надо запомнить?

Уважение к самому себе.

Уважение к друзьям.

Ответственность за свои поступки.

 5. Упражнение. «Комплименты» 

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас, кто сядет на волшебный стул, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека в волшебный микрофон.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

Вам понравилось это упражнение? 

Почему? 

Что нового вы узнали друг о друге? 

Были комплименты одинаковыми или разными? 

Почему разные? 


Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

6.  Упражнение «Хвасталки».

- Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста, что вы сделали хорошего, в последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

      - Сейчас вам необходимо сообщить об этом. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

 Вопросы:

легко ли было говорить о своих успехах;

узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;

легко ли было радоваться вместе с другими;

как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.

7. - Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?

-Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

Общение — это своего рода понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

 Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...» 

Ученики по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я была совсем маленькой, меня звалиИриночка,  в школе меня звали Ириша, а когда я выросла -  называют Ирина Викторовна»

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

7.Упражнение «Подари подарок»

Участники сидят в кругу. С помощью жестов необходимо подарить какой-либо предмет рядом сидящему.

-Приятно получать подарки?

- А дарить? 

8. Упражнение  «Я рад общаться с тобой»

 Предлагаю одному из участников протянуть руку рядом сидящему со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

- Ребята, круг – это символ единства и сплоченности. И сейчас, образуя ”живой” круг, я предлагаю поделиться эмоциями и впечатлениями от занятия.

- Каковы ваши впечатления?

- Какие моменты понравились на занятии? Что не понравилось?

III. Итог.

     Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Тренинг на сплочение коллектива

Цель: сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Участники: 5-6 класс.

Ход занятия:

  1. Погружение.
  2. Упражнение «Строй».  
  3. Упражнение «Кочки».
  4. Упражнение «Пирамида».
  5. Упражнение «Свеча доверия».
  6. Упражнения «Ботинки».
  7. Рефлексия.
  8. Подведение  итогов работы группы.

Погружение.

Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будет делать. В тренинге есть свои правила (Приложение 1).

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшно. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начнем.

Упражнение «Строй».  

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)  

Упражнение «Кочки».

Для данного упражнения необходимы коврики (бумажные) размером 40х60 см – минимум 3,максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). Группа становится в ряд. Участникам связываются ноги (правая первого с левой второго) – получается цепочка.

Задание: перейти цепочкой через комнату по «кочкам». Ребятам говорится, что перед ними болото, если кто-то вступает в болото – начинается все сначала.

Упражнение «Пирамида».

Для упражнения необходим коврик размером 40х60см (один или два).

Задание: простоять на этой площади 1 минуту, не имея ни каких точек внешней опоры. После упражнения проводится обсуждение: как договорились, что и почему не получилось.

Упражнение «Свеча доверия».

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

Упражнения «Ботинки».

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнения, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задание?

Рефлексия.

Подведение итогов, развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев: М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня  получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Подведение  итогов работы группы.

Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятии, выскажите пожелания и т.д.)

Правила поведения:

- не кричать;

- не перебивать, когда говорит товарищ;

- быть активным, делать всем вместе.

Мудрость веков

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  • Не бойся! Трус обречен на поражение.
  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.
  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
  • Не лги! И ты будешь иметь друзей.
  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
  • Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Тема: Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру.

Цели: 

  1. Формирование адекватного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Развития коммуникативных умений и навыков детей, внимания, речи.
  3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Материалы: свеча, пластилин, дощечки для пластилина, зубочистки, камень, веревка, ящички или клеенка, песок или другой сыпучий материал.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Упражнение «Свеча».  Каждый участник передает по кругу горящую свечу с пожеланием или комплиментом другому участнику.

  1. Основной этап.

- Существует такое правило «Мир, относится к тебе так, как ты относишься к миру». Мы бываем, спокойные, а бываем, неспокойные, тревожные; бываем, добрыми и приветливыми, а иногда – злыми и агрессивными; бываем, внимательными друг к другу, а иногда обижаем и оскорбляем друг друга.

Игра «Противоположности».

Инструкция: Педагог называет плохие качества личности, а учащиеся хорошие.

Злой, внимательный, глупый, грустный, слабый, раздражительный, трусливый, медлительный, неаккуратный, плохой.

- Сегодня я вас хочу познакомить с одним цветком? Что это за цветок? (кактус) Какой он?

- Про этот цветок я  прочитать вам  сказку. Вы внимательно слушаете, а потом ответите «Почему росли колючки и почему расцвел кактус?»

Упражнение «Чудо – кактус»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.

Материалы: терапевтическая сказка «Чудо – кактус», пластилин,  зубочистки, цветная бумага.

Инструкция: после прослушивания сказки учащиеся лепят кактус, протыкают его зубочистками, украшают цветами.

Сказка: «На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус.  Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных ударов.  Поэтому  все в округе стали называть кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка», или «Дерущуюся Злюку надо часто наказывать,  вот тогда он перестанет вредничать». Но нужно сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь.  Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое – то время дождь закончился.  Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами песчаные  просторы… и тут один из участников такого веселья заметил, что на  кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке стал петь песни и смеяться. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючек все меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав  как можно ближе к Дерущейся Злюке. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку, все стали называть Чудо – кактус.

Обсуждение сказки, проработка  услышанного.

Почему росли  колючки?  Почему расцвел кактус?

Почему все злились на кактус?

От чего росли колючки? (окружающие к нему плохо относились, его ругали, называли «Дерущейся злюкой») А представьте что кактус это человек – если мы будем обзывать его, ругать, обижать и обижаться, сможет он стать хорошим, добрым?

- Сейчас я хочу, чтобы вы мне слепили кактус с огромными колючками, в качестве колючек у нас будут зубочистки.

Когда колючки у кактуса стали  «совсем огромными», о чем это говорит? Почему  колючки росли?

Как вы думаете, почему пошел дождь? Природа не могла больше смотреть на то, что происходит с кактусом. И показала людям  кактус с другой стороны. Каким может быть кактус? (красивым, цветущим, добрым). Давайте мы это покажем на наших кактусах и украсим их.

А может быть такое, что сам  кактус после дождя  изменился по отношению к окружающим?  Каким он стал?

Как к нему стали относится после появления цветов?

Можно сказать что выражение «Мир, относится к тебе так, как ты относишься к миру», звучит так же что «люди относятся к тебе, как ты относишься к людям»? Когда изменилось отношение кактуса к окружающим?  

Как вы думаете можно кактус сравнить с человеком? Бывают такие люди? А мы сами сильно отличаемся от кактуса? Когда мы выпускаем свои колючки? (когда нас обижают).

- Вспомните ваше состояние, когда вас обижают. Какое оно? Внутри что мы ощущаем? Какое  состояние тела при этом? (напряженное).  Вспомните это состояние. А после напряжения  у человека наступает расслабление. Это как у пружины, если мы ее будем постоянно сжимать, что будет?  Так и у человека, если постоянно быть в напряжении неизвестно во что это выльется. Может вылиться в агрессию, злость или обиду. Постоянно находиться в напряжении, вредно, поэтому я хочу вам показать одно упражнение, которое поможет нам регулировать наше состояние.

Упражнение «Камень и веревка»
Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым, способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции, также она выполняет роль релаксационного упражнения.  
Для этой игры понадобятся камень и обыкновенная веревка.

Игроки и ведущий удобно размещаются,  рассаживаются на стульях.
Педагог показывает детям камень, и спрашиваете: «Что у меня в руках?». Даете каждому подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на его твердость.

 - Камень очень твердый.  Когда мы сердимся на кого-то, сжимаем свои кулаки, и они становятся твердыми как камень, готовыми к нападению.

–  Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! А теперь вы сожмите свои кулаки. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!
(Необходимо обойти всех участников игры, проверить напряжение их рук, похвалить  удачно выполнивших задание)

 – Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! А теперь посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. Когда мы выплескиваем весь негатив, скопившийся у нас. Наше тела расслабляется и становится мягким, податливым, усталым, так как выплеск агрессии, злости требует очень много энергии человека.

А теперь – посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка. И вы также расслабьте свои руки.
(Обойти всех участников игры, проверить выполнение задания).

- Вообще расслабление и напряжение тела нам необходимо не только во время злости, агрессии, но и способствует снятию чрезмерного напряжения, учит самоконтролю и саморегуляции. То есть когда человек сам может себя контролировать и регулировать свое состояние. И сейчас я предлагаю вам немного поработать со своим телом. Вы по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку. А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало каменным. Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку.
(И также по команде ребята то напрягают свое тело, то расслабляют его).

- Бывают ли так, что мы обижаем других людей только по тому, что у нас плохое настроение? А что влияет на настроение человека?

А цвет? А рисунок, какое либо изображение влияет?

- Какое будет настроение, если вы увидите рисунок солнышка? А тучи?

То есть можно сделать вывод, что на наше настроение кроме отношения к нам окружающих  влияет цвет, изображение, рисунок? Согласны?  Упражнение «Ассоциации».

Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыслительной деятельности участников.

-  Одним словом продолжите предложение:

  • «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость, мама, папа…).
  • Если настроение – это цвет, то какой это цвет? А плохое настроение?

- Вот и сейчас мы с вами будем рисовать, но не красками или карандашами, и не на бумаге. У нас будет необычный материал для рисования. Потрогайте его. Какой он на ощупь? А вместо кисти у нас будет рука.

Упражнение «Мир из песка» («Зыбкий мир» - использование вместо песка соли и других сыпучих продуктов).

Инструкция: попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на песке.

- Я предлагаю вам нарисовать рисунок, который будет отражать ваше настроение на уроке.

Выставка рисунков и обсуждение.

  1. Рефлексия.

- О чем мы с вами сегодня говорили?

- Как мир относится к нам?

- Как люди окружающие относятся к нам?

- Какими мы должны быть?

- Что вам сегодня понравилось?

Ритуал прощания.

Упражнение «Аплодисменты» - участники благодарят друг друга за работу аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...

Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»

Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми.  В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»

Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...

Тренинг «Мы такие разные, но мы такие классные»

Тренинг«Мы такие разные, но мы такие классные»...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Тренинг "Такие разные миры рядом с нами"

Тема нашей сегодняшней встречи «такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса.  Однако  среди этого многообразия есть и мир людей, которые ...

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...