Классный час «Особенности донского говора Ростовской области»
классный час (8 класс)

Бельская Ирина Александровна

Когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у  обучающихся этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

            В нашей школе учащиеся изучают историю возникновения казачества, патриотические подвиги казаков это, как правило, не оставляет учащихся равнодушными.

           В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу (М. Шолохов). Они также   ездят  по городам и станицам Ростовской области, посещая музеи, знакомясь с историей казачества, с жизнью , традициями казаков. 

Оказалось, что наиболее ценными у казаков считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, к женщине. Но особый интерес учащиеся проявили к особенностям говора. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

            Когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у  обучающихся этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

            В нашей школе учащиеся изучают историю возникновения казачества, патриотические подвиги казаков это, как правило, не оставляет учащихся равнодушными.

           В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу (М. Шолохов). Они также   ездят  по городам и станицам Ростовской области, посещая музеи, знакомясь с историей казачества, с жизнью , традициями казаков.  

Оказалось, что наиболее ценными у казаков считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, к женщине. Но особый интерес учащиеся проявили к особенностям говора.  

Классный час «Особенности донского говора  Ростовской области» 

Цель: Дать представление о далёком прошлом Донской земли, воспитывая  интерес к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. 
Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. 

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
3. 
Образовательная. Расширить знания учащихся об истории, традициях казаков.

Ход классного часа

Ведущий 1:

Здравствуйте, гости, жданные,

Званные и желанные!

По обычаям донским

Всем гостям поклон мой низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью, с хлебом-солью!

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.


Мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству.

Ведущий 2:

А хорошо ли мы знаем историю наших предков – славного народа Донских казаков? В качестве разминки предлагаем Вашему вниманию небольшую викторину. Вспомним то, о чем уже говорили.

Викторина.  

  1. Кто стоял во главе Донского Войска? (Атаман).
  2. Какие выдающиеся личности Донского казачества вам известны?(Атаман Матвей Иванович Платов, Степан Тимофеевич Разин, Ермак Тимофеевич, Степан Данилович Ефремов, Емельян Иванович Пугачёв)
  3. Кто написал знаменитый роман о Донских казаках? Как он называется? (Михаил Александрович Шолохов и его роман «Тихий Дон»)
  4. Какие символы атаманской власти вам известны? (Булава, насека, бунчук)
  1. Назовите традиционные виды оружия казаков.(Шашка, пика, нагайка)
  2. Как назывались традиционные казачьи поселения? (Хутора и станицы)
  3. Как назывался дом казака? (Курень)
  4. Как называется забор вокруг куреня? (Плетень)
  5. Назовите старую столицу Донского казачества. (г. Черкасск, сегодня ст. Старочеркасская)
  6.  Как называется новая столица Донских казаков? (г. Новочеркасск)
  7.  Что было изображено на первой печати Донского  войска? (Олень, пронзённый стрелою)
  8.  Что было изображено на второй печати, утверждённой Петром I? (Обнажённый по пояс казак на бочке).
  9.  Как называется площадь, где казаки собирались для того, чтобы решить повседневные проблемы; выбрать атамана; наказать виновных; жениться или развестись; отправиться на войну? (Майдан)
  10.  Как называется традиционный головной убор донских  казачек? (Кичка)
  11.  Назовите традиционный головной убор казака. (Папаха)
  12.   Как называется традиционная казачья лодка, сделанная из ствола дерева?  (Чёлн или челнок)
  13.  Как называются широкие казачьи штаны? (Шаровары)
  14.  Какой праздник казаки празднуют 14 октября, посвященный годовщине великой победы? (Покров Пресвятой Богородицы)
  15. В каком городе находятся по сей день трофеи, которые казаки много лет назад унесли из захваченной крепости Азов? (Старочеркаск)
  16.  В каком возрасте казачка впервые сажали на коня одного? (в возрасте 1 года)
  17.  Какими по объему были казачьи сказки? (короткие, небольшие)
  18.  Назовите "золотую" казачью заповедь. (Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь.)
  19.  Что было главное в воспитании казачонка взрослыми казаками? (Личный пример)
  20. В каком же возрасте казак мог отправится в свой первый военный поход? (16 лет)

(Победители получают призы)

Ведущий 3: Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон- одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов , станиц, обширных заливных лугов.

Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович.

Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди.

У этой большой земли яркая и богатая история.

...Земля эта издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своём «Диком поле»:

Ведущий 4: Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны...
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Тёмная Киммерийская степь.

Учитель:  Здорово живёте!
Нонче удумалось мене погутарить с вами о казащем говоре.

Я родилась и жила в село Первомайском, что расположено недалеко от станицы Вешенской, где жил и трудился наш земляк Михаил Шолохов. Мы часто ездили в эту станицу, дружили с ребятами из «Вешек». Сегодня, ребята, хочу вас познакомить с  особенностями донского говора, на котором и мне пришлось гутарить. Изучение истории этих мест привело меня к главе книги, посвященной особенностям говора донских казаков, а в моем село еще и украинский колорит.

Фонетика казачьего говора довольно похожа на восточно-украинскую.

Что приходит на ум о вышесказанном? Конечно же знаменитое "гэ-канье". То есть, в данном случае произношение получается менее грубое, но всё равно сильно отличающееся от того, чему учат в школе.

Довольно типична замена звуков "ф" на "хв". Моя мама говорит:"Хведя, хвартук, хвабрика, кохве , вахли, салхветка»

"- Щей же это мальщик?

- Хведи Сидорова сын!

- Тю! Не вгадала!"

Диалог с таким произношением можно услышать от сидящих на "улице" (на лавочке перед двором) бабушек в станицах.

"Акать" в хуторах любят не меньше, чем "гэкать". Многие неударные "е" заменяются на "а": "Не дюжа табе и хотелося!".  «Ты карову уже падаила?»

Как и другие детишки, летом я любила лазить по деревьям и рвать всякие вкусности. Но не простые, а со своей изюминкой. Ела "вышни, абрыкосы... а ишшо лучше жырдёлы". Испеченные бабушкой "пышки " съедались тоже довольно быстро.

Давайте  проведем  небольшой опрос на тему "а знаете ли вы такое слово?". Поехали!

Баз - загон для скота внутри двора

Бурьян - сухой сорняк

Вилок - качан капусты

Гарбуз - арбуз.

 Гардал - горчица. Да, на Дону едят на студень с горчицей, а холодец с гардалом!

Дряпать - царапать когтями.

Кабак - тыква.

Каймак - лакомство, приготовленное из молочной пенки.

Кочет - петух

Краснопёрка - плотва.

Круглик - пирог с мясом.

Кубыть, кабыть - как будто

Курень - казачье жилище

Кутенок - щенок.

Нехай - "пусть, пускай"

Початка, початок - кукурузный плод

Пышка - печеная лепёшка

Рыбец - внезапно, рыба.

Сазан - карп. Тоже рыба

Сапетка - плетеная корзина.

Скрозь - сквозь

Серник - спичка,

Цибарка - большое ведро

Цуцик - щеночек. "Замерз как цуцик"

Шкорка - кожура. У семечек есть шкорки. Яичная скорлупа - шкорки. Картофельные очистки - шкорки. Всё шкорки, что можно ободрать

Юшка - то самое слово, которое ввело в заблуждение вышеупомянутую девушку брата. Так у нас называют всё жидкое в еде. Бульон - юшка.

надысь-недавно,

 сула-судак,

чебаков –лещ,

казан-котёл металлический,

щербы-ухи,

пострелята-дети,

 вечерить-ужинать,

 супротив-напротив,

чапура-белая цапля,

чикиляет-идёт прихрамывает)

На этом закончим. Надеюсь, вам понравилось.

Язык донского казачества был довольно своеобразен и некоторые слова не понятны.

Сейчас мы поиграем в игру «Переводчик». Переведите текст, заменяя казачий говор более понятными для нас словами. ( словарь на доске)

Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».( лучшим переводчикам  - приз)

Ведущий 1:

Сегодня мы познакомились с некоторыми особенностями говора донских казаков, который складывался в течение длительного времени.

Ведущий 2:

У каждого на свете есть, наверно, 
Любимый уголок земли, такой, 
Где листья по - особому на вербе 
Склонились над задумчивой водой. 
Где небо выше и просторы шире 
И так привольно и легко дышать, 
Где ко всему в прекрасном этом мире 
По-детски чисто тянется душа...

Учитель :Щедра наша Донская земля! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашего Донского края и передает все из поколение в поколение. Я надеюсь, что вы будете любить и беречь нашу прекрасную землю и чтить её обычаи и традиции.

Подведение итогов

Итак ребята, мы с Вами сегодня совершили удивительную прогулку по традициям и обычаям Донских казаков, а теперь при помощи лучиков, которые лежат у Вас на столе давайте оценим насколько Вам понравилось занятие. (дети по очереди вешают лучики вокруг солнышка, если им понравилось занятие, то они вешают желтый яркий треугольник, а если нет, то красный, если остались равнодушны, то оранжевый) .

Молодцы ребята, вот такое красивое у нас получилось яркое солнышко. Я вижу, что Вам понравилось занятие, и теперь Вы многое знаете о Донских казаках. 

Образовательные ресурсы:

  • http://infourok.ru/klassnyy_chas_tema_tradicii_i_obychai_kazakov-470345.htm
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/04/03/istoriya-donskogo-kraya-i-ego-kulturnye-traditsii
  • http://www.yabooza.ru/flow/po-podvizhnosti/post/detskie-igry-kazachi-igry-dlja-detej-33/
  • http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/26/klassnyy-chas-v-kazachem-kadetskom-klasse-chest-imeyu
  • Астапенко М.П. История Донского казачества: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2002.- 511с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС/ БРЕЙН-РИНГ "Ростовская область"

Данная разработка позволит классным руководителям провести классный час по теме "Ростовская область"...

Классный час 65 лет Кемеровской области

воспитание патриотических чувств, гордости и любви к родному краю....

Классный час "70-летию Владимирской области посвящается"

Данная разработка будет полезна при проведении классных часов или внеклассных мероприятий, посвящённых не только конкретной дате, но и в работе по краеведению....

Проектно-исследовательская работа «Национальные особенности татар Ульяновской области»

Проектно-исследовательская работа «Национальные особенности татар Ульяновской области»Работу выполнила Хайванова Гузель ученица 8 классаГузель с данной  работой заняла I место на конкурсе волжиск...

Особенности развития Калининградской области

Презентация к уроку по изучению Калининградской области...

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...