Разработка классного часа "Курская битва"
методическая разработка (9 класс)

Федякова Людмила Викторовна

Разработка классного часа в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurskaya_bitva.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Третье Поле России»,

посвящённый битве

 на Курской Дуге

Федякова Л.В.

Классный руководитель 9 А класса

Цели:

 осуществление военно-патриотическое воспитание обучающихся;

изучение истории родного края;

Задачи:

воспитывать чувство гордости на примерах подвигов своих земляков;

развивать творческие способности обучающихся через продуктивные задания.

  1. Ход мероприятия:
  2. (Мероприятие ведут 2 учащихся и учитель. )
  3. 1 ученик (Иванова Юлия)
  4. 1. Есть в списке Славы у народа
  5. Поля, позвавшие к себе,
  6. К защите Чести и Свободы,
  7. К патриотической борьбе.
  8. 2. Полки татар, французов, шведов,
  9. На тех Полях побеждены.
  10. Нет, мы не хвалимся Победой,
  11. Но в ней достоинство страны.
  12. Учитель:
  13. И пусть звучит уроком в школе,
  14. Той искрой, найденной в золе,
  15. Рассказ о Прохоровском Поле,
  16. На нашей Северской земле.
  17.                          (В Агеев. Русское поле)
  18. 2 ученик (Никитин Валерий)
  19. 1.-Здравствуй, Танковое поле, - вот и мы к тебе пришли,
  20. Не изведавшие боли кровью политой земли.
  21. В небе тихо… И над лугом речка сонная тиха
  22. Не встревоженные плугом, бьют осколки в лемеха.
  23. 2.Здравствуй, поле!.. Как угодно о людской суди вине,-
  24. Кто пришёл к тебе сегодня – знает цену тишине.
  25. Верь нам, поле…Люди, верьте – наша память не слаба.
  26. Между смертью и бессмертьем – человеческая судьба.
  27. Учитель:
  28. 1.Верь людскому поколенью, верь велению любви,-
  29. Это наше поколенье поднималось на крови.
  30. В наших силах, в нашей воле отобрать всю власть у тьмы.
  31. Здравствуй, Танковое поле! – вот пришли к тебе и мы.
  32. (В Молчанов. Танковое поле)    
  33. Учитель:
  34. .-Эти слова вновь и вновь звучат в канун 70-летия Курской битвы. 70 лет назад на Белгородской земле лилась кровь, сходились танки в смертельной схватке, небо было чёрным от полчищ самолётов. Горела даже  мать-земля…

1.Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское – родня:
Все по духу, по-кровному близкие,
Разве только из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, дух Горовца…
Память Родины не убывает
И, как прежде, волнует сердца”.

12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории второй мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, глубокая вера в святое правое дело. (Слайд 3)

  1. Прохоровское поле стали называть Третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы. А сейчас  в Прохоровке  действует   Военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Над Прохоровским полем возвышается Храм Петра и Павла , напоминающий зажженную свечу высотой 59 метров. Храм полностью белого цвета, что придет ему и его окружению особую торжественную обстановку. Ведь белый цвет это символ духовной чистоты, благородства и света. Также на территории храма построены еще несколько памятников. Главным является памятник Победы. (Слайд 4)
  2.  Памятник  Победы представляет собой пятидесятидевятиметровую Звонницу, состоящую из четырех пилонов выполненных из белого камня. Каждый пилон это символ одного года Великой отечественной войны. Пилоны увенчаны золотой сферой символизирующей солнце и являющейся историческим символом державы Российской. Продолжением звонницы является семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы – защитницы и заступницы великой России. Над пилонами золотом написаны слова «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих».

В 2008 году в канун празднования шестидесятипятилетия Курской битвы и сражения под Прохоровкой была сооружена композиция скульптур «Великие полководцы трех ратных полей России: М. Кутузов, Д. Донской и Г. Жуков».

1 ученик (Иванова Юлия)

И.Чернухин. “Прохоровка. 12 июля 1943 года”

На Прохоровском направлении
Мертвые танки стоят.
На Прохоровском направлении
Не видно нигде солдат.

Стоит тишина… после боя

Атаки трубач не поёт…

Над мёртвым, над чёрным полем

Кружит и кружит вороньё…

Но что это?.. Шагом нетрезвым,

Потупив безумный взгляд,

Бродит между железом

Чужой одинокий солдат.

Белоголовый пришелец,

Кому он грозит кулаком?..

Зачем он поёт, сумасшедший,

Хохочет. Рыдает по ком?..

Не помня ни рода, ни звания,

С себя он срывает кресты

«Великой и грозной» Германии

И жалобно просит:

-Воды…-

…Разбиты его «фердинанды»,

И «тигры» его сожжены…

И вороны, как музыканты,

Трубят по кладбищам войны.


Как будто в литавры – в железо
Бьет ветер горячий с полей
С той Курской дуги, что разрезана
Стальною Россией моей.
Земля здесь дымилась рекою
И стала по праву равна
Победной земле Куликова
И мужеству Бородина.

Кляня это место и долю,

Сквозь пепел железный и чад

Бредёт по железному полю

Забитый и жалкий солдат.

Он танки, где светятся звёзды,

Обходит, дрожа, стороной

И слышит:

                      Далёкий и грозный

Грохочет на западе бой.

Грохочет, уходит всё дальше

По чёрной сожжённой траве,

И плачет ариец, как мальчик,

О «Мёртвой» своей «голове».

Штандарты её и знамёна

Со свастиками во главе

Растопчут потом батальоны

На площади красной в Москве.

…А вороны кружатся медленно,

Крича над его головой,

И солнце за танками, медное,

Уходит уже на покой.

Лучи колосятся косые,

И солнце, сверкая, поёт,

Железное поле России-

Победы и славы её.

Учитель:

 В Прохоровском музее боевой славы хранится письмо генерала М.Егорова. Вот строки из него:

«На полном ходу танк старшины Найдёнова ринулся на вражескую батарею, смял четыре пушки и три миномёта. Тяжёлый удар потряс старшину. Механик ещё сам не осознал, что ослеп, вёл машину, повинуясь выучке.

Командир экипажа Шурыгин, сообразив о беде товарища, своими командами помогал ему ориентироваться. Целый час ещё танк, управляемый ослепшим водителем, дрался с врагом…»

3 ученик (Степанян София):

В Молчанов. Отрывок из поэмы «Танковое поле»

Потерпевший под Москвой

И на Волге пораженье,

В этом танковом сраженье

Враг особенно был злой.

Тыща двести танков враз,

В эту яростную жнитву,

Шли в решающую битву:

Мы – на них, они  - на нас!

Всё смешалось: кровь и пыль,

Воздух с чадом и угаром.

С каждым грохотом-ударом

В небеса взлетал ковыль.

Василёк, моргая, цвёл,

Вой «катюш» - мотивом смертным.

В боевом порядке первым

Старшина машину вёл.

Вдруг отбросила назад

Танк невиданная сила.

Старшину перекосила

Тьма внезапная в глазах.

А за тьмой – враги, враги…

Осознать не всё успевший,

Вёл свой танк танкист ослепший,

С болью стиснув рычаги.

Месть священна и крута,

Хоть глазницы кровью плачут.

И казалась самой зрячей

Для врагов машина та.

Мчался танк сквозь рёв и свист,

С грозным яростным размахом,

Словно видел над рейхстагом

Красный флаг слепой танкист.

Учитель:

Но не только танкисты проявляли чудеса героизма и мужества. Здесь, на Курской Дуге, совершил беспримерный подвиг летчик Александр Горовец, сбивший в одном бою 9 вражеских самолётов. Советские лётчики сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец  за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.  Но этот бой оказался для него последним. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка

2 ученик (Никитин Валерий)

В Молчанов. Отрывок из поэмы «Танковое Поле»

Вовремя,

Без опозданья,

Закон у войны суров,

Выполнившее заданье,

Шло звено «ястребков».

Нынче везло им крупно-

Ясен был свод небес.

Был замыкавшим группу.

Лейтенант Горовец.

Зная врага повадки,

Смотрит не только вперёд.

Сзади, из-за посадки,

«Юнкерсов» группа прёт.

«Фрицы»,- в эфир сказал он.-

«Первый, ты слышишь? Нет?!»,

Но, как назло, отказала

Рация в тот момент.

Гулко в висках стучало:

«Что ж, против всех  - один!»,

И – на куски для начала

Одна из вражьих машин.

«Ах ты, фашист проклятый!»-

Лётчик гашетку жал.

Пятый…

Шестой…

Девятый

«Юнкерс» сбитый пылал.

Снова враги сомкнулись…

Кончился боезапас.

Справа под боком- «юнкерс».

«Фоккер» у самых глаз.

Молнией мысль мелькнула:

«Выход один – таран!»

…Вдруг самолёт взметнуло.

Взрыв!

Тишина…

Туман…

Вовремя,

Без опозданья,

Выполнив долг святой,

Без одного с заданья

Группа пришла домой…

Учитель:

Русские солдаты стояли насмерть на Прохоровском поле. Но наши земляки оказались в пекле битвы просто потому, что здесь был их родной дом. Известный белгородский поэт Дмитрий Акимович Маматов во время войны был ещё мальчишкой, а его родина – это село Призначное Прохоровского района. Детские воспоминания о том времени навсегда запечатлелись в его памяти и стали темой множества стихотворений.

3 ученик (Степанян София)

 Д.Маматов.  Бой за церковь

Разгулялся пожар войны

По деревне ржаной и кроткой.

Словно с ведома сатаны,

Бьют по церкви прямой наводкой.

Под снарядный утробный свист

Пыль течёт по Христовым ранам.

Вещий колокол тяжко свис

Над истерзанным божьим храмом.

Мы лежим под стеною ниц,

 Все измазанные, как черти,

И лучится с библейских лиц

Вдохновенье геройской смерти.

От разрывов дрожит алтарь,

Гарь ползёт над рублёвским миром

И работает наш «Дегтярь»

По мышиным чужим мундирам.

Поднимаемся над собой,

Каски книзу - до переносиц,

И ведёт в рукопашный бой

Нас Георгий Победоносец!

Учитель:

Много лет прошло, но память о прошлом  должна быть вечной, чтобы мы  знали, на какой земле живём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва под Москвой"

Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.   Задачи: Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;  Воспитание уважения к бо...

Разработка классного часа "Героям Сталинградской битвы посвящается"

Для обучающихся 5 класса классный час.посвящённый 70 летию годовщины победы в Сталинградской битве...

Методическая разработка классного часа "Сталинградская битва"

Методическая разработка «Сталинградская битва» предназначена для проведения классных часов и уроков мужества, посвященных героическому подвигу советского народа в годы В...

Методическая разработка классного мероприятия. Исторический экспресс"Битва гигантов"

Беседа посвящена Дню воинской славы России (8 сентября- день Бородинского сражения)....

Методическая разработка классного часа "Есть память, которой не будет конца: Курская битва"

Классный час, посвященный подвигу русского народа в годы Великой отечественной войны, а именно Курской битве....