Классный час "Формула выбора профессии"
классный час (7 класс)

Есин Александр Сергеевич

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя. Этот классный час о выборе профессии. Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать. 

Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации

 «В поисках будущей профессии»

Разработанный  классный час направлен на оказание помощи учащимся в вопросе выбора будущей профессии. В данной разработке показан разнообразный мир профессий, типология и характеристики профессий, факторы, влияющих на выбор профессии.

Цель классного часа:

Активизировать учащихся на формирование правильного представления о важности правильного выбора профессии, об основах профессионального самоопределения;

Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 40 мин.

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2.Информационный блок (с элементами эвристической беседы, играми и тренингом).

3. Практический блок (с проблемной ситуацией и тестированием).

4. Заключительная беседа

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, раздаточный материал для учащихся.

Ход классного часа:

1. Оргмомент.

Включение видеофрагмента.

Классный руководитель

Просмотрите пожалуйста данный видео коллаж. Определите тему нашего классного часа. Актуальна ли данная тема для вас. Почему.

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии и для вашего удобства вы будете работать в группах.

2. Информационный блок

  • Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже задумался о выборе своей будущей профессии?
  • Кто считает, что о данном вопросе задумываться еще рано?

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Задание 1.

Вы уже искали материал по разным профессиями. Впишите профессии в представленный кроссворд, постарайтесь вписать такие профессии, которые не впишут остальные.

Задание 2.

Мир профессий огромен и с каждым годом появляются новые профессии взамен старых или совсем новые.

Попробуйте объяснить, чем занимаются люди данных профессий.

Задание 3.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:

  • “человек-человек”
  • “человек-техника”
  • “человек-знаковая система”
  • “человек-художественный образ”
  • “человек-природа”

Рассмотрим каждый тип профессий.

  • “человек-человек” 

Профессии  этого типа требуют умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других людей, проявлять выдержку, речевые способности.

  • “человек-техника” 

Профессии  этого типа предполагают хорошее наглядно-образное мышление, пространственное представление, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость.

  • “человек-знаковая система” 

Профессии  этого типа требуют способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и сосредоточенному вниманию, усидчивость.

  • “человек-художественный образ” 

Профессии  этого типа предполагают художественный вкус, высокую эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение.

  • “человек-природа” 

Профессии  этого типа требуют умение менять цели в зависимости от условий, наблюдательность, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов.

Итак, мы познакомились со всеми типами профессий

Работа в группах. Каждая группа получает конверт с профессиями, необходимо выбрать те которые относятся  к указанному типу

Ответы

— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер…

— Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, сантехник, горнорабочий…

— Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, переводчик, редактор

— Художник, актер, режиссер, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, балерина, фотограф и т. п.

— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог.

Задание 4

Профессий много, но выбрать свою не простая задача. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?

Много лет ученые занимались вопросом выбора профессии и вывели ФОРМУЛУ.

http://par-parschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/11/slide_5.jpg

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание.

Ситуация 1

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.  К какому рисунку относится описание?

Ситуация 2

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.  К какому рисунку относится описание?

Ситуация 3

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.  Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Разберёмся.

Все ли ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет).  Сможет ли она выбрать профессию по душе? У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Классный руководитель.

Совпадение способностей и интересов -  это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие.  

Подведём итоги, какая группа правильно назвала больше всех профессий.

А сейчас мы проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на вопросы. Ставим номер вопроса и букву ответа.  

Тест «Профпригодность»

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

 а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

 в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

 б) с семьёй или друзьями;

 в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

 б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

 в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь: 

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой

«а» - 1 балл,

«б» - 2 балла,

 «в» - 3 балла.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей.  Вам подойдёт работа, связанная с растениями, животными, потому, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически разнообразен.

Если у вас от 12 до 15 очков, задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, вам можно выбирать профессию, связанную с общением с людьми.

4. Заключительная беседа.

И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс, и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»

Список литературы:

  1. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.
  2. Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.
  3. Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006
  4. Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.
  5. Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009
  6. Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. – 2009
  7. по материалам Интернет
  8. Азбука воспитания (Советы родителям). (Воспитание школьников, № 8, 2001)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час 9 класс 2021

Слайд 2

П р о ф е с с и я (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Слайд 3

Копирайтер Хед-хантер Промоутер Андеррайтер ПОСТИЖЁР Объясни профессию

Слайд 4

Начальник кооператива Организатор корпоративов Пишет на заказ тексты различного характера Создает небольшие корпарации Пишет на заказ тексты различного характера

Слайд 5

Охотник за новыми разработками Посредник между работодателем и работником Модельер Разработчик новых направлений В прямом переводе с английского -«охотник за головами». Этот человек – посредник между работодателем и работником.

Слайд 6

Специалист по продвижению товара или услуги Специалист по наклеиванию промкода Специалист в области энергетики Промышленный дизайнер Специалист по продвижению товара или услуги

Слайд 7

Специалист по стратегии игр С пециалист по страхованию Специалист в области правильного питания Специалист по проведению аукционов Специалист по страхованию

Слайд 8

Помощник дирижёра М астер , который изготавливает изделия из волос. Мастер по созданию образа Помощник по питанию во время поста Мастер, который изготавливает изделия из волос: париков, шиньонов, бород

Слайд 9

Классификация профессий (профессор Е.А. Климова. ) “человек-человек” “человек-техника” “человек-знаковая система” “человек-художественный образ” “человек-природа”

Слайд 10

“человек-человек” у читель , врач , журналист , продавец , медсестра , воспитатель , официант , юрист , парикмахер

Слайд 11

“человек-техника” в одитель , слесарь , инженер , конструктор , летчик , машинист , электрик , строитель , сантехник , горнорабочий

Слайд 12

“человек-знаковая система” б ухгалтер , ученый , экономист , математик , программист , нотариус п ереводчик редактор

Слайд 13

“человек-художественный образ” х удожник , актер , режиссер , дизайнер , скульптор , дирижер , фокусник , поэт , балерина , фотограф

Слайд 14

“человек-природа” в етеринар , агроном , гидролог , овцевод , селекционер , зоотехник , кинолог , геолог , охотовед , эколог ,

Слайд 15

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Слайд 16

1 2 3 Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. К какому рисунку относится описание?

Слайд 17

1 2 3 Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. К какому рисунку относится описание?

Слайд 18

1 2 3 Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Слайд 20

Тест «Профпригодность» 1 . Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а ) выспаться; б ) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в ) оказаться в кругу друзей . 2. Из трёх подарков ты предпочёл бы: а ) удочку, набор для вышивания; б ) коньки или лыжи; в ) турпутевку или билет на интересное представление . 3 . Отправляться в путешествие лучше всего: а ) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей .

Слайд 21

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то: а ) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх. 5 . В своё свободное время ты любишь: а ) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать ; б ) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор ; в ) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Слайд 22

Найди себя!

Слайд 23

https://proforientrus.icde.ru/professions/spisok-professij-s-opisaniem



Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбор профессии-важное событие в вашей жизни"

Важное событие в жизни старшеклассников -это выбор профессии.Как сделать правильный выбор?...

классный час "Выбор профессии"

Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанал...

Классный час "Выбор профессии-это серьезно!"

Цель: сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей. Задачи: расширять общий кругозор учащихся;познакомить с миром пр...

Классный час «Выбор профессии – это серьезно…»

профориентационный классный час...

Классный час "Выбор профессии"

Классный час на тему "Выбор профессии" подойдет для проведения классного часа в 9 классе, поможет сориентировать учащихся на правильный выбор профессии....

Классный час "Выбор профессии" для 9 класса

План классного часа по профориентации для 9 класса с презентацией....

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...