Урок нравственности
классный час (5 класс)

Швец Ирина Владимировна

Конспект и презентация урока для проведения в 5-6 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ И МОЛОДЕЖИ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОПОЛЯНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ЧЕРНОМОРСКИЙ  РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ  КРЫМ

296430,  Россия,  Республика  Крым, Черноморский  район с. Красная  Поляна, ул.  Ленина,12-В

e-mail: krasnopolyanskayschool@mail.ru , тел.96-340,

Код ОГРН 1159102000265 ИНН 9110088501 КПП 911001001

конкурс

«Урок нравственности»

Тема: «Уважение к родителям и старшим»

Автор работы:

Швец Ирина Владимировна

учитель математики,

специалист

педагогический стаж: 8 лет

+7(978)757-91-39

irina.shvec.83@mail.ru  

с. Красная Поляна, 2021 г.

Урок нравственности в 5 классе по теме:

«Уважение к родителям и старшим» 

Эпиграф

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе»

Исократ

Учитель математики:    Швец Ирина Владимировна

Класс:   5

Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Цели урока:

  • Знать значение слова «семья» в их жизни.
  • Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.
  • Сформировать понятие «Что значит чтить родителей в контексте с пятой Заповедью».
  • Формировать у учащихся нравственное сознание, жизненно-ценностных ориентиров.
  • Оценивать характер взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств ближних и сопереживания им; формирование внимательного и заботливого отношения между членами семьи.
  • Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; способствовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, семей.

Задачи:

  • Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли отца и матери в воспитании детей.
  • Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.
  • Воспитание уважения к себе, своей семье, ответственного отношения к своим родителям и старшим.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознать необходимость изучения темы урока, учиться выражать свое мнение, проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно ставить перед собой цели; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

- работать с разнообразной информацией, уметь группировать объекты, извлекать необходимую информацию из прослушанного, делать выводы.

Коммуникативные:

Развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе, слушать и слышать собеседника, организовать эффективную коммуникацию в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, развивать умение принимать правильное решение, формирование интереса к данной теме.

Оборудование: ноутбук, телевизор, набор карточек с пословицами, музыкальное сопровождение, презентация, доска.

Глоссарий к уроку: семья, нравственность, одиночество, уважение, почитание.

Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа в группах, игра,  работа с текстами, работа в командах.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Учитель: Здравствуйте! Мы начинаем наш урок. 

Учитель:  Ноги на месте? – Учащиеся: На месте.

Учитель: Руки на месте? – Учащиеся: На месте.

Учитель: Спинка прямая? – Учащиеся: Прямая.

Учитель:  Локти у края? – Учащиеся: У края.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Что значит «положительные качества человека»?(ответы учащихся)

Учитель: Что значит «отрицательные качества человека»?(ответы учащихся)

Учитель:  Посмотрите на экран, на слайде перемешались положительные и отрицательные качества человека. Помогите мне распределить их на две группы. (слайд 2)

Учащиеся поднимают руку и дают ответ, учитель обращается к классу с вопросом: «Все ли согласны?»- распределяет качества на две группы

  1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме.

Учитель:  Послушайте притчу (слайд 3)(учитель озвучивает слова притчи)

Учитель:  Ребята, какой вывод вы можете сделать?(ответы учащихся)

Подведение к теме урока?

Учитель:  Как вы понимаете слово «почёт»? (слайд 4)

Учитель:  Почёт (согласно толкованию в словаре) – глубокое уважение, оказанное кому-либо обществом, окружающими людьми.

Учитель:  Как вы думаете, кого в первую очередь вы должны уважать? (ответы учащихся: родителей и старших)

Учитель:  А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 5)

Учащиеся: О семье, уважении к родителям и старшим

  1. Сообщение темы  и целей урока.

Учитель:  Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья. Расскажем об уважении к родителям, старшим

Учитель:  Какие цели вы поставите перед собой? (слайд 6)Что такое уважение – как проявляется уважение к старшим, к родителям?

  1. Объяснение нового материала

Учитель:  Ребята, как вы думаете, какой человек достоин уважения?(ответы учащихся)

        Вся история развития человеческого общества строилась на взаимоуважении, взаимопомощи и солидарности. В Древней Руси почитали отца с матерью и спрашивали их благословения перед ответственным делом. (слайд 7)

         Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.

- А сейчас Шарапа Кира прочтет стихотворение на тему семьи. Давайте послушаем ее.

М.Лангер

Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья — это много домашней работы.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Учитель:  Пришло время поиграть. Класс разбивается на несколько три команды. Я буду задавать вопросы каждой команде, за каждый правильный ответ ей присваивается один балл. Если команда не сможет ответить на вопрос, то на него может ответить другая команда:

  1. В известной сказке великого русского писателя муж с женой жили возле синего моря. В этой сказке жадность погубило жену, и они осталась в итоге не с чем. Как называется сказка и кто ее автор?

(А.С. Пушкин «Сказ о рыбаке и рыбке»)

  1. Сказка про семью, которая еле собрала урожай. (Репка)
  2. Сказка о том, что нужно слушаться отца и ходить в школу, иначе можно попасть в сложную ситуацию и мошенники оставят тебя без денег. (Буратино)
  1. Работа в парах

- Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

- На столе у вас лежат части двух пословиц. Работаем в паре. Каждая пара должна собрать и зачитать эти пословицы.

Пословицы и поговорки об уважении (распечатать по две на парту)

- Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.

- Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.

- Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.

- Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

- Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают - твою одежду.

- Добивайся не услужения, а уважения.

- Завидовать - уважения не видывать.

- Кто сам уважает, того и другие уважают.

- Кто слово держит, уважение заслужит.

- Сумей себя показать - люди станут уважать.

- Того не уважают, кто не уважает других.

- Умный уважает всех, глупый - только себя.

- Сердце матери лучше солнца греет.

- Родительское сердце в детях.

- Любовь да лад - не надобен и клад.

- Мать кормит детей - сохнет, а они по ней и не охнут.

- Родительская любовь крепче каменных стен.

- Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

- На что и клад, когда в семье лад.

- Семья крепка ладом.

- Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать.

- Материнский гнев, что весенний снег.

- Нет милее дружка, чем родима матушка.

- При солнышке светло, при матушке добро

Учитель:   Как проявляется уважение к родителям?(ответы учащихся)

(слайд 8) Отложите телефон в их присутствии. Прислушивайтесь к тому, что они говорят. Принимайте их точку зрения. Участвуйте в их разговорах. Смотрите на них с уважением. Хвалите их. Делитесь с ними хорошими новостями. Избегайте того, чтобы рассказывать им плохие новости. Следуйте их советам и наставлениям. Не повышайте на них голос. Не говорите о них плохо.

-Физкультминутка для глаз (слайд 9)

  1. Пятая Заповедь Божья

Учитель:  (слайд 10) Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.

Учитель:   Давайте теперь отгадаем загадки. За каждый правильный ответ каждая команда получит 1 балл.

Загадка 1.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна …

(Семья)

Загадка 2.

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это?

(Мама)

Загадка 3.

Какой же ты заботливый и нежный,

Какой же бескорыстный, добрый ты!

Я знаю, ты всегда меня поддержишь

Среди обмана, зла и суеты.

Когда моей семье нужна опора,

Всегда подставишь ты своё плечо,

Ты для меня свернёшь любые горы,

Тебе любые ветры нипочём!

Везде твои заботливые руки

И любящее сердце, наконец.

По-доброму завидуют подруги,

Узнав, что у меня такой …

(Отец)

а) Почитание матери

Учитель:  А теперь послушайте внимательно следующее стихотворение:
Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь, не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы-
Пожелания счастья в лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь из весёлой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.
Где я нитки беру?  Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою.
Учитель:  Как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?
(Дети отвечают)
Учитель:  Конечно же, самый главный человек в жизни каждого из нас— это мама!

- Учитель:   Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Что для тебя лично значит – «мама»? Чему в жизни ты обязан ей?
  2. Попробуй назвать  качества, присущие твоей маме (учитель рисует на доске круг и при названии каждого качества дорисовывает к нему лучики).  

Учитель:  Самое святое слово – мама. Это слово святейшее (праведник батюшка Зосим.)

Учитель:  Как проявлять почтение к маме? (Быть внимательным к ней, её жизни. Помогать ей, не мешать когда она устала.)

Послушаем стихотворение о маме.

Всё она
Агния Барто
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
— «Мама доpогая».
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит?
— «Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Hепослyшны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слёзы льет тогда?
— «Всё она, pодная».

  Учитель:       «Мама» — главное слово для каждого из нас, как и человек, который за ним стоит. От матери мы полностью зависим, будучи детьми, и к ней за советами приходим, когда вырастаем и наконец понимаем: мама была права. Связь между матерью и ребенком нерушима и непоколебима, как сила любви, которая их объединяет.
       Неудивительно, что в мире появились свои, особые дни, посвященные мамам. Их проводят во всем мире: более 20-ти стран мира празднуют День матери во второе воскресенье мая,  некоторые  страны отмечают этот праздник в отдельные дни.

         День матери – международный праздник, в который чтят матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин. К этому празднику приурочивают концерты, проводят утренники в школах и детских садах, устраивают социальные акции и флешмобы. Символы праздника - плюшевый медведь и цветок незабудка

          В нашей стране этот праздник отмечают в последнее воскресенье ноября. Российский день матери в 2021 году выпадает на 28 ноября и справляется на официальном уровне 24-й раз.

б) Почитание отца. 

Учитель:  Ребята, кто в вашей жизни занимает важное место, кроме мамы? (учащиеся отвечают, что это папа)

Учитель:  Верно! Подумайте и ответьте на вопросы: 

  1. Чему научил тебя твой отец?
  2. Попробуй назвать качества, присущие твоему папе (учитель рисует на доске круг и при названии каждого качества дорисовывает к нему лучики).

Стихотворение о папе прочтёт Демянко Артём.

В мире много стихов и песен
Посвящается матерям,
Тем, кто множество зим и весен
Отдают в этой жизни нам.
Но ведь есть еще очень важный,
Дорогой для нас человек,
Кто участвует в жизни нашей
Его имя простое - отец.
Он идет с нами в жизни рядом,
Охраняет наш сон и покой.
Придает нам уверенность взглядом,
Помогает нам сильной рукой.
И хоть часто его мы не ценим,
Он готов к нам на помощь прийти.
Чтоб, используя свой образ жизни,
От ошибок детей защитить.
Я люблю тебя, мой папа,
Я люблю тебя.
И хоть часто не могу это вслух сказать,
Все же очень твердо знаю
В сердце глубоко,
Что на свете без отца нелегко.
Твои волосы чуть поседели,
И морщинки легли на лицо.
Но все также и сильным и смелым
Остаешься ты нужным отцом.
И все та же уверенность взгляда
Придает мне стабильность везде.
Знать, что папа есть в жизни рядом -
Это знать, будет помощь в беде.

 Учитель:  4 октября 2021 года Президент России Владимир Путин подписал указ (№573) об учреждении в стране Дня отца.

        Праздник будет отмечаться в третье воскресенье октября. День отца сейчас официально установлен и отмечается более чем в 15 субъектах РФ.

Учитель:  А как мы можем проявить то, что мы любим своих маму и папу? (ответы детей)

Учитель: Мы можем послужить тому, чтоб в семье был мир – своим поведением и своей молитвой о семье. Молиться о родных нужно обязательно каждый день.

в) Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Учитель:  Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Вот мы с вами и подошли к 5-ой заповеди Божьей. Вот как она звучит на старославянском языке. (слайд 11)

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли».

(Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.)

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех    

Учитель:  Ваша любовь к мамам и папам безгранична. А любить родителей – это и есть уважение.

-Физкультминутка (слайд 12)

Учитель:   (слайд 13) Что такое уважение к старшим? Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей.

Учитель:   В чем проявляется почитание старших?(ответы учащихся)

(слайд 14) Вежливое отношение; тактичное поведение; проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте); оказание помощи нуждающимся.

  1. Просмотр музыкального мультфильма «Старость надо уважать» (при наличии времени) (слайд 15)
  2. Рефлексия  (слайд 16)

Учитель:  Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то, что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Свою семью я считаю….

  1. Итог урока.

Учитель:  (слайд 17) Если все выше сказанное нами обобщить, то на чем семья должна держаться? (уважение, любовь, благодарность, послушание, понимание, помощь, доверие, забота, счастье, дружба)

Учитель: Я хочу, чтобы наш сегодняшний разговор о семье, о почитании родителей для вас стал священным на всю жизнь. Не стесняйтесь показывать родителям, бабушкам, дедушкам свою любовь, всегда помните, сколько доброго они сделали для вас. Не забывайте, что своим непослушанием, невнимательностью можно больно ранить их любящие сердца. Находите в себе мужество попросить прощения, если по неразумию своему обидите их. Дарите им свои улыбки, нежность, радость. Берегите родителей, пока они рядом, и помните о них, когда их нет. Не забывайте, что здоровье, счастье, хорошее настроение родителей, мир и покой в семье во многом зависят от вас! И самое главное – не забывайте дарить частичку своего тепла и добра!

Учитель:  (слайд 18) Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтоб ней всегда царили дружба, понимание,  любовь, помощь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.

Учитель:  А наш урок я хочу закончить словами:

Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. (слайд 19)

Цените своих родителей! Берегите их! Будьте культурными, вежливыми людьми! Уважайте и помогайте старшим!

Спасибо за внимание! (слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок нравственности «Уважение к родителям и старшим» Разработала: Швец Ирина Владимировна учитель математики МБОУ « Краснополянская СШ » 1

Слайд 2

Уважение к другим, Скупость, Раздражение, Правдивость, Занудство, Искренность, Мужество, Лицемерие, Общительность, Вспыльчивость, Хвастовство, Скромность, Жестокость, Мудрость Положительные качества Отрицательные качества Уважение к другим Правдивость Искренность Мужество Общительность Скромность Мудрость Скупость Раздражение Занудство Лицемерие Вспыльчивость Хвастовство Жестокость 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Почита Почитание-чувство глубокого почтения, уважения к кому- либо. Толковый словарь Ожегова Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой.

Слайд 5

Уважение к родителям и старшим 5

Слайд 6

Цель урока: Что такое уважение – как проявляется уважение к старшим, к родителям? 6

Слайд 7

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. Исократ .

Слайд 8

Отложите телефон в их присутствии. Прислушивайтесь к тому, что они говорят. Принимайте их точку зрения. Участвуйте в их разговорах. Смотрите на них с уважением. Хвалите их. Делитесь с ними хорошими новостями. Избегайте того, чтобы рассказывать им плохие новости . Следуйте их советам и наставлениям . Не повышайте на них голос . Не говорите о них плохо. 8

Слайд 9

9

Слайд 10

Родители… Как много в этом слове. Не стыдно встать пред ними на колени, У неба выпросить для них здоровья, А за обиды попросить прощенья.

Слайд 11

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. Исократ . Почитай родителей своих

Слайд 12

12

Слайд 13

Уважение - признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. 13

Слайд 14

Почитание старших: вежливое отношение; тактичное поведение; проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте); оказание помощи нуждающимся. 14

Слайд 15

15

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ 1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были… 2. Мои мама и папа для меня самые… 3. Я люблю своих родителей за то, что… 4. Я хочу своим родителям пожелать… 5. Свою семью я считаю…. 16

Слайд 17

Рефлексия. Любите родителей, дети, Ведь без них так трудно жить на свете. Их внимание, ласку и заботу, Вам не заменит посторонний кто-то Пусть все, кого ты любишь, Всегда будут рядом с тобой! Итог урока

Слайд 18

Мудрая заповедь «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго и счастливо жить». 18

Слайд 19

Будьте счастливы! Любите , уважайте, берегите своих родителей и заботьтесь о них .

Слайд 20

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...