Методическая разработка родительского собрания на тему: Нравственные законы семьи - это законы жизни
классный час

Федоренкова Анна Юрьевна

«Нравственные законы семьи – законы жизни»

Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.

Форма: Семейная гостиная.

Участники: Родители учащихся, классные руководители.

Подготовительный этап:

* Готовясь к собранию, предложить учащимся нарисовать символ семьи.

* Подготовить для работы родителей в микрогруппах листы бумаги, фломастеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_zakony_semi.docx25.19 КБ
Office presentation icon rebenok_i_semya.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 имени Н.Зайцевой»

Методическая разработка

родительского собрания на тему:

Нравственные законы семьи - это законы жизни

       

Выполнила:

Классный руководитель 7А класса

Шикина Анна Юрьевна

Рославль, 2020-2021


«Нравственные законы семьи – законы жизни»

Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.

Форма: Семейная гостиная.

Участники: Родители учащихся, классные руководители.

Подготовительный этап:

* Готовясь к собранию, предложить учащимся нарисовать символ семьи.

* Подготовить для работы родителей в микрогруппах листы бумаги, фломастеры.

                                                         Ход собрания

                              (Звучит песня О. Митяева «Как здорово…»)

1. Вступительное слово учителя.  (Слайд 1)

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего люди.

                                                          А.С. Макаренко
«Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему  (да не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было)».
                                   Из заповедей воспитания …
                                                     Екатерины Великой.

Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».

Наш сегодняшний разговор посвящен нравственным устоям семьи, попытке определить каждому из родителей формулу родительской педагогики, обменяться своим опытом воспитания детей в семье.

(Для создания доверительной обстановки в классе предлагаю вам сесть за парту на место своего ребенка.)

2. Тест «Какой вы родитель?» (Слайд 2)

Чтобы понять свое отношение к воспитанию ребенка, предлагаю заполнить небольшой тест: «Какой вы родитель?»

Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми.

1

Сколько раз тебе повторять!

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3

Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!

1

4

И в кого ты только уродился!        

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)!        

2

7

Я в твое время!

2

8

Ты моя опора и помощник(ца)!        

1

9

Ну что за друзья у тебя!

2

10

О чем ты у меня только думаешь!        

2

11

Какая ты у меня умница!        

1

12

А ты как считаешь, сыночек (доченька)?

1

13

У всех дети как дети, а ты?

2

14

Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает лучше вас самих.   (Слайд 3)

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9-10 баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

3. Работа в микрогруппах (4-5 человек)

Задание №1 «Законы семейного воспитания» (Слайд 4)

Учитель предлагает родителям сформулировать основные правила семейного воспитания. Пока родители работают, звучит легкая музыка.

В результате совместного обсуждения законы семейного воспитания могут выглядеть примерно так.

Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

Закон значимости похвалы для ребенка.

Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни своей семьи.

Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ для ребенка.

Закон уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Если эти законы в семье выполняются, значит, ребенок состоится как личность.

Задание №2 «Символ семьи» (Слайд 5)

Учитель предлагает родителям подумать над символом семьи. После выполнения задания, на которое отводится 10-15 минут, родители получают для сравнения символы-рисунки, нарисованные их детьми. Это своеобразный портрет семьи глазами родителей и детей – хорошая возможность для родителей проанализировать свои подходы к воспитанию детей в семье и сделать выводы.

4. Заключение

Учитель предлагает сформулировать для себя основные заповеди воспитания.

              Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах» (Слайд 6)

Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
  2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
  3. Каким, по – вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

                Уважая детей, уважайте и себя (Слад 7, 8, 9, 10)

1-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2-Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4-Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

5-Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

6-Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

7-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

8- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

9- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

11-Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

                    (Чтение отрывка из книги Эрве Базена «Во что я верю»)

Законы воспитания, если таковые имеются, казались бы мне отвратительными, если бы я должен верить Монтескье, утверждающему, что они различны, в зависимости от того, преследуют они цель развить честь, добродетель или страх, на деле есть только один закон воспитания, уже сформулированный Монтенем: «Того, чего нельзя добиться разумом…, никогда не добиваться силой».

К этому, несомненно, следует прибавить, имея в виду родителей, которые слишком многое позволяют своим детям: «уважая детей, уважайте и себя».

Короткая фраза, требующая долгих усилий! Она возбуждает массу противоречий, психологических трудностей.

     Вот «Десять семейных заповедей» для отцов и матерей. (Слайд 11, 12, 13)

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

(Слайд 14)

Закончить  собрание  хочу словами Ю. Рюрикова:

«К воспитанию детей следовало

бы относиться как к самой

важной из земных профессий».

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственные законы семьи» «Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.» К.Д.Ушинский

Слайд 2

СЕМЬЯ – это… И трудовой коллектив, И моральная опора, И высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), И пространство для отдыха, И школа доброты, И многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

Слайд 3

Семья - это то от чего ты улыбаешься, даже когда устал.

Слайд 4

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Слайд 5

И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, храбрым, ответственным, творческим, ОДНИМ СЛОВОМ - ЧЕЛОВЕКОМ !

Слайд 6

Тест «Какой вы родитель?»

Слайд 7

Сколько раз тебе повторять?.............2 Посоветуй мне, пожалуйста………….0 Не знаю, что бы я без тебя делала…1 И у кого ты такой уродился?...............2 Какие у тебя хорошие друзья!.............1 Ну на кого ты похож?............................2 Я в твое время………………………..2 Ты моя опора и помощник…………..1 Ну что у тебя за друзья?……………2 О чем ты только думаешь?..............2 Какая ты у меня умница!..................1 А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0 у всех дети как дети, а ты…………..2 Какой ты у меня сообразительный!......1

Слайд 8

Социометрия Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок – тревожность). Состав: кто включен в состав семьи. Расстояние между кружками – степень эмоциональной близости. Как нарисованы круги – если есть зачеркивания, жирные линии, обведенные – все это подчеркивает тревогу. Кто первым нарисован, тот значим. Уровень смещения: вверх – неудовлетворенность статусом вниз – недостаточная ценность в центр – норма в левая часть – негативное отношения

Слайд 9

В чем ошибки воспитания???

Слайд 10

Мама Антона жалуется своей подруге по телефону, что сын не хочет делать уроки. После разговора, кладет трубку и говорит Антону, чтобы тот отправлялся в свою комнату и сел за уроки. Мальчик с недовольством и капризами сел за стол и стал прописывать буквы. Через некоторое время мама позвала сына и попросила сходить в магазин за хлебом, а затем сели ужинать. После этого они сели выполнять домашние задания по математике. Мальчик так же капризничал и не хотел делать уроки. В чем ошибка мамы? Ситуация 1.

Слайд 11

Ошибка 1. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам.

Слайд 12

основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него . Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе . Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний . Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.

Слайд 13

Ситуация 2. Мама Алины, пришла с работы уставшей, спросила у дочери, как её дела в школе, проверила домашнее задание, накормила Алину и занялась домашними делами. Тут в гости к маме зашла её знакомая и стала жаловаться, что жизнь проходит однообразно, всё проблемы, заботы, хлопоты, даже времени нет с ребенком пообщаться. На следующий день маме позвонил учитель и сказал, что Алина не выполнила домашнее задание по математике. В чем ошибка? Ошибка 2. «Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»

Слайд 14

Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти . Ребенок , который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим поведением. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм. Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя, ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в обязательном порядке.

Слайд 15

Учитель в классе стала замечать, что Саша стал очень тревожным, раздражительным, часто проявляет гнев и злобу к своим одноклассникам, дерется и обижает других. Пригласила родителей Саши в школу, но родители сказали, что дома мальчик послушный, выполняет все поручения. В семье благополучная обстановка. В чем, тогда дело? Ситуация 3. Ошибка 3. «Мера наказания»

Слайд 16

Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, которые часто его наказывают, появляется враждебность. Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения. Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок. Самое эффективное наказание – посадить на стул и заставить держать спину прямо. (Лишение свободы в действиях для младшего школьника сильное наказание)

Слайд 17

Выполняя домашнее задание с Машей, мама отвлеклась на телефонный звонок и не выходя из комнаты, чтобы не оставить дочь без контроля, стала разговаривать. Звонила ее знакомая и жаловалась, что сегодня ей позвонил классный руководитель сына и в повышенном тоне сделала замечание о плохом поведении сына в школе. В свою очередь мама Маши тоже высказывала недовольства в адрес учителя дочери. Позже, уложив дочь спать, мама позвонила классному руководителю Маши и в корректной форме объяснила учителю, что у ее дочери сегодня в классе пропал учебник . Попросив завтра разобраться. По мимо этого мама расспрашивала об успехах своей дочери в школе. Разговор затянулся. Ошибка 4. Тактичность родителей Ситуация 4.

Слайд 18

Уважаемые родители, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не слышал учителя в школе, не подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка. Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите не посредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться. САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ – это ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР.

Слайд 19

Помните!!! Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка часто упрекают , он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости , он учится понимать других . Если ребенка подбадривать , он учится верить в себя. Если ребенка хвалят , он учится быть благодарным . Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности , он учится верить в людей . Если ребенка поддерживают , он учится ценить себя .

Слайд 20

Благодарим за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».

презентация для выступления в классных часах и родителських собраниях...

Родительское собрание по теме "Нравственное воспитание дошкольников"

Родительское собрание по теме "Нравственное воспитание дошкольников"...