Классный час "Блокадный хлеб", посвященный дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
классный час (5, 6, 7 класс)

Усанкина Наталья Алексеевна

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokadnyy_hleb.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Блокадный хлеб

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти

Оборудование: проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного хлеба», раздаточный материал (образцы хлебных карточек, листы с заданиями)

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

1. «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 2020 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом памяти и славы.  

2. Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г.  Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.

Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.

3. Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда -  небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады -  зимой 1941/1942 г.  Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.

Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.

Раздаточный материал:

- образцы хлебных карточек на стол каждому участнику.

- демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии) в класс. Допускается продемонстрировать весовые куски черного хлеба для понимания размеров суточной нормы в разные периоды времени.

Примечание: Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.

Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял
из несъедобных примесей, заменявших муку:

            - пищевая целлюлоза – 10 %,

            - жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,

            - обойная пыль – 2 %,

      - выбойки из мешков – 2 %,

      - хвоя – 1 %,

            - ржаная мука – 75 %.

Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.

II. Демонстрация тематического образовательного видеоролика

Комментарий учителя:  

История блокадного Ленинграда – это история сотен тысяч ленинградцев. В кольце окружения по приблизительным расчетам оказалось 2 451 000 гражданского населения (в том числе дети). Время идет и тех, кто вынес тяготы блокады, становится все меньше – тем внимательнее стоит относиться к их свидетельствам и воспоминаниям, успеть выразить им свое уважение.  

Учащимся предлагается посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей (детей) блокадного Ленинграда.

Рефлексия:

Что вам запомнилось из этого сюжета?

Что показалось вам удивительным?

Как вы думаете, о чём это говорит?

О каких качествах ленинградцев это говорит?

III. Интерактивный блок

Участникам предлагается представить себя разведчиками – защитниками Ленинграда – и выполнить задания верховного командования.

1. С помощью азбуки Морзе расшифровать телеграмму

2. Выяснить слово.

Задания в приложении

IV. Завершение урока

Преподаватель просит учащихся назвать основные факты, понятия, явления, о которых они узнали в ходе урока.

Преподаватель благодарит за ответы.

Слова преподавателя.

Сегодня на уроке мы решали небольшие практические задачи, связанные с военным временем. Во время учёбы их осваивают именно в таком игровом формате, но в условиях реальных военных действий их приходится применять при самых тяжёлых обстоятельствах. И трудно представить себе обстоятельства более тяжёлые, чем повседневная жизнь блокадного города. Тем ценнее усилия его жителей, тем важнее знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.

V. Общее фото с участниками.

Приложение:

  1. Азбука Морзе

Участникам выдается распечатка с заданием:

15 ноября 1941 года начался основной этап разведки траектории будущей трассы ледяной дороги: вместе с военными гидрографами ее вели бойцы 88-го отдельного мостостроительного батальона. В общей сложности 12 групп разведчиков, двигаясь от Осиновца и Коккорево (поселок на юго-западном берегу Ладоги), прошли до восточного берега и убедились, что проложить трассу так, как изначально планировалось, не получится.

Результаты ледовой разведки доложили в штаб Ленинградского фронта утром 19 ноября. И вскоре командующий фронтом генерал-лейтенант Михаил Хозин издал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. В тот же день из Коккорево в сторону Кобоны отправился санный обоз в 350 упряжек, который через двое суток вернулся. Это был первый груз, поступивший в Ленинград по «Дороге жизни».

Командир отделения дал вам приказ сообщить генералу-лейтенанту о первых успехах работы «Дороги жизни», зашифровав послание.

http://cdn.fishki.net/upload/post/201501/30/1408357/10922536_792567630815487_1902583893187164163_n.jpg

Определите груз, первым доставленный по «Дороге жизни», используя запись сигналов Азбуки Морзе.

Задание: [-….] […--] [#] [-] [---] [-.] [-.] [-.--] [#] [--] [..-] [-.-] [..]

Ответ: 63 тонны муки.

  1. Последнее послание

Вас и вашу группу вызвал капитан. Он рассказал, что совсем недавно, в апреле 1942 года, на Невском пятачке был оставлен 330-й полк 86 стрелковой дивизии. Около пятисот оставшихся в строю солдат 330-го полка под руководством командира полка Блохина успешно отбивали немецкие атаки. Как бы ни старались пробиться бойцы, они с каждым днем теряли силы. Капитан передал Вам записку о важном задании для майора Блохина. Вам нужно вернуться на Невский пятачок.

Помните, как еще осенью на той стороне Невы, напротив Невской Дубровки, росли высокие красивые сосны, вдоль берега стояли дома, но сейчас, после нескольких месяцев жестоких, кровопролитных боев, живописный уголок был превращен в лунный пейзаж. Не осталось ни домов, ни деревьев, даже плодородный слой земли был уничтожен снарядами и бомбами.

Вы стали выяснять, как передать записку Блохину. Оказалось, что пока держалась переправа по льду, связь с 330-м стрелковым полком была надежна и помощь ему могла быть оказана всегда. Но 24 апреля начался ледоход, и защитники плацдарма вместе с Блохиным оказались отрезанными от своих тылов. Немецкие солдаты, воспользовавшись этим, атаковали наши позиции на Невском пятачке. Вскоре немцы во многих местах прорвались к Неве, и плацдарм был рассечен противником на отдельные очаги сопротивления. Это последняя информация, которую получили с той стороны Невы. Связь с защитниками плацдарма прервалась.

Ночью раненый майор Соколов под непрекращающимся пулеметным огнем немцев в ледяной воде, пробиваясь между льдин, доплыл до вашего берега. Он переправился с донесением о тяжелом положении плацдарма и документами по поручению начальника политотдела 86-й стрелковой дивизии ‒ руководителя последнего рубежа обороны Невского пятачка.

Но положение оставшихся в живых защитников плацдарма уже стало безнадежным. Недалеко от блиндажа защитники плацдарма положили на крутой берег куски белой ткани, чтобы их было видно с вашего берега, и написали красным цветом, скорее всего, кровью, одно слово. Вам до сих пор снится эта страшная картина.

Что они написали?

Необходимо подготовить 1 плотный лист бумаги формата А3. На листе необходимо канцелярским ножом аккуратно «написать» слово «Помогите» и какие-нибудь другие линии, фигуры (только не буквы).

ОТВЕТ: Помогите (данное задание является реальным событием, произошедшим в 1942 году).

Слово уже «написано» (продавлено) на листе ножом, но при обычном свете его не прочитать. Команды должны догадаться закрасить лист бумаги маркером, и тогда слово станет читаемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ведущий: Уважаемые ветераны и жители блокадного Ленинграда! От лица администрации нашего лицея я рада приветствовать Вас в этот торжественный час, посвященный Великому юбилею. Благодаря Вашим дедам,...

Классный час по теме: "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

Классный час для учащихся 7 класс по теме: "День полного свобождения Ленинграда от фашистской блокады"...

Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)...

Всероссийская акция , посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

В этом разделе размещены сертификаты участия в мероприятиях военно- патриотического воспитания школьников РДШ...

Классный час на тему: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Классный час на тему:«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»...