Классный час "Практика решения конфликтов"
классный час (6 класс)

Разработка классного часа для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_praktika_resheniya_konfliktov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Практика решения конфликтов"

Учитель: Темирчиева Елена Викторовна МБОУ «Бестяхская СОШ имени И.И. Козлова» МР «Хангаласский район» РС(Я), с. Бестях.

Цели: Формирование конфликтной компетентности учащихся, воспитание толерантности.

Задачи: 

  • определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”
  • анализ способов выхода из конфликтных ситуаций;
  • формирование умения разрешать конфликты
  • определение уровня конфликтности

Продолжительность классного часа: 40 минут.

Рекомендуемый возраст: 6 или 7 класс.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Ведущий просит учащихся разделиться на три подгруппы по дате рождения в разное время года (зима, весна, лето и осень вместе)

Упражнение “Шкала настроения” (На листочках каждый рисует свое настроение на данный момент, например: в виде тучи, солнца и т. д.

2. Основная часть.

1. Постановка цели занятия:

- Познакомимся с понятием “конфликт”, типами конфликтов, их возможными причинами, проанализируем способы выхода из конфликтных ситуаций, поучимся избегать и преодолевать конфликты, определим свой уровень конфликтности.

2.1. Учитель:

- Вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово “конфликт” происходит из латинского языка и обозначает “столкновение”.

Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. Практически нет ни одной сферы жизни, где не могла бы возникнуть конфликтная ситуация. Различны причины, предметы конфликтов и намерения людей, идущих на конфликт, но отрицательные последствия есть всегда. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Но далеко не каждая конфликтная ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация.

Если ссорятся двое и более людей, то мы называем конфликт межличностным. Это ситуация, когда мотивы, интересы и способы действия разных личностей не совпадают, противопоставляются друг другу.

Однако в противоречие могут входить мотивы одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то делать, а с другой – по каким-то личным причинам не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, что может закончиться конфликтом с самим собой. Это внутриличностный конфликт.

Конфликты могут быть явными (открытыми) и скрытыми (“подспудными”). Явный конфликт, как правило, начинается с разногласия, он предусматривает открытую дискуссию, которая приведет к общему решению.

Скрытые конфликты связаны с изменением поведения личности и имеют характерные признаки:

- Резко снижается общение человека с тем, с кем развивается конфликт.

- Заметно снижается активность и заинтересованность личности в совместной деятельности.

- Человек становится критически настроенным (иногда ворчливым) по отношению ко всему и всем.

- Появляется (при затяжном конфликте) повышенная агрессивность.

- Повышается количество ошибок в работе, вероятность несчастных случаев.

 2.2 Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка.

Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен.

Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам.

Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями и постоянно посмеивался и подтрунивал над своим собратом.

А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен.

Однажды он заговорил с переносчиком воды:

– Я стыжусь за себя и хочу извинится перед тобой.

– Почему? Чего ты стыдишься? – сказал водонос.

– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течении двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты...!

2.3. Практическое задание 1.

Упражнение «Кто я?»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.

Материал: лист бумаги и ручка для каждого участника.

Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 5 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

  • повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
  • о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
  • насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
  • отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
  • совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других об этом человеке;
  • из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.д.

2.4.  Учитель:

Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Исследования выявили, что, несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития. Различают три стадии конфликта.

Первая стадия – предконфликтная. Она характеризуется возникновением разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Как правило, это разногласие изначально воспринимается как формально деловое. Если, однако, стороны не могут договориться, в силу вступает психологический фактор. Люди начинают смотреть друг на друга с точки зрения взаимного раздражения, а иногда и неприязни. Отношения между участниками разногласия приобретают повышенную напряженность. Оппозиция сменяется противодействием, которое переходит в конфликт.

Вторая стадия – собственно конфликт. На стадии собственно конфликта каждый из участников воспринимает свою конкретную цель как несовместимую с целью “противника”. Общение принимает форму открытой “войны”.

Третья стадия – разрешение конфликта. Выделяют несколько способов решения разногласий, приводящих к конфликту:

  • Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти)
  • Уклонение (стремление уйти от конфликта)
  • Приспособление (взаимные уступки, “половинчатые” решения)
  • Сотрудничество (решение проблемы с учетом интересов друг друга).

2.5. Практическое задание 2. Ведущий предлагает психотехническую игру

Тренинговое упражнение «... зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

На задание уходит приблизительно 40 минут, если группа состоит из 12 человек, так что у вас должно быть достаточно времени для его проведения, если вы оставляете его на самый конец тренинга.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход занятия: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

2.6. Учитель:

 Шаги решения конфликта:

- Выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий)

- Определить интересы, желания конфликтующих

- Понять доводы, аргументы, интересы оппонента

- Сохранить позитивное отношение к оппоненту (дать партнеру “выпустить пар агрессии”, самому вести себя спокойно), сохранять эмоциональную выдержку (не давать партнеру отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах)

- Отделить отношения и эмоции от самой проблемы (спокойно обосновать свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу)

- Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.

Флегматичный человек часто бывает скучен и неинтересен для окружающих, но и чрезмерная активность, переходящая в агрессию, никого не радует. Предлагаем вам с помощью теста “Уровень конфликтности” определить, достаточно ли вы корректны в отношениях с окружающими людьми и легко ли им общаться с вами. Из трех вариантов ответа выберите тот, который считаете подходящим для себя.

2. 7 Выполнение теста “Уровень конфликтности” (Приложение 1).

После выполнения теста учитель зачитывает общие результаты баллов по тесту и ученики сами выбирают свой уровень конфликтности.

3. Подведение итогов.

- Рефлексия.

Упражнение “Шкала настроения” 

(На карточках «После» каждый рисует свое настроение на данный момент, например: в виде тучи, солнца и т. д.. Затем карточки собираются, перемешиваются и учитель, доставая по одной, выясняет, почему может быть такое настроение)

Приложение 1

Тест «Конфликтная ли вы личность?»
1. В общественном транспорте начался спор. Вы:
а) не вмешиваетесь;
б) высказываетесь кратко;
в) активно вмешиваетесь.

2
. Выступаете ли вы с критикой руководителя: 
а) нет; б) редко, имея основание; в) часто, по любому поводу.

3.
Часто ли спорите с друзьями:
а) нет; б) лишь по принципиальным вопросам; в) да.

4.
Как вы реагируете на нарушение очереди:
а) молчу; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и наблюдаю за порядком.

5.
Недосоленное блюдо. Ваша реакция:
а) промолчите; б) досолите сами; в) откажетесь от еды.

6
. Вам наступили на ногу. Вы:
а) промолчите; б) сделаете замечание; в) выплесните все свои эмоции.

7.
Вам не нравится подарок. Вы:
а) промолчите; б) тактично прокомментируете; в) устроите скандал.

8.
Не повезло в лотерее. Вы:
а) равнодушны; б) не скрываете досаду; в) надолго теряете равновесие.

Ключ к тесту:
а) 4 балла; б) 2 балла; в) О баллов.

22-32 балла.
Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем.  Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12-20 баллов. 
Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений.
Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. 
Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика - ради критики, адресована всем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Понятие «конфликт» употребляется в различных значениях. Большинство исследователей рассматривают его как предельный случай обострения противоречия, как стадию его крайнего обострения, как ситуац...

"Решение конфликтов"

Урок с применением технологий развивающего обучения: самостоятельная формулировка темы занятия, игровая ситуация, определяющая роль посредника в конфликте...

Пути решения конфликта

Разработка классного часа Пути решения конфликта. Весь материал есть в приложении....

КЧ-беседа "Искусство решения конфликтов”

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от к...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Классный час "Деловое общение. Законы решения конфликтов".

Определение конфликта, его причины. Группы конфликтных личностей. Стили поведения и тд....

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...