Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"
методическая разработка на тему

Шульгина Евгения Владимировна

 

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с

нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человеческие связи, проливается кровь. Мы знаем, что веками большинство конфликтов разрешалось по принципу «или-или». Или ты побежденный, или – победитель. Или ты празднуешь, или страдаешь. Или ты выигрываешь, или проигрываешь. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая межгосударственными взаимоотношениями. Итак, что же такое конфликты? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психология конфликта        

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому и тема семинара очень актуальна.

Целью сегодняшнего  семинара является:

получение теоретических знаний о конфликтных ситуациях;

овладение конструктивными способами поведения в конфликтах;

овладение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с

нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человеческие связи, проливается кровь. Мы знаем, что веками большинство конфликтов разрешалось по принципу «или-или». Или ты побежденный, или – победитель. Или ты празднуешь, или страдаешь. Или ты выигрываешь, или проигрываешь. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая межгосударственными взаимоотношениями. Итак, что же такое конфликты? (слайд 2)

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Т.е. конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Как лучше и эффективнее это делать вы узнаете из буклета.

        А есть ли способ избежать конфликта? Нет. Конфликты сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должна быть проигравшая и выигравшая стороны. Выиграть могут обе.         И тогда тот потенциал, та энергия, генератором которой является каждый конфликт, из разрушающей превратится в творческую. Оказывается, противника можно представить партнером по разрешению конфликта, и тогда недоразумения исправить куда проще.

        Приходилось ли вам когда-нибудь яростно хлопать дверью, выходя из комнаты? Или быть глубоко задетым чьим-то грубым замечанием? Были ли у вас ссоры с начальством? Если вы ответили хотя бы на один из этих вопросов утвердительно, тогда вы знакомы с тем, что называется (СЛАЙД 3) КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

                Конфликт (от лат. столкновение) – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия.        Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Также между участниками какого-либо столкновения нередко случается ситуация под названием ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. (слайд 4)

Динамика любой конфликтной ситуации представляет собой определенную структуру. 

1. Предконфликтная ситуация: она характеризуется  

  1. натянутостью отношений;
  2. расколом группы;
  3. возникновением дискомфорта;
  4. ростом напряженности в отношениях между субъектами конфликта.

Также серьезным раздражителем выступают различные внешние факторы, либо недостойное поведение окружающих. Это приводит к возникновению непосредственно конфликта. (слайд 5)

  1. Далее следует конфликтное взаимодействие, где и возникает формальный повод, случай для начала столкновения сторон, т. е. инцидент.

На этой же стадии развития происходит кульминация столкновения – верхняя точка накала конфликтной борьбы.

(слайд 6)

Далее следует логическое завершение, разрешение  инцидента. Оно   зависит от целей и установок сторон конфликта, средств, методов и тактики ведения борьбы.

Разрешение может быть: полным или частичным.

                Таким образом, мы выяснили, что динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации и затухания.

        Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно - деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между вашими воспитанниками, дайте им обоим какое-нибудь поручение, причем, если эти задания будут связаны с выполнением физического труда, то отрицательная энергия ребят будет израсходована в деятельности и не выплеснется в их взаимодействиях, то есть не вызовет конфликта между ними.

        Если конфликт все же разгорелся, то подавить его уже не удастся – страсти бушуют, участники возбуждены. Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свою силу и энергию, наступает стадия затухания. Помните, что воспитательная коррекция эффективна на данной стадии, когда произошла разрядка напряжения и участники выплеснули свои эмоции. Как правило  у них возникает чувство виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. В этот период участники  готовы к позитивны изменениям и хотят стать лучше. (слайд 7)

                Рекомендуется четкое распределение, регуляция воспитательного внимания к ребенку по формуле: «Уделять внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Главное, замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не «выкидывает» никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и, в первую очередь, свести к минимуму эмоциональность реакции на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

                Конфликты складываются из неудовлетворенности, протеста, попытки ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

                Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя понятым и востребованным, нужно понять причину протеста и сопротивления, и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая атмосфера  группы, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. Чтобы избежать возникновения конфликта между Вами и ребенком очень важно давать выход его  агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позвольте ему яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого он почувствует себя гораздо спокойнее и конфликт будет по сути исчерпан..

        Окрики, одергивания, недовольство и раздражение, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как ребенку нужно разрядить нервное напряжение. (слайд 8)

                Для выявления аспектов конфликтности личности я использую данный набор широко известных методик.

1) личностный Опросник Г. Айзенка – позволяет выявить тип темперамента личности с помощью шкал: «экстраверсия – интроверсия»;

2) шкала реактивной и личностной тревожности – разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния так и свойств личности.

3) методика «Q-сортировка» - позволяет измерить проявления у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы;

4) Опросник К. Томаса – предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

5) Детский личностный вопросник Р. Кеттела (в модификации Э.М. Александровской) – позволяет вявить характерологические особенности личности.

6) Методика диагностики типа акцентуаций характера "Чертова Дюжина".

Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий. (слайд 9)

Не прибегая к помощи специалиста для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
  3. Поставить себя на место другого человека;
  4. Осознать право на существование иной точки зрения;
  5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

(слайд 10)

Разрешение конфликта – это процесс нахождения  взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы:

  1. любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке;
  2. наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;
  3. максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;
  4. дождитесь, пока спадет накал страстей;
  5. постарайтесь отсечь историю конфликта;
  6. перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;
  7. тщательно контролируйте свою речь.

(слайд 11)

Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон.

Сегодня, размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь, была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы. Но жизнь подбрасывает нам самые разнообразные конфликтные ситуации, перерастающие иногда  как в  таковой конфликт.

Это замечательный шанс проявить себя в разрешении конфликтной ситуации. Это не только повысит Вашу самооценку, уверенность в себе, этим Вы заработаете себе авторитет. Ведь далеко не все могут выходить из конфликтных ситуаций достойно. Используйте свой шанс! (слайд 12)

Конфликт не стоит рассматривать как нечто ужасное, помните, он помогает эволюции сделать очередной виток или любое нововведение не  конфликтует с прошлым укладом? Ну а если конфликт в самом апогее, не паникуйте, вспомните о динамике его развития и положительное для себя из ситуации обязательно найдите!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар напрвлен на то, чтобы познакомить классных  руководителей с основными  теоретическими понятиями  по теории конфликтаи ознакомить со способами упреждения конфликтов. Своев...

Беседа «Способы решения конфликтов»

Конспект классного час для 7-11 классов поможет подросткам познакомиться с понятием “конфликт”, типами конфликтов, их возможными причинами. а также может наглядно продемонстрировать с...