итоги 3 четверти и пути повышения качества знаний
классный час (9 класс)

Сальникова Нина Николаевна

родительское собрание в 9 классе по теме "Итоги 3 четверти и пути повышения качества знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

« Итоги 3 четверти и пути повышения качества знаний»

Цели:

  1. Ознакомить родителей с итогами 3 четверти и выяснить причины низкого качества знаний учащихся;
  2. Помочь родителям искоренить эти причины.

Задачи:

1. Разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком;

2. Повысить психологическую грамотность родителей.

Ход собрания:

1. Слово классного руководителя.

Гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда.
Томас Эдисон

Добрый вечер, уважаемые родители! Как всегда, я очень рада вас всех видеть на нашем собрании.

Сегодняшняя встреча посвящена результатам учебной деятельности нашего класса, сегодня мы с вами проанализируем учебные результаты.

Эпиграфы к родительскому собранию:

  1. Хорошая учеба- ключ к профессии и судьбе.
  2. Оценка- это цена нашего труда.
  3. Семья значит гораздо больше, чем сто учителей.


Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях.

Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы. Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Так сложилось, что многие, но только не ученики нашего класса, ломают себе голову над тем, как повысить успеваемость. Пугает то, что многие ребята остаются совершенно безучастны и даже входят во вкус своей роли пассивного наблюдателя. Часто приходится видеть, как такие ученики рассматривают свой приход на дополнительные занятия как большую «милость» с их стороны.

Оценки, которые получают наши дети, это цена их труда. Успеваемость по сравнению с предыдущим годом не повысилась. Дети хотят получать хорошие отметки, не прилагая никаких усилий!!!

Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. А что такое неуспеваемость и отставание?

Отставание – процесс накапливания невыполнений требований. Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов. Главным из них являются не только способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов, которое зависит:

  1. от усидчивости;
  2. развития у школьника собственно интеллектуальных умений (наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т. д.);
  3. контроля со стороны взрослых на уроке и дома.

Уважаемые родители!

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

В подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям

Я бы выделила следующие причины неуспеваемости:

1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.

2. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.

6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.

7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.

8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

9. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.

Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.

10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?

11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.

12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.  Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа.

Мною проведен блиц-опрос учителей-предметников. Предлагаю ознакомиться с рекомендациями и претензиями учителей относительно учеников нашего класса.

1. Нарушается дисциплина в классе.

2. Из 5 учащихся занимаются в полную силу только 1 человек.

3. Очень много времени теряют на уроке: разговоры, телефоны, СМС важным людям, просятся «выйти» из класса, не все принадлежности носят с собой, один учебник на двоих.

4. Частые опоздания и пропуски уроков, в том числе по уважительной причине.

5. Нет закрепления материала дома, не готовят домашнего задания.

6. Не все записывают в дневники домашнее задание, произнося при этом: «Я потом у одноклассника спишу» или «У меня дневника сегодня нет» или «Я в тетради записываю».

7. Не используют в полную силу ресурсы своего мозга.

8. «Наглеют», вступают в споры с учителем на уроке, тем самым отвлекают других учеников.

Сегодня учитель - это человек, который дает знания, помогает разобраться в темах. Часов на повторение и закрепление у него нет, поэтому большая ответственность ложится на домашнее обучение как самих ребят, так и их родителей. Закрепление нового навыка, который ученик получает в школе требует 50-200 повторений.

Соответственно  и методы, с помощью которых мы хотим помочь детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развивать свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания.

Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Еще раз проверить условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. И напоследок, одна и главных причин, это отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний подростка и его сдачи экзаменов.

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать.

Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.

Слабочитающий ученик тонет, даже захлебывается в потоке информации.

И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

В погоне за оценками не допускайте распространенных родительских ошибок. Объясните, что важна не только и не столько отметка, сколько крепкие знания. Не нужно во что бы то ни стало «выбивать» из чада высший балл. Иначе рискуете выработать у него чисто формальный подход: добиться оценки любой ценой, пусть даже слезами и нытьем.

Не стоит и самим выполнять за ребенка домашние задания – писать рефераты, рисовать или чертить. У вашего ребенка может выработаться комплекс неполноценности: он будет уверен в своей неспособности самостоятельно справиться с заданием на «отлично». Если вы видите, что ваш сын или дочка ну никак не успевает сделать уроки сам, помогите ему, но не выполняйте всю работу за него.

И уж совершенно недопустимо ругать и обзывать ребенка и постарайтесь не кричать и быть сдержанными. Это приведет к прямо противоположному результату: школьник совсем потеряет веру в свои силы или, наоборот, станет назло домашним учиться плохо. Заинтересовать, найти стимул, помочь, убедить – единственно верный способ подтянуть оценки и знания.

И в завершении нашей встречи закончить я хочу словами Макаренко «только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"

Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...

Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"

Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ  по повышению качества знаний учащихся....

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

"Работа с терминами - путь повышения качества знаний учащихся"

Данная статья представляет собой методическую разработку по использованию биологических терминов на предметных уроках...

"Пути повышения качества знаний на уроке"

Данный материал  показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может  использовать учитель  на уроке....

Доклад: "Пути повышения качества знаний на уроке"

Данный материал показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может использовать учитель на своих уроках....

Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепление здоровья обучающихся. Методические рекомендации

Творческому  учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих ...