ООПТ "Заповедного Подлеморья"
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

 

Тема: «ООПТ «Заповедного Подлеморья»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «ООПТ «Заповедного Подлеморья» разработана с целью  проведения классного часа для студентов с целью активизации экологических знаний об ООПТ «Заповедного Подлеморья»,  развития их кругозора по истории родного края, находчивости и любознательности. Данная разработка может быть использована преподавателями для организации учебных занятий, внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_oopt_zapovednogo_podlemorya.doc999 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Лебедева М.К.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «ООПТ «Заповедного Подлеморья»

Усть-Баргузин

Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия «ООПТ «Заповедного Подлеморья» разработана с целью  проведения классного часа для студентов с целью активизации экологических знаний об ООПТ «Заповедного Подлеморья»,  развития их кругозора по истории родного края, находчивости и любознательности. Данная разработка может быть использована преподавателями для организации учебных занятий, внеклассного мероприятия.

.

Составитель: Лебедева М.К. – преподаватель английского языка ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»


Оглавление

Пояснительная записка        3

Основная часть        4

Заключение        9

Использованная литература        10

Приложение 1        11

Приложение 2        19

Приложение 3        26

Пояснительная записка

Преподаватель призван воспитывать и развивать студентов не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.

Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы со студентами. Формой проведения выбрана игра не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют органично в единстве.

Разработка была апробирована на классном часе в группах СТУ-321 и МЛХ-321 в рамках мероприятий, посвященных  Году Экологии и ООПТ в России.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями для организации внеклассного мероприятия.


Основная часть

  1. Цели мероприятия

Методическая:  обмен опытом проведения внеклассных мероприятий, использования игровых, мультимедийных технологий во внеклассной работе.

Образовательная: способствовать активизации экологических знаний, развитию кругозора студентов, совершенствованию культуры речи.

Развивающая: развитие внимания, сообразительности, находчивости, мышления, наблюдательности и любознательности.

Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному краю, формированию экологической ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение, доска, магниты, музыкальные колонки.

  1. Правила игры:

Ведущий выставляет на торги лоты (сувенирная продукция от ФГБУ «Заповедное Подлеморье») и назначает начальную стоимость лота. Единицей стоимости лота является 1 ответ студента на вопрос карточки. Задача каждого студента купить право отвечать на вопросы, предложив наибольшую ставку (ответить на наибольшее количество вопросов). Если студент отвечает правильно на вопросы карточек (карточки вытягивает на выбор), он получает лот (сувенир).

                   III.  Структура занятия:

Урок состоит из трёх этапов, которые сопровождаются презентациями и показом фильма.

1 этап  - «Из истории  создания заповедного дела». Сопровождается презентацией.

2 этап – Соболь – символ Баргузинского заповедника.

  1. Просмотр фильма «13 минут из жизни соболя»
  2.  Викторина «Взрослая жизнь соболя» (сопровождается презентацией)

     3. Просмотр роликов Забайкальский национальный парк, Фролихинский заказник.

  1. этап – аукцион экологических знаний.

                               IV. Ход классного часа:

 Вступительное слово педагога: Указом президента России Владимира Путина 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Первый в стране заповедник – Баргузинский, созданный 11 января 1917 года, отмечает свой вековой юбилей. 100 лет назад государством Российским в лице Правительствующего Сената было подписано постановление об организации Баргузинского охотничьего заповедника. Начало всей истории положил небольшой зверёк – баргузинский соболь, который по праву стал символом Баргузинского заповедника. Именно здесь на берегах великого озера Байкал зародилась заповедная система нашей страны, которая приходит к юбилею с огромным накопленным опытом. Столетие системы – это большой праздник не только для тех, кто работает в заповедниках и национальных парках России, кто сохраняет биологическое и ландшафтное разнообразие, но и для всей страны. 

Несмотря на непростое для страны время, российская заповедная система уверенно растёт и развивается, получая всё большую поддержку населения и вызывая интерес у людей из разных стран. Заповедники и парки помогают местным жителям возрождать и сохранять традиции, повышая привлекательность территории  и содействуя ее развитию.

1 этап  «Из истории  создания заповедного дела». (Фронтальная беседа педагога со студентами, презентация слайдов)

1.        Первые достоверно известные государственные природоохранные акты дошли до нас из Киевской Руси. Это «Свод законов древнерусского права «Русская правда», принятый Ярославом Мудрым в 11 веке. В нём содержались статьи, предусматривающие штрафы за хищение добычи из ловчих сетей, за охоту на чужих землях и т.д.

2.        С 15 века известны «засечные леса». На южных границах России специально устраивались полосы непроходимых лесных завалов – «засек» (лес рубился, но не вывозился) для защиты от набегов степных кочевников. Под страхом смертной казни местному населению запрещалось даже заходить в эти леса, чтобы там не образовалось ни одной тропинки. На лошадях такие «засеки» преодолеть было практически невозможно.

Благодаря столь строгому «заповедному» режиму эти леса сохранились до сих пор и существуют как заповедники: «Тульские засеки», «Калужские засеки».

3.        Во второй половине 17 века царь Алексей Михайлович принимает 67 указов природоохранного значения. Они устанавливали сроки охоты, ограничивали истребление промысловых видов.

4.        В начале 18 века в России правил великий реформатор  Пётр Первый, природоохранные законы которого носили ярко выраженный общегосударственный характер. Это, в первую очередь, указы, призванные   охранять леса, имевшие стратегическое значение для постройки флота. Так,   Петром был принят целый ряд законов по охране лесов в 20 – 50 верстовой зоне вдоль берегов рек, по охране почв, рек от загрязнения, укреплению берегов, степному лесоразведению и т.д. При Петре 1 в России стали  создаваться «Аптекарские огороды», которые и поныне существуют в Москве и в Санкт-Петербурге.  До нас дошли царские указы, приказывавшие  строго надзирать за соблюдением природоохранного законодательства в Измайлове, и устанавливающие очень суровые наказания за их нарушение.

5.        При Екатерине Второй эти законы почти не соблюдались. Помещикам было разрешено пользоваться лесами по своему усмотрению. Продолжалось это и после окончания царствования Екатерины. В результате к 1827 году реки в европейской части России обмелели, а климат стал суше, но вырубка продолжалась: с 1888 по 1914 годы было вырублено 26 миллионов гектаров частных лесов. Поэтому уже в середине 19 века необходимость восстановления лесов стала очевидной.

6.В 1916 году был принят Общий закон о заповедниках. 29 декабря 1916 года  (11 января 1917 года по новому стилю) создан первый в России заповедник – Баргузинский. В 1983 году были созданы первые национальные парки – Сочинский (Краснодарский край) и Лосиный Остров (г. Москва)

7.        На сегодняшний день  в России свыше 13 000 ООПТ различных уровней и категорий, общей площадью более 206,7 млн.га — это 12 % площади нашей страны.

8. На сегодняшний день               в России свыше 13 000 ООПТ различных уровней и категорий, общей площадью более 206,7 млн.га — это 12 % площади нашей страны

9, 10. Федеральная система ООПТ России

11, 12,13, ООПТ Заповедного Подлеморья

14. 2012 год - образование ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

15. Карта территорий  ООПТ «Заповедного Подлеморья»

2 этап – Соболь – символ Баргузинского заповедника

 Начало всей истории заповедного дела в России положил небольшой зверёк – баргузинский соболь, который по праву стал символом Баргузинского заповедника.

  1. Просмотр фильма «13 минут из жизни соболя»
  2.  Викторина «Взрослая жизнь соболя» (сопровождается презентацией)
  1. Слайд Взрослая жизнь соболя
  2. Можно ли самца отличить от самочки по походке?

Самку соболя можно отличить от самца по следам. Соболь живет в лесах, где зимой, как известно, много снега. Бегать по нему, не проваливаясь, для зверька очень важно. И он в этом преуспел. Лапы соболя густо покрыты мехом и снизу образуют настоящие «лыжи»! К тому же они очень широкие: след зверька по размерам не уступает лисьему, хотя он сам гораздо меньше

  1. Чем питается соболь и соблюдает ли диету?

В зимний период в рационе соболя преобладает растительная пища: орехи и рябина, а летом – животная. Основным рационом соболя являются очень мелкие грызуны — полевки, землеройки, пищухи, бурундуки и реже — живущие на деревьях белки. Соболь не умеет ловить рыбу, но выброшенной на берег или пойманной кем-то другим обязательно полакомится. В период нереста соболя выходят на берега рек, чтобы подбирать рыбу, выброшенную из воды или недоеденную другими крупными хищниками. Найдя улей диких пчел или шмелей, соболь не ограничится медом, а съест и его обитателей. Соболь не ест после 8 вечера – результат экспериментальных работ

  1. От какого лакомства соболь теряет бдительность?  Соболи любят хлеб с медом.
  2. Является ли соболь каннибалом? Соболи – каннибалы.
  3. Какими звуками призывает самец самку? Самец, призывая самку, «мявкает», широко открывая ост.
  4.  Как самец относится к неприступным самкам? Самцы любят неприступных самок.
  5. В какой праздник соболи предпочитают спариваться?

А)  День защитника отечества

Б) День космонавтики

В) день взятия Бастилии

- Примерно 14 июля, а разгар лета.

  1. Если одновременно праздновала французская пара – у кого раньше появится потомство?

Беременность у соболей длится около 9 месяцев, а у куниц – 8 месяцев.

  1.  Чем питаются детёныши соболи?

Соболь — млекопитающее, и первый месяц самка кормит детенышей только своим молоком. Полной зрелости молодые соболя достигают только через год, к следующему лету.

  1. Каково отношение к чужим детям в это период?

Охраняя слепых и беспомощных крошечных соболят, соболиха может напасть даже на крупную собаку, угрожающую ее гнезду. Детенышей обычно 3–4, и выходят из гнезда они уже через 1–2 месяца, а к середине лета начинают жить самостоятельно

  1.  До какого возраста может жить соболь? Соболи живут до 15 лет.
  2. Можно ли дрессировать соболя? Да, соболи легко поддаются дрессировке.

3 . Просмотр роликов Забайкальский национальный парк,  Фролихинский заказник.

3 этап – аукцион экологических знаний «ООПТ «Заповедного Подлеморья». (Приложение 3 – вопросы аукциона)

Заключительное слово:

Вековая история исследования и охраны, сбережённая первозданность природы доказывают, что особо охраняемые территории выполняют свою основную роль – сохранение национального природного достояния. Все вместе мы сохраним земную красоту и саму жизнь на Земле!

Заключение

Данное мероприятие было направлено на пробуждение интереса к особо охраняемым территориям родного края, способствовало развитию кругозора студентов, внимания, наблюдательности, любознательности, совершенствованию речи,  воспитанию любви к родному краю, формированию экологической ответственности.

Игра позволила в доступной форме показать неразрывную связь каждого человека с историей и культурой своего народа, с его традициями, почувствовать свою причастность к историческим вехам родного края. 

Список использованных источников 

  1. http://zapovednoe-podlemorye.ru/news/

 

  1. http://1001fact.ru/2012/03/interesnye-fakty-o-pushnyx-zveryax/

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C

  1. http://mirchudes.net/

  1. Ананин А.А. Организация научных исследований в Баргузинском биосферном заповеднике. - Заповедники СССР - их настоящее и будущее / Тез. докл. Всесоюзн. конф. - Часть 1. - Новгород, 1990. - С. 32-34.

  1. Ананин А.А., Ананина Т.Л., Фрейдберг А.Л. Байкал, Баргузинский заповедник (фотоальбом). - М.: Северные просторы, 1993. - 179 с.

  1. Черникин Е. М. Баргузинский биосферный заповедник // Природа. – 1995. - № 8. - С.45-59.

  1. Черникин Е.М. Баргузинский заповедник // Заповедники Сибири. – Т. 1. – М.: ЛОГАТА, 1999. – С.171-188.

  1. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 119 с.

  1. Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. // Сборник руководящих документов по заповедному делу. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. С. 14-34.

  1. Штильмарк Ф.Р. Историография российских заповедников. М.: ЛОГАТА, 1996. 340 с.

  1. Зыков К.Д. Заказники в системе охраняемых природных территорий // Национальные парки и заказники. М.: ABF, 1996. С. 248-251.

  1. Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. 247 с.

Приложение 1 Презентация «История ООПТ России»



 

Приложение 2  Викторина «Взрослая жизнь соболя»

Приложение 3.    Экологический аукцион «ООПТ «Заповедного Подлеморья»

Вопросы:

  1. На каком побережье Байкала расположен Баргузинский заповедник? Северо-восточном
  2. Кто из русских царей первым издал указ о запрете продажи живого соболя? Иван грозный
  3. Под чьим руководством в 1913 году была организована первая  Баргузинская «соболиная» экспедиция? Георгия Георгиевича Доппельмаира
  4. Назовите дату учреждения первого в истории России государственного заповедника. 29 января 1916 года или 11 января 1917 года
  5. Назовите коренной народ, проживавший на территории Баргузинского заповедника в годы его создания и становления. Эвенки (Тунгусы)
  6. Сколько соболей насчитывалось на территории будущего заповедника на момент начала работы экспедиции Г.Г. Доппельмаира? Около 40
  7. Назовите первого руководителя Баргузинского заповедника. Константин Алексеевич Забелин
  8. В каком году была восстановлена численность и ареал баргузинского соболя? К 1937 году
  9. Назовите фамилию научного сотрудника заповедника, который применял в своих исследованиях эффективные методы индивидуального мечения и отлова соболей? Евгений Михайлович Черникин
  10. Какая река в Баргузинском заповеднике протекает под землей на протяжении 200 метров? Шумилиха
  11. Какую птицу называют главным сеятелем кедра? Кедровка
  12. Назовите реликтовое растение, являющееся эндемиком прибрежной зоны Байкала. Черепоплодник Подчишерстистый
  13. Важнейшая задача службы охраны Баргузинского заповедника? Борьба с браконьерством
  14. Сколько граммов рыбы входит в дневной рацион баклана? До 500 грамм
  15. Чье имя носит теплоход заповедника? Сватош Зенон Франсович
  16. Нерест этой известной рыбы заканчивается в мае - июне и нерестится всегда в той реке где родилась. Назовите эту рыбу. Таймень
  17. Назовите любимое лакомство медведей в весеннее время. Липочан, байкальский ручейник
  18. Как называется водопад, к которому ведет экологическая тропа? Шумилиха
  19. Как называются метки на деревьях, которые оставляют медведи? Закусы
  20. Какое животное семейства грызунов, обитающее в гольцовом поясе, не делает запасов на зиму? Сурок черношапочный
  21. Назовите единственное млекопитающее, обитающее в Байкале? Байкальская нерпа
  22. Какие три ООПТ находятся под управлением ФГБУ «Заповедное Подлеморье»? БЗ, ЗНП, ФЗ
  23. Назовите имя действующего директора ФГБУ «Заповедное Подлеморье». Михаил Евгеньевич Овдин
  24. Место расположения администрации ФГБУ «Заповедное Подлеморье»? Усть-Баргузин
  25. Что называли «мягким золотом»? Пушнину
  26. Назовите особенности меха баргузинского соболя. Темный, с высоким ворсом
  27. Причина сокращения популяции баргузинского соболя? Беспрепятственная охота
  28. Основные задачи Баргузинского заповедника при его создании. Сохранение и восстановление популяции соболя
  29. Назовите основные задачи Баргузинского заповедника в настоящее время. Изучение, сохранение, просвещение
  30. Назовите год включения Баргузинского заповедника в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал». 1996 год
  31. Назовите год создания объединенной дирекции Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка ФГБУ «Заповедное Подлеморье». 2012 год
  32. Назовите площадь Баргузинского заповедника. 366 868 га
  33. Что означает аббревиатура ООПТ? Особо охраняемые природные территории
  34. Что означает аббревиатура ЗМУ? Зимний маршрутный учет
  35. Для какой цели проводят учет черношапочного сурка в Баргузинском заповеднике?
  36. Назовите площадь водного зеркала озера Байкал. 31,5 тыс. км2
  37. Назовите возраст озера Байкал. 25-30 млн лет
  38. Назовите длину и ширину озера Байкал. Длина – 636 км, ширина от 25 до 80 км.
  39. Назовите максимальную глубину озера Байкал. Максимальная глубина 1637м.
  40. Назовите длину береговой длины озера Байкал. Длина береговой линии – более 2 тыс. км.
  41. Назовите самый крупный остров озера Байкал. Самый крупный остров – Ольхон.
  42. Сколько рек впадает в озера Байкал. В Байкал впадает более 340 рек.
  43. Какая река вытекает из озера Байкал. Вытекает одна река – Ангара.
  44. В какие места были направлены 3 экспедиции по изучению состояния соболиного промысла? Байкал, Саяны (успешно прошла, был организован Саянский заповедник, гражданскую войну не пережил), Камчатка (не доехала экспедиция)
  45. На чем прибыли лошади и снаряжение экспедиции в бухту Сосновка? пароходом
  46. Когда проходила Баргузинская «соболиная» экспедиция? С 1914 года по 1916 год
  47. Назовите основной транспорт, которым пользовались участники Баргузинской экспедиции. лошади
  48. Назовите участников Баргузинской экспедиции. Забелин, Сватош, Батурин, Александров, Доппельмаир
  49. Кто из участников экспедиции стал первым директором Баргузинского заповедника? Забелин Константин Алексеевич
  50. Что является главным результатом работы Баргузинской экспедиции под руководством Г.Г. Доппельмаира? Создание заповедника
  51. Является ли баргузинский соболь сегодня редким видом и почему? нет
  52. На склонах какого хребта располагается Баргузинский заповедник? баргузинского
  53. Как переводится название озера Байкал?Многие ученые приписывают названию «Байкал» тюркское или бурят-монгольское происхождение. Так, В. Ф. Дягилев писал: «Получил свое название Байкал еще тогда, когда ни русских, ни бурят не было на его берегах, когда здесь еще жили якуты, впоследствии оттесненные бурятами на север: Бай-кель на якутском языке — богатое озеро». Подобные высказывания встречаются и в трудах других исследователей Байкала. «Некоторые авторы,— указывал Г. Ю. Верещагин,— полагали, что оно происходит от монгольских слов „Бай гал" („богатый огонь") или тюркского — „Бай-куль", что значит в русском переводе—„богатое озеро"». 
  54. Перечислите категории особо охраняемых природных территорий. Заповедник, национальный парк, заказник, природный парк, памятник природы, ботанический сад, дендрологический парк
  55. Чем различаются заповедники и национальные парки? З – заповедная территория, охранная зона. НП - заповедная территория, охранная зона, рекреационная зона, хозяйственная зона
  56. Какая из категорий особо охраняемых природных территорий по площади самая маленькая? Памятник природы
  57. Назовите основной научный документ заповедников, в котором сконцентрированы основные результаты наблюдений за природными процессами явления. Летопись природы
  58. Какая река, впадающая в озеро Байкал, соединяет два государства? Река Селенга
  59. Сибирские промышленники называли его аскыром, монголы – бологаном, эвенки – дынкой, а якуты – кис. Им расплачивались вместо денег. Как называем его мы? Соболь
  60. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и некоторые другие птицы садятся на муравейник? Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, птицы соблюдают правила птичьей гигиены.
  61. Что является самым важным веществом на Земле? Вода
  62. В каком году был основан Фролихинский заказник? 1976год
  63. Где расположен Фролихинский заказник? Северобайкальский район, северо-восточное побережье оз. Байкал в 40 км. т п.Нижнеангарск
  64. В ведении какого министерства находится Фролихинский заказник? Министерство природных ресурсов и экологии РФ
  65. Назовите виды рыб, находящиеся в красной книге России и РБ, обитающие в озере Фролиха. Реликтовый голец даватчан, таймень.
  66. Какова максимальная глубина озера Фролиха? 80м.
  67. Как называется бухта Фролихинского заказника? Аяя
  68. Что такое «Рекреационная зона»? зона отдыха и туризма
  69. В каком году был основан Забайкальский национальный парк? 1986год
  70. Какова площадь ЗНП? 269000га
  71. Чьим именем назван Баргузинский заповедник в 2017г.? Забелин К.А.
  72. Как называют впервые перелинявшего нерпёнка?  Кумуткан
  73. В каких месяцах у нерпы появляются щенки?     Февраль-март
  74. Как называется новорождённый детёныш нерпы?   Белёк
  75. Название рыбы, которой питается нерпа?     Голомянка, бычки
  76. На каких островах в «Заповедном  Полеморье» обитает байкальская нерпа?  Ушканьи острова
  77. Какое животное является символом Забайкальского национального парка? Байкальская нерпа

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семинара ФГБУ "Заповедное Подлеморье" со школой

МИНИСТЕРСТВО  ПРИРОДНЫХ  РЕСУРСОВ  И  ЭКОЛОГИИ  РОССИИФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

Сибирская лексика в романе М.И.Жигжитова "Подлеморье"

Сибирская лексика в романе М.И.Жигжитова "Подлеморье"...