«Построение системы ученического самоуправления в классном коллективе для обеспечения позитивной социализации каждого ученика»
статья

Чехонина Лариса Георгиевна

Возрождение школьного, классного, ученического самоуправления

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Построение системы ученического самоуправления в классном коллективе для обеспечения позитивной социализации каждого ученика»

Подготовила: учитель математики и классный руководитель Чехонина Л.Г.

Когда-то, в мои школьные годы каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. В современном обществе мы пришли к ситуации возрождения школьного, классного ученического самоуправления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления.

 Как же сделать его действенным, интересным, полезным?

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Основу этой методики составляют:

•   Умелое предъявление требований к учащимся;

•   Воспитание ученического актива;

•   Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;

•   Формирование здорового общественного мышления;

•   Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

        Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива является постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Но постепенно, грань между «пассивом» и «активом» будет стираться. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Классный руководитель, работающий с подростками, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться.  Необходимо иметь выдержку, терпение и готовность поддерживать идеи ребят, инициативу, опираться на них; важно уметь уважать решения ребят и помогать им их реализовывать; нужно избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными; стараться разъяснять, убеждать; научиться видеть проявления всех и каждого.

Участие в работе классного самоуправления предоставляет подросткам «примерить» на себя различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя, руководителя, подчиненного, что способствует закреплению навыков поведения в определенных ситуациях, позволяет научиться принимать решения, брать ответственность на себя, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и т.д. И эти навыки ценятся ребятами не меньше, чем прочные знания по предметам.

В чем же заключается построение системы ученического самоуправления в нашем классном коллективе!?

Цель построения системы является развитие активности личности учащегося. Добиваемся этой цели конечно же, ставя перед собой задачи:

- активное вовлечение каждого в разнообразную деятельность;

- развитие творческой индивидуальности каждого;

- воспитание добра и милосердия;

- обучение управленческой деятельностью.

Мы считаем, что в организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Воспитать традиции, сохранить их – важная задача в воспитательной работе.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;                                                                                        – анализируют результат (подводят итоги).
При совместной деятельности ребята наглядно видят, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество, они понимают, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

Ребята вовлечены как в классную совместную деятельность, так и в коллективно-творческие дела общешкольного масштаба, что позволяет увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Много учащихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни (творческий совет, музейная деятельность, знаменная группа, организация мероприятий для начальной школы, гимназический вестник).

В работе нашего классного самоуправления, с учетом сложившихся традиций, применяется чаще всего метод убеждения – путь воздействия на сознание, который используется в различных формах: внушении, повествовании, диалога, личного примера, совместного обсуждения проблем. Также используем метод наказания-поощрения, метод педагогического требования, метод перспективы.

Из всего сказанного следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

система ученического самоуправления

Система школьного ученического самоуправления представляет собой взаимосвязующие звенья одной цепи, где дети и взрослые делят функции управления школьной жизнью. Детское самоуправление начинается с ма...

организация ученического самоуправления в детском коллективе

В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.

Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...

Модель ученического самоуправления в классном коллективе

Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди  учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников....