Интеллектуальный квест с элементами тренинга командной работы в 11классе "Следы немецкой архитектуры в Санкт- Петербурге"
методическая разработка (11 класс)

Коростелева Елена Геннадьевна

 

Тема: Следы немецкой архитектуры в Санкт- Петербурге

Форма проведения: Интеллектуальный квест с элементами тренинга командной работы

Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение истории родного города, формирование нравственной позиции, развитие нравственного сознания и самосознания школьников, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

Приобщение к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой архитектуры.Воспитание чувства патриотизма; целостного отношения к историческому и культурному наследию России ,совершенствование у учащихся  умения работать в команде.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                        средняя общеобразовательная школа №506 с углубленным изучением                       иностранных языков Кировского района Санкт- Петербурга

Тема: Следы немецкой архитектуры в Санкт- Петербурге

Форма проведения: Интеллектуальный квест с элементами тренинга командной работы

Коростелева Елена Геннадьевна,

учитель немецкого языка, классный руководитель 11а класса

11 класс

                                              Санкт-Петербург 2022

                                                Аннотация

Патриотизм нужно воспитывать - воспитывать любовь к родным местам, целостное отношения к историческому и культурному наследию России, приобщаться к выдающимся художественным ценностям отечественной культуры. Каждый человек обязан принимать посильное участие в сохранении культурного наследия.

 При проведении автор использует мультимедийную презентацию

Пояснительная записка

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании».

Приоритетным направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное и правовое и патриотическое воспитание учащихся

Широкое использование исследовательского метода при подготовке классного часа «Следы немецкой архитектуры в санкт- Петербурге» способствовало реализации компетентностного подхода, который включает в себя, в том числе, формирование у школьников опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, творческой инициативы, воспитание чувства патриотизма.

Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение истории родного города, формирование нравственной позиции, развитие нравственного сознания и самосознания школьников, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

Приобщение к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой архитектуры.Воспитание чувства патриотизма; целостного отношения к историческомуи культурномунаследию России ,совершенствование у учащихся  умения работать в команде.

Вид мероприятия - классный час

Форма проведения: Интеллектуальный квест с элементами тренинга командной работы

Целевая аудитория :учащиеся 11 класса

Оборудование и материалы к классному часу: компьютер с мультимедийной установкой, презентация

Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь проводить поиск нужной информации в источниках различного типа, владеть словом и логикой

Подготовительный этап:

Исходя из общего направления «Культурное наследие», ученики сами выбрали направление, наиболее им интересное и сформулировали тему.

Изучив общий материал по теме, они разделились на группы, определив направление и объект исследования.

Ход мероприятия:

Учитель:

 Санкт-Петербург – прекрасный город на Неве, город белых ночей, воспетый поэтами, увековеченный художниками. Санкт-Петербург – город многочисленных музеев и памятников, изумительных архитектурных ансамблей и величественных дворцов, парков и садов, многочисленных мостов и каналов, один из красивейших городов мира. С этим городом неразрывно связаны история России и русская культура.

Мы- жители этого прекрасного города, хранители и почитатели его культурного наследия.

А как вы понимаете выражение «Культурное наследие»?

Возможные ответы:

Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Учитель: У нас сложилась добрая традиция при подготовке классных часов обращаться к творчеству Д.С. Лихачева. Давайте посмотрим маленький видеоролик  с выступлением Д.С. Лихачева, как он трактует  понятие культурное наследие и память культуры.

Просмотр видео.

Санкт-Петербург – прекрасный город на Неве, город белых ночей, воспетый поэтами, увековеченный художниками. С этим городом неразрывно связаны история России и русская культура. Большой вклад в строительство и развитие культуры нашего города внесли немецкие специалисты в разных областях.

Немцы появились в Петербурге с первых дней основания города. Это были архитекторы, инженеры, корабельные мастера и другие специалисты, которых Петр I приглашал на работу. Великий русский реформатор задумал построить город европейского типа и хотел, чтобы он максимально отличался от традиционных, русских городов. Так город постепенно заполнялся представителями разных стран и селились они, в основном, на левом берегу Невы. Расселялись по национальному признаку, образуя слободы. Например, многочисленная Немецкая слобода была в районе Миллионной улицы, которая и называлась Большой Немецкой улицей.

Изначально самым немецким районом Петербурга считался Васильевский остров. Здесь возникали и развивались первые немецкие поселения.  В Петербурге было 13 общин, 2 из которых на Васильевском острове.

Учитель:

 Вопрос 1.

1Этому зданию более 300 лет. Это  не только памятник архитектуры, но еще и мистическое здание, с которым связаны загадочные истории

На фасаде выложен девиз семьи, там проживавшей и трудившейся на благо города

Oraetlabora

Что означает: Молись и трудись

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы:

Дом №16-18 является одним из самых известных петербургских аптечных адресов. Аптека здесь работает ещё с конца XVIII века.

Александр Васильевич Пель оказался не только талантливым фармацевтом, но и успешным бизнесменом. К началу XX века только в аптеке работало 73 человека, а в расположенной во дворе фабрике - более 200. Здесь же располагались открытые им исследовательские лаборатории, склады, конторы по продаже лекарств. При аптеке находилась редакция основанного Александром Пелем "Журнала медицинской химии и фармации".  Аптека Пеля проработала в доме №16-18 вплоть до революционных событий 1917 года. После нескольких месяцев простоя заведение вновь открылось, но уже называлось Андреевской аптекой. В 1920-1930-х годах она носила имя Лейтенанта Шмидта. С 1933 года - аптека №13. Во время гражданской войны закрылась лаборатория, а в 1927 году окончательно прекратила работу фабрика. Аптека же не закрывалась даже во время блокады. В здание попала бомба, которая уничтожила давно не работающий производственный отдел. Но торговый зал уцелел. Самым известным элементом дома Пеля, а может быть и более знаменитым чем сам дом, является "Башня грифонов". Это кирпичная труба во дворе здания, которая некогда служила нуждам то ли прачечной, то ли химической лаборатории. Оставалась бы она неприметной деталью двора, если бы 1 мая 1994 года художник Алексей Кострома не выбрал её главным элементом инсталляции "Памятник Яйцу, или Грачи прилетели". Тогда день солидарности трудящихся совпал с пасхой. Поэтому на вершине трубы было сооружено гнездо с картонным яйцом, что по мнению художника символизировало единение рабочего класса с верующими. Кроме того, все кирпичи были подписаны цифрами от 0 до 9. Это приданный башне Алексеем Костромой инвентаризационный номер памятника. Идею таких номеров он вынес из путешествия по Германии, где однажды увидел окаменелую горку коровьих экскрементов середины XIV века с инвентаризационным номером.

Гнездо с картонным яйцом быстро изчезло с верхушки башни. А нарисованные белой краской цифры начали интриговать случайных посетителей двора дома Пеля. Довольно быстро по Петербургу пошли слухи, что это секретный код, прочитав который можно узнать тайну Вселенной и исполнить самое заветное желание, а может быть даже приобрести бессмертие. Об аптекаре Пеле стали говорить, что он по ночам занимался алхимией, в своей лаборатории выводил грифонов, которых, через башню по ночам выпускал на волю. Этих мифических существ обитатели дома Пеля могли увидеть только в отражении окон, а шум крыльев мешал им спать.

Учитель:

Вопрос 2. 

Изначально это учреждение) размещалось на 1-й линии Васильевского острова , а в 1910 году переехала на 14-ю линию Васильевского острова, дом 39, где специально для него было построено четырёхэтажное здание по проекту архитектора Германа Гримма[1]. Проект был составлен в 1907 г. в характерном для этого времени стиле модерн, позднее автор его частично изменил. В 2001 г. здание было включено в список выявленных объектов культурного наследия России.

Девизом была формула Яна Амоса Коменского:

 Сперва любить – потом учить.  

 Primus amor — post doceo.

На протяжении всей жизни  воспитанники этого  учреждения называли себя «майскими жуками».

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы: По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени, в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова 22 сентября 1856 г. была открыта частная немецкая мужская школа. Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского Карл Иванович Май (18201895), в своё время с отличием окончивший Главное немецкое училище Св. Петра (1838 г.) и историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского Университета (1845 г.).

Школа Карла Мая (1856 – 1918) основывалась на мудром и бережном отношении к ученикам.

Основные ценности дореволюционной школы, которые современная Школа Мая разделяет и продолжает:

Давать ученикам только истинные знания.

Нельзя всех и каждого стричь под один гребень.

Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.

Дисциплина — ещё не воспитание  и др.

Учитель:

Вопрос 3. Церковь святого Александра Невского или, как называют её в народе, капелла, была построена в западной части парка Александрия в 1834 году. Место расположения храма выбирал лично Николай I,который  был яростным ревнителем православия, а от дам требовал проявления патриотизма и русского национального стиля в нарядах. Однако свою летнюю домовую церковь царь пожелал возвести в неоготическом стиле.

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы:

Церковь святого Александра Невского или, как называют её в народе, капелла, была построена в западной части парка Александрия в 1834 году. Автором проекта стал немец Карл Шинкель, отец немецкого «романтического историзма» в архитектуре. Начинал строительство храма русский шотландец Адам Менелас, а после его смерти продолжил петербургский градостроитель Иосиф Иванович Шарлемань. Фасад был украшен окнами-розами, стрельчатыми порталами и сорока тремя медными статуями святых, созданных по моделям корифея русского ампира Василия Ивановича Демут-Малиновского. Готические шпили были украшены православными золочёными крестами, иконостас, выполненный по православным канонам, втиснут в стрельчатые арки, а фрески заменили витражами. В итоге получилось уникальное произведение русской готики.

Учитель:

Вопрос 4

Это -одно из старейших учебных заведений России и первая школа Санкт-Петербурга, основана в 1709 году,в разные годы носила  носила разные названия: Школа при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла; Главное немецкое училище Святого Петра (гимназия); с 1918 года — Советская Единая Трудовая школа (СЕТШ) № 4, 14, 41 ФЗД, 28 ФЗД, 222-я и 217-я средние школы Куйбышевского района города Ленинграда. В 1996 году школе было возвращено её историческое название.

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы:

Современное здание школы (Невский проспект, 22-24) построено в начале 1760-х годов, неоднократно перестраивалось — в 1799 зодчим Феррари, в 1876—1877 (архитекторы А. Х. Пёль и Ю. Ф. Бруни) и в 1913—1915 годах (архитектор В. Э. Коллинз). В ноябре 1912 года школа праздновала своё 200-летие. К этому времени она стала крупнейшим средним учебным заведением России — здесь учились более 1600 детей, в том числе до 25 % русских. Школа пользовалась заслуженной известностью, давала разностороннее образование и особенно славилась отличным преподаванием иностранных языков. Выпускниками и учениками школы в разные годы были многие выдающиеся деятели России, в частности, литераторы — П. П. Вяземский и А. И. Михайловский-Данилевский, архитекторы Карл Росси и Николай Бенуа, композиторы — Модест Мусоргский и П. П. Шенк; врачи — Пётр ЛесгафтС. М. Лукьянов и К. А. Раухфус, декабрист генерал-майор Михаил Фонвизин, адмиралы — Павел ЧичаговА. И. БергЛ. Б. Кербер, актёры — Л. Н. Федосеева-Шукшина и многие другие. Георг Кантор и Павел Буре учились в Петришуле с 1853 года.

Учитель:

Вопрос 5

Вопрос от одноклассников. Видеоролик.

Указом от 26 декабря 1727 года император Пётр II отвел немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у большой перспективной дороги между нынешними Большой и Малой Конюшенными улицами. Участок был подарен «под строение евангелической церкви, школы и пасторского дома». Здание церкви было заложено 29 июня 1728 года, в день святых апостолов Петра и Павла.

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы:

. Здание церкви было заложено 29 июня 1728 года, в день святых апостолов Петра и Павла14 (25) июня 1730 года, в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания, тилистически новое церковное сооружение принадлежало к характерным для Петербурга первой трети XVIII века образцам архитектуры петровского барокко. Здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек (около тысячи внизу и пятисот на хорах).

Пышный барочный алтарь был украшен позолоченной скульптурой и четырьмя живописными произведениями: «Тайная вечеря», «Преображение Господне», «Воскресение Христа» и «Иисус с Фомой неверующим» («Явление Христа Фоме и другим ученикам»). Последняя работа традиционно приписывалась знаменитому немецкому художнику XVI века Гансу Гольбейну. В церковном интерьере также имелись картины с изображением апостолов, выполненные петербургским живописцем швейцарцем Георгом Гзелле.27 декабря 1737 года состоялось торжественное освящение органа, изготовленного мастером И. Г. Иоахимом из Митавы

В начале 1832 года, когда церковное здание обветшало, община объявила конкурс на создание проекта новой церкви. Лучшей из семи представленных работ был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. В своем проекте зодчий использовал мотивы архитектуры романского стиля в сочетании с приемами русского классицизма.

1 октября 1992 года состоялось первое богослужение в соборе свв. Петра и Павла. Здание было официально возвращено верующим в июне 1993 года, однако процесс реконструкции здания затянулся до 1997 года, когда оно было торжественно переосвящено 16 сентября. Община церкви св. Анны переехала в Петрикирхе[43] в результате чего появилось название: «община св. Анны и св. Петра».

30 сентября 1999 года во дворе церкви справа от главного фасада был открыт бронзовый бюст Иоганну Вольфгангу фон Гёте работы известного петербургского скульптора Левона Лазарева. Открытие было приурочено к 250-летию со дня рождения великого немецкого поэта и мыслителя. Скульптурный портрет выполнен на основе посмертной маски Гёте из музея в Веймаре.  2003 году община собора (нем. Deutschen evangelisch-lutherischen St.-Annen- und St.-Petri-Gemeinde) состояла из 700 прихожан], а в 2013—650.

При приходе действуют библейские семинары, кружки рукоделия, «комната одежды», «диакония» (шефство над престарелыми членами прихода), совет общины, совет сеньоров. Община организует благотворительные концерты[45], экскурсии по зданию церкви и «Катакомбам»[46].

Во время посещения «Катакомб» можно увидеть чашу бассейна, окружающий ее подвал с основаниями гранитных пилонов на уровне старого церковного зала, а также росписи с христианскими символами, выполненные в 2007 году американским художником-неоэкспрессионистом Мэттом Лэмбом (англ. Matt Lamb) совместно с учащимися художественных школ Петербурга.

Учитель:

Вопрос 6

Вопрос от одноклассников. Видеоролик.

Это здание является неотъемлемой частью Исаакиевской площади, которая формировалась на протяжении долгого времени.

Построено по проекту знаменитого мастера немецкого  неоклассицизма.

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы:

Здание Германского Посольства. Перед архитектором Беренсом поставили задачу построить не только вместительное и удобное  здание, но и создать произведение в «национальном «стиле», при этом выделив его в ряду городской застройки.  Беренс использовал неоклассицистические приемы: массивные колонны и облицовка из темно-красного финского гранита, вытянутые окна, заглубленный вход.

Учитель:

Вопрос 7

Вопрос от одноклассников для всех. Видеоролик. 

Петербурге и ближайших окрестностях часто попадаются многоквартирные дома коттеджного типа , построенные с 1945 по 1952 год в разных районах города, сегодня являющихся периферийными. Кварталы с такими зданиями находятся в Лигово, у станций метро «Нарвская» и «Удельная», на Волковом поле. К плюсам таких домов можно отнести близость к метро и всей необходимой инфраструктуре, низкую плотность населения и большие озеленённые дворы. К минусам – часто не самое высокое качество строительных материалов, деревянные перекрытия и возможный снос для более выгодной застройки.

Время  обсуждения 40 сек

Возможные ответы:

«Немецкими коттеджами» называют 2-4-этажные небольшие кирпичные домики, построенные с 1945 по 1952 год в разных районах города, сегодня являющихся периферийными. Кварталы с такими зданиями находятся в Лигово, у станций метро «Нарвская» и «Удельная», на Волковом поле. Своё собирательное наименование дома получили из-за того, что как рассказывают старожилы, их строили пленные немцы.

Рефлексия: индивидуальная

Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Над чем заставил задуматься урок?

  • сегодня я узнал...
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и 

Учитель: Спасибо, ребята. Вы отлично поработали. Наш классный час мне хочется закончить словами Д.С.Лихачева:

«Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении».

Спасибо, ребята, за плодотворную работу. Любите и берегите наш город, храните нашу историю!

Список литературы:

1.Д.С. Лихачев.  Письма о добром

Санкт-Петербург, издательство «LOGOS»2006

2.Немцы Санкт- Петербурга. Наука, культура, образование

Росток,2005

3. https://peterburg.center/story/tainstvennaya-apteka-pelya-v-peterburge.html

4.  https://kudago.com/spb/place/kapella-v-petergofe/

Приложение 1: 

Презентация» Следы немецкой архитектуры в Санкт- Петербурге»

https://cloud.mail.ru/public/A95o/AiPu9u1AF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Архитектура Санкт – Петербурга»

Данное пособие знакомит детей с шедеврами архитектуры, прививает любовь к родному городу. В дальнейшем дети воплощают свои впечатления в рисунках....

Мини-проверочные работы по истории и культуре Санкт-Петербурга (программа Ермолаевой Л.К.)

Мини-проверочная работа для учащихся 5 класса по истории культуре Санкт-Петербурга (программа Ермолаевой Л.К.). Тема 2: Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге (параграф 2 ,...

Интегрированный урок (история - ИЗО - информатика ИКТ) по теме: "Архитектура города Санкт - Петербурга"

Тема урока: Архитектура города Санкт - ПетербургаКласс: 8Форма урока: интегрированныйТип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:образовательная: продолжить формирование навыков и умений...

Интегрированный урок (история - ИЗО - информатика ИКТ) по теме: "Архитектура города Санкт-Петербурга"

Тема урока: Архитектура города Санкт - ПетербургаКласс: 8Форма урока: интегрированныйТип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:образовательная: продолжить формирование навыков и умений...

Интернет-ресурсы в работе учителя истории и культуры Санкт-Петербурга

В статье обращается особое внимание на актуальность использования Интернет – ресурсов в работе учителя Истории и культуры Санкт-Петербурга, а также представлены наиболее эффективные средства и п...

Аттестационная работа « Применение элементов ТРИЗ на районных краеведческих играх по истории и культуре Санкт-Петербурга для средней школы».

 В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые виды заданий с элементами ТРИЗ в разных по темам и содержанию краеведческих играх для средней школы....

Проверочная работа по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему: «Хранители и хранилища античного литературного наследия.». 5 класс

Закрепление  учебного материала по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему: "Хранители и хранилища античного литературного наследия". 5 класс....