Классный час "Мы умеем говорить НЕТ"
методическая разработка (6 класс)

Классный час нацелен на формирование устойчивого навыка неприятия курения, умения активного противостояния пагубным привычкам.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, сплоченности класса, формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям, выяснение исходного уровня информированности подростков по проблеме.
Форма: беседа с элементами тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_umeem_govorit_net.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мы умеем говорить: «НЕТ»

Цель: формирование устойчивого навыка неприятия курения, умения активного противостояния пагубным привычкам.

Задачи: развитие коммуникативных навыков, сплоченности класса; формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям; выяснение  исходного уровня информированности подростков по проблеме; дать достоверную информацию о вреде курения.

Форма: беседа с элементами тренинга  

Рекомендации  учителю

По мнению психологов, ролевые игры могут использоваться как при освоении и отработке общих позитивных поведенческих навыков у учащихся (конструктивное общение, выбор и принятие, решения, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной.  При опросе несовершеннолетних, уже имеющих опыт использования наркотических или токсикоманических веществ, выяснилось, что приблизительно треть из них попробовали первый раз вещество только потому, что не сумели отказаться, не знали, как правильно вести себя в сложившейся ситуации.

Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркотического барьера.

При выборе персонажа, предлагающего одурманивающий препарат, следует учитывать особенности социального статуса учащегося в группе. Детям с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать «провокационную» роль. Такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса.

Для проведения игры среди школьников-подростков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки будут изображать отрицательный персонаж. Педагог заранее должен обговорить с ними правила участия - при провоцировании ситуации предлагающий не должен использовать грубых, оскорбительных слов, не сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфических эффектов различных наркотических веществ). Участники инсценировки могут в зависимости от собственных представлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача избежать пробы наркотического вещества.

Ход классного часа

  1. Приветствие. Упражнение на сплочение класса «Здравствуй, я тебе рад»

Работа в кругу. Задача каждого участника – по очереди сделать шаг вперед, и производя определенное движение, поприветствовать окружающих, сказать им комплимент. Остальные сразу после участника одновременно повторяют его движение и фразу, которую он произнес, с той же интонацией.

  1. Основная часть.

Самоанализ

-  Заполнить анкету

1. Быть здоровым для меня означает ______________________________________________

2.  Думаешь ли, что «здоров» можно сказать о человеке, который

Курит сигареты                                     употребляет наркотики

Пьет спиртное                                        ходит с насморком

Не занимается физкультурой              поцарапал коленку

Плачет из-за всякого пустяка                спит на уроках

Переедает (недоедает)                           угрюмый, редко смеется

Постоянно жалуется                               боится сказать «нет»

3. Как ты думаешь, в каком из этих случаев о человеке нельзя сказать, что он болен,  зато можно сказать, что ему пора позаботиться о своем здоровье?

4. На мое здоровье влияют ______________________________________________________

Вступительное  слово учителя

Учитель, подчеркивая опасность никотина, алкоголя, наркотиков для человека, особенно для подростков, обратит внимание на то, что даже те, кто хорошо знают о вреде курения, пьянства, наркомании, порой поддаются на уговоры друзей. Причина проста: подростки не умеют сказать «нет».

Можно спросить учащихся: кому труднее отказать, если, например, вам будет предложено закурить, - взрослому, компании курящих сверстников, близкому другу?

Учитель объясняет, что классный час пройдет в форме тренинга, который должен помочь научить говорить «нет».

Упражнение: «Попробуй отказаться» (упражнение проводится в кругу)

Учитель предлагает ребятам ситуацию, например, пойти в поход. Ведущий (учитель) кидает мячик любому из сидящих в кругу учащихся, тот должен предложить ведущему пойти в поход. Каждый раз ведущий отвечает отказом, но отказ имеет различную направленность. Например: «Я не могу пойти в поход, потому, что сыро, а у меня нет одежды для такой погоды», «Я не буду себя чувствовать с тобой уверенно в походе, потому что местность малоизвестная», «Я вообще не люблю ходить в поход» и т.д.

3атем задание можно изменить. Каждый учащийся придумывает свои варианты для ведущего. Предложение делает тот участник игры, которому ведущий бросает мячик. На все предложения ведущий отвечает отказом, однако использует его различные варианты (в зависимости от содержания). Участники группы определяют преимущества и недостатки конкретного варианта.

Характеристики могут быть записаны на доске или листе ватмана:

  1. Отказ-соглашение (формальный отказ). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие. Например: «Вы не хотите выпить чаю?» «Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».
  2. Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают воспользоваться предложением. Отказывающий как бы дает понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая «безобидная» форма отказа, поскольку при этом не затрагиваются личные чувства предлагающего. Позволяет избежать конфликтной ситуации. Например: «Пойдем завтра в театр».- «С удовольствием, но завтра у меня занятие по танцам».
  3. Отказ-альтернатива. Может быть направлен на само предложение или на внешние обстоятельства, мешающие принять предложение, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Эта форма отказа также не затрагивает чувства предлагающего, поскольку ему дается понять, что общение с ним желательно. Трудность заключается в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение. Например: «Пойдем завтра в бассейн». - «Нет, я не люблю плавать. Давай лучше догуляем в лесу».
  4. Отказ - отрицание. Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится с предложением ни при каких обстоятельствах. Может затрагивать личные чувства предлагающего обидеть его, однако снимает вероятность получения нежелательного предложения в дальнейшем. Например:
  • Нет, я не поеду на байдарках, потому что боюсь воды.
  • Нет, я не буду носить короткую юбку, потому что это вульгарно.
  • Нет, я ни за что не пойду с тобой на дискотеку.

Ролевая игра  «Не хочу курить»

Сережа и  Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон.

Сережа недавно начал курить и предлагает Денису.

- Закури!

- Мне нельзя!

- Почему?

- Родители увидят!

- А мы за угол отойдем!

- Я недавно болел!

- Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

- Сказал не буду, значит не буду, мне тренер не разрешает!

Далее диалог  дети продолжают, затем анализируют.

  • Какова аргументация сторон?
  • Кто добился цели, почему?

Ролевая игра

  1. В компании друзей вам предлагают наркотики: «Мы уже все пробовали, только ты - новичок, и понятия не имеешь, что это такое!»
  2. За семейным столом старшие родственники благодушно наливают вам первую рюмочку: «Ты уже большой».
  3. Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас - успокоиться».

Вы должны не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа («отстранение» вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты).

Особое внимание нужно обращать на то, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым.

Однако, если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то, чего не хочешь делать.

Учитель:

Сейчас мы с вами  рассмотрим страшные последствия, которые несет употребление табака.

Ученик  1.

1. При курении происходит сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до температуры 60 градусов и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие. Наибольшее значение при перегонке имеют аммиак, оксид углерода, канцерогенные вещества (канцер (лат.) - рак), способствующие возникновению злокачественных опухолей.

2. Температура воздуха, поступающего в рот, в процессе курения, обычно на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие перепады температуры отражаются на состоянии зубной эмали. СО временем на ней появляются микроскопические трещинки, «входные ворота» для микроорганизмов. В результате у курящих быстрее рушатся зубы.

3. Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности табачного дегтя, вследствие чего зубы приобретают желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах.

Ученик  2.

4. Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны.

5. Часть слюны в процессе человек проглатывает. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действует на рефлекс. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить и вскоре становится рабом своей страсти.

6. Слизистые оболочки гортани, трахеи также подвергаются действию табачного дыма. Составные части табачного дыма раздражают слизистые оболочки легких. Постоянное курение потому сопровождается бронхитом. Значительно сокращается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям.

7. В результате поступления дыма кровь, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом. Нарушается течение одного из самых важных процессов - дыхания, без которого невозможна жизнь.

Учитель:

Может быть, вы знаете случаи по нашей теме, которые вы хотели бы рассказать?

Ученик 1.

Однажды был поставлен опыт: на тело курящего приложили несколько пиявок. Утром, до первой затяжки, с пиявками ничего не произошло. Но как только человек выкурил первую сигарету, пиявки отвалились в судорогах.

В Ницце юноши устроили состязание на выносливость: кто больше выкурит сигарет. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие, ждал специальный приз. Но «победитель» не получил его: после выкуривания 60 сигарет он скончался. Другие члены компании были доставлены в госпиталь в тяжелом состоянии.

Ученик 2.

В городе Торонто не увидишь человека, который шел бы с сигарой в зубах по улице. Это запрещено специальным декретом, и нарушителю грозит крупный штраф, который тут же накладывается полицейским.

Ученик 1 .

В Нью-Йорке принят закон, согласно которому курение в общественных местах карается штрафом в 1000 долларов или годом тюремного заключения.

Ученик 2.

Ни один из выдающихся спортсменов в нашей стране не курит. При опросе членов сборных команд России выяснено, что абсолютное их большинство никогда не курили.

Ученик 1

62 % некурящих итальянцев перешли в последнее время в решительное наступление на своих курильщиков. Их не показывают по телевидению, запрещают курить в общественных местах. Во многих крупных фирмах молодых инженеров и менеджеров, злоупотребляющих курением, не продвигают по службе, иногда и увольняют, предлагая оставить эту привычку.

Ученик 2. А какие проблемы возникают у молодых людей, которые курят?   Предлагайте свои варианты.

Ученик 1. Где достать деньги на покупку сигарет?

Ученик 2. Могут начаться проблемы с родителями и по поводу того, что они, конечно же, не хотят, чтобы их ребенок  курил, и на эти темы будут разговоры, и по поводу того, что нужно давать деньги на сигареты.

Ученик 1. Приходится курить порой тайком, что тоже не очень приятно.

Ученик 2.  Плохо пахнет от волос и одежды

Ученик 1. Приходится говорить неправду родителям, куда дел деньги.

Ученик 2. Может стать препятствием для общения в хорошей компании.

Ученик 1. Верно. Что же произойдет во взрослой жизни?

Учений 2. Проблемы со здоровьем.

Ученик 1. Приходится тратить деньги на сигареты, следовательно, семья чего – то лишается.

Ученик 2. Могут возникнуть ссоры из  - за курения с родственниками

Ученик 1. Плохой пример для детей.

Ученик 2. Раньше времени стареют, болеют, умирают.

Учитель:

Я верю, что вы относитесь к жизни серьезно. Может быть, кто-то уже думает о будущей специальности. И, конечно, как любой современный человек, уделяет внимание спорту, старается хорошо выглядеть. Есть множество способов бросить курить. Есть способы постепенные, есть - мгновенные - раз и навсегда. Одни курильщики сами справляются с этой задачей, другим нужна помощь. Существующие методы кому-то помогают, кому-то нет. Но самое лучшее - никогда не начинать курить.

Учитель.  Ребята, давайте напишем письмо курящему сверстнику.

Упражнение «Письмо курящему сверстнику»

Мой дорогой друг!

Ты находишься в самом прекрасном возрасте. И меня ____________________, что уже куришь. Для меня курящий подросток напоминает _______________, потому что он__________________. Мне кажется, что ты начал курить потому что ________________________________________________________________________. Я сам(а) никогда не курил(а), потому что___________________________________________. Твоя первая сигарета – это результат того, что  (подчеркните ваши варианты):

- ты уступил сверстникам, дабы не портить с ними отношения;

- ты пошел на временный компромисс со сверстниками;

- ты всегда хотел быть первым во всем среди сверстников;

- ты вместе со сверстниками сознательно хотел быстрее приобщиться к миру взрослых;

- ты думал, что «в этом нет ничего сложного, всегда можно будет потом отказаться от сигареты»;

- другое______________________________________________________________________.

При курении ты испытываешь __________________________________________________.

Средства для приобретения сигареты ты _________________________________________

Ты считаешь, что курение дает тебе _____________________________________________.

Чаще всего ты куришь тогда, когда ______________________________________________

Из развлечений ты предпочитаешь _____________________________________________.

Тебе нравятся сверстники, которые ______________________________________________.

Тебе нравятся учителя, которые ________________________________________________.

Школа и учеба для тебя _______________________________________________________.

По характеру ты _____________________________________________________________.

Помни, что последствиями курения являются _____________________________________.

Несколько слов о себе

Мне _____лет, учусь в ___________классе, живу в _______________.

К курению подростков отношусь ___________________. Надеюсь, ты бросишь курить, потому что курить__________________________________.

Умение сказать «нет» необходимо каждому человеку, когда тебя просят сделать то, чего ты не хочешь.

Учащиеся  держатся за руки, каждый говорит о том, как он умеет  отказывать «Я умею говорить «нет».    

Упражнение «Угадайка»

Класс делится на подгруппу мальчиков и девочек. Каждая подгруппа  письменно отвечает на 2 вопроса: почему курят  мальчики?  Почему курят девочки? Далее происходит обсуждение. Мальчики говорят: «Мы думаем, что девушки курят потому что…», девушки говорят «Мы думаем, юноши курят потому что…»

На доске записываются причины курения людей.

Упражнение «Сигареты и мои планы»

На левой половине ватмана ученики  по очереди пишут свои планы на будущее, затем каждый ученик  делится с этими планами с классом. После этого ученики по очереди подходят к ватману и пишут напротив  каждого плана, какое препятствие  в достижении выбранной цели  создается курением.

Учитель.  Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

-Кто такие кукловоды?

- Кукловоды могут  управлять и  вами, если вы оступитесь.

Запомните ребята на всю жизнь:

  • получая что-либо «бесплатно» у манипулятора-кукловода, человек ведет себя подобно мыши, стремящейся в мышеловку за сыром;
  • расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем, а то и жизнью;
  • не следует пытаться обмануть жулика он все равно хитрее, значит, нужно держаться от него подальше.

Как вести себя с кукловодами?

Главное - необходимо понять, что тебя хотят заставить сделать то, чего ты делать не собирался .

В подобных случаях сразу надо подумать: а зачем ему надо, чтобы я это сделал?

Тогда сразу станет ясно: или твоими руками хотят достичь своей грязной цели, или тебя хотят втянуть в дело, которое принесет выгоду одному кукловоду.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто - отвечать: «Да, мне это слабо!» Тебя начнут высмеивать: «Ты ВИДНО еще маменькин сынок! » Ответ: «Да, Я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он 'понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не добьется.

Иногда могут сказать: «Ты что – дурак,  если отказываешься от такого выгодного дела?»

В этот момент надо подумать: «А что это он так  заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода».

3аnомuите: одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Сказочный Иван-дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и всех побеждал!

Возникает вопрос: что хуже - выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

Наши рекомендации:

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!

.

Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Рефлексия

Список используемой литературы

  1. Акатова Н.С. Профилактика  злоупотребления наркомании в учебных заведениях. – М.: МГУС СТИ, 2002
  2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростов. – М., 1999
  3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки  XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классах. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
  5. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и ИППП, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час: "Умеем л мы прощать, все ли можно простить?"

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях....

классный час "Умеем ли мы общаться"

Психологический классный час о правилах человеческого общения....

Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать

   Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...

Классный час "Умеем ли мы говорить и слушать друг друга"

Классный час по теме «Умеем ли мы говорить и слушать друг друга?» разработан для обучающихся 12-13 лет, 2021г.Направление: Духовно-нравственное развитиеЦель:достижение внутригруппового спл...

"Мы умеем говорить!"

Сценарий логопедического утренника для учащихся 1 - 4 классов (ОВЗ VIII вид). Цель: показать динамику речевых умений и навыков детей, посещавших логопедические занятия....