Классный час. Тема: "Лень: помощник или враг?"
классный час (8 класс)

Самахужина Фазима Уразаевна

Лень: помощник или враг? Как справиться с ленью?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_len._pomoshchnik_ili_vrag.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Лень: помощник или враг?

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

                               Игра «Доскажи пословицу».

Деревья смотри в плодах, а людей……(смотри в делах)

Терпенье и труд….(всё перетрут)

Под лежачий камень…..(и вода не течёт)

Маленькое дело….(лучше большого безделья)

Не спеши языком….(спеши делом)

Любишь кататься - …..(люби и саночки возить)

Делу время….(потехе час)

Ищи невесту не в хороводе……(а в огороде)

Человек от лени болеет, а ….(от труда здоровеет)

У лентяя Федорки всегда…..(отговорки)

Бездельник, что бесплодное…..(дерево)

        

Что такое лень? Лень: помощник или враг?

Для начала важно разобраться, что скрывается за этим понятием. Лень бывает двух видов.

Если мы посмотрим на историю развития человечества, то увидим, что людям всегда хотелось меньше работать, облегчить свой труд. Это можно назвать элементом здоровой лени, когда человек пытается усовершенствовать то, что есть, и тратить на автоматические процессы меньше времени. Первая форма лени — некий эволюционный механизм, который заложен в каждом из нас: когда мы что-то делаем, далее мы пытаемся это усовершенствовать, чтобы двигаться к большему, покорять новые вершины. Возьмём в качестве примера стиральную машину. Думаю, многие слышали от своих бабушек и дедушек о так называемом ведре с пропеллером, в котором крутилось бельё, после чего его нужно было доставать и выжимать самостоятельно. Стирка занимала почти целый день. И какое же было счастье, когда один великий человек изобрёл современную автоматическую стиральную машину! Это сразу упростило жизнь и высвободило колоссальное количество времени.

Но существует и другая лень, невротическая. Невротическая лень — это обращение эволюционного механизма развития вспять. Простой пример: нужно читать книги и узнавать новую информацию, а лень. Если говорить не о личностном росте, а о профессиональном, то человек не развивается как специалист. Значит, рано или поздно на его место придёт новый, более компетентный сотрудник.

Когда ребёнок растёт, эволюционный механизм познания мира у него работает очень активно. Сначала малыш ходит неуверенно, спотыкается, падает. Но потом научается перемещаться быстрее, и этому способствует всё тот же врождённый эволюционный механизм. Он смотрит на старших детей, на взрослых, учится у них. И ему хочется бегать, наслаждаясь приобретённым навыком.

Почему же ребёнок, став взрослым, не желает учиться?

Родители часто ограждают ребёнка от того же бега: а вдруг малыш упадёт и разобьёт коленку? Или порвёт штанишки, или шлёпнется, начнёт трогать руками землю, траву и букашек? Этого ни в коем случае нельзя делать! Неосознанно родители могут транслировать, что развитие и познание мира — опасно. Вдобавок падения могут сдабриваться нелестными выражениями в адрес малыша о его способностях и личности в целом.

Если каждый раз, когда малыш старается применять врождённый механизм, ему запрещают это делать, с этого начинаются прокрастинация, вина, стыд, страх перед действиями — всё то, что будет мешать эволюционному механизму в будущем.

Получается, невротическая лень — это забитый, закрытый в человеке механизм природного интереса.

Таким образом, за ленью может скрываться неосознаваемый страх, страх ошибиться. Вместе с виной и обидой это очень сильные эмоции. И, чтобы их скрыть, человеку проще «включить» лень.

Или за ленью может скрываться банальное непонимание, зачем это нужно. Если человек не работает над собой, со временем лень становится чертой характера. Однако это всегда приобретённая черта. Нет ленивого ребёнка до полутора лет.

Как справиться с ленью?

Выход из этого состояния многие видят один — в подключении железной силы воли. Это вопрос мотивации. Как раз в таких случаях на помощь может прийти сила воли: Если не я, то кто? Если не сегодня, то когда? Как я добьюсь чего-то, лёжа на диване? Ну-ка подъём и — вперёд делать зарядку!»

Но чтобы сила воли работала, нужно чётко осознавать, зачем вам это надо. Зачем вставать в 5 утра, надевать кроссовки и идти в парк бегать.

Всё получится, если есть система: цель и осознание, ради чего вы это делаете, мотивация, сила воли, чтобы не свернуть с пути в сложные моменты.

ВОЛЕЙ называется качество личности, позволяющее преодолевать трудности для достижения поставленной цели. Учение – это не разовое усилие, не короткий подвиг, а систематический труд – длительный, повседневный.  Изменения станут возможными при условии, если работать. Каждый день, шаг за шагом идти к своей цели.

    Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться.

В первую очередь, нужно поставить цели. Для начала – цели не глобальные, а небольшие, не требующие больших временных и физических затрат. Важным этапом в решении вопроса как бороться с ленью, является планирование своей деятельности. Напишите план действий на день, на неделю, на месяц. Постарайтесь трезво оценить свои возможности и наиболее оптимально распределить время. 3) Чтобы поставленные цели показались более привлекательными и заставили вас тот час же слезть с дивана и приняться за активную деятельность, необходимо себя мотивировать. Хорошим мотиватором для тех, кто решил бороться с ленью, служит визуализация - представление конечного результата ваших действий. Чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.

      Волевой человек должен уметь приказывать себе, заставлять себя делать то, что не хочется, быть способным преодолевать свои желания, отказываться от того, что хочется.

РЕКОМЕНДАЦИИ «Как выработать силу воли»

Цель – вот что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели. Чётко представляйте свои достоинства и недостатки, ставьте цели и задачи по самоизменению. Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе – важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо». Постоянно и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово – держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли. Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений для укрепления воли. Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека. Следуйте правилам: «Одно сегодня лучше ста завтра» «Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение» «Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца» Для воспитания воли не надо громких дел и подвигов. Воля воспитывается на мелочах, но только при ежедневном упражнении и при обязательном условии: Решил – выполни! Дал слово – держи его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Компьютер - враг, друг, помощник?»

самоанализ классного часаТема « Компьютер -  враг, друг, помощник?»Данная тема актуальна, особенно для младшего  подросткового возраста. К сожалению, компьютер может оказывать не только поло...

Классный час « Компьютер - враг, друг, помощник?»

самоанализ классного часаТема « Компьютер -  враг, друг, помощник?»Данная тема актуальна, особенно для младшего  подросткового возраста. К сожалению, компьютер может оказывать не только поло...

Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем".

Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем"....

Классный час на тему "Лень и как с ней бороться"

Дети узнают как побороться с ленью и что же такое тайм менеджмент....

Классный час на тему: "Лень и как с ней бороться"

Информация для классный руководителей...

Отчёт по организации и проведению выставки по теме: "Огонь - друг, огонь - враг1"

В ГКОУ СО "СШ№1", реализующей АООП, Романовской школе была проведена выставка рисунков по теме: "Огонь - друг, огонь - враг!"Посредством рисования у обучающихся формировались знани...