ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена» среди 5-7 классов
рабочая программа (6 класс)

Красивых Татьяна Владимировна
Программа наставничества МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

победителя Всероссийского конкурса

«Большая перемена»

среди 5-7 классов на 2021 год

Программа наставничества МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021 год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Составитель:

Красивых Татьяна Владимировна,

Педагог-организатор

Улан-Удэ, 2021

Структура программы

  1. Введение и актуальность программы наставничества как компонента образовательной деятельности в образовательной организации……3
  2. Цель и задачи программы наставничества……………………………3
  3. Индивидуальный план развития ребенка (план конкретных мероприятий направленных на решение задач)………………………………………4
  4. Диагностика сильных и слабых сторон ребенка (2-3 методики)…….7
  5. Программа психологической поддержки ребенка  на разных этапах конкурса (дистанционный и очный)…………………………………..7
  6. Результаты (имеющиеся и предполагаемые)…………………………8
  7. Список используемой литературы…………………………………….9

1. Актуальность программы наставничества как компонента образовательной деятельности в образовательной организации.

«В каждом человеке есть солнце,

только дайте ему светить».

(Сократ)

     Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков,ключевых образовательных компетенций, мета-компетенций и базовых национальных ценностей Российского общества. Таких как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Наставник способен     стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Наставник имеет особую роль в процессе формирования личности учащегося. Это представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.

Екатерина обучается в МАОУ лицей №27 с ноября 2020 года, в связи с этим актуальны   вопросы психологической, организационной и социальной адаптации в новом учебном коллективе. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников взаимодействия.  Так как в нашей ситуации наставник является педагогом-организатором и классным руководителем, взаимодействие наставника и наставляемого планируется вести в режиме внеурочной деятельности, с интеграцией в классные часы, организацией подготовки к конкурсам и проектам, участие в спортивных, культурных, экологических мероприятиях, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество. Учитывая возрастные и  психологические особенности наставляемого, мы будем использовать такую форму взаимодействия, как «учитель-ученик». Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач в работе со студентами, одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа предполагает работу с категорией «одарённые дети».

2. Цель и задачи программы наставничества

Развитие личности, её достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одарённость.

Технология наставничества также применима для решения проблем в работе с одарёнными детьми, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

 - сложность раскрытия потенциала ребёнка в рамках стандартной образовательной программы;

- трудности коммуникации, связанные с особыми образовательными потребностями данной категории детей;

- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов личностного, творческого развития, карьерных и иных возможностей.

Поэтому целью программы наставничества является создание условий для

раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимых для его успешного самоопределения  и самореализации.

Программа наставничества способствует решению следующих задач:

- адаптация к новым условиям обучения;

- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;

- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

- реализация индивидуальной образовательной траектории.

3. Индивидуальный план развития ребенка (план конкретных мероприятий направленных на решение задачи)

Индивидуальный план развития (ИПР) ребенка

Проект, задание

Сроки

Результат

Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1.

Провести диагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

ноябрь

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития;

1.2.

Провести развивающую беседу с для уточнения зон развития

ноябрь

Сформулирован перечень тем консультаций  

1.3.

Разработать меры по преодолению трудностей (в адаптации, развитии личностных компетенций, достижении образовательных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятий раздела 2.

декабрь

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

Раздел 2. Направления развития ученика

2.1.

Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения

январь

Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены способы развития «гибких навыков»

2.2.

Перенять успешный опыт наставника по подготовке доклада, разработки проекта и пр.

январь

Сформировано понимание как успешно подготовить доклад, разработать проект

2.3

Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в ОО, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

январь

Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе (технология медиации)

Развитие коммуникации.

2.4.

Сформировать правила эффективности на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.), общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности

февраль

Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке,  в проектной деятельности, проведении общественного мероприятия и др.

2.5.

Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, проектной, общественной и др.) деятельности

февраль

Освоены навыки планирования учебной (спортивной, общественной) деятельности, определены приоритеты

2.6.

Познакомиться с успешным опытом учебной деятельности, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия в олимпиадах и конкурсах и др.

февраль

Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной) деятельности

2.7.

Принять участие в конкурсе, с последующим разбором полученного опыта

февраль

По итогам участия воВсероссийском конкурсе «Звёздная эстафета» занято 3 место на исторической секции

2.8.

Выступить с докладом об ученическом проекте на лицейской конференции «Шаг в будущее»

март

Доклад представлен на лицейской конференции «Шаг в будущее»

2.9.

Изучить основы ЗОЖ, совместно с наставником организовать и провести внеклассное мероприятие, посвященное формированию навыков ЗОЖ

апрель

Проведена«Своя игра»«Секреты ЗОЖ».

Развитие креативного мышления.

2.10.

Принять участие в конкурсе «Эрудит лицея-2021» в качестве капитана команды, с последующим разбором полученного опыта

апрель

По итогам участия в конкурсе команда «ЭКОтренд» заняла2 место.

Развитие коммуникации и кооперации.

2.11.

Совместно с наставником принять участие в мероприятиях, посвященных формированию экологической  грамотности в РФ

Апрель

Принято участие в акции РДШ «ЭКОдежурный по стране», получен статус активного участника.

2.12

Принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы

май

Приняла участие в акциях«Бессмертный полк», «Окна Победы».Повышение граж-данской активности.

2.13.

Изучить основы волонтёрской деятельности, определить возможности добровольчества

май

Сформировано понимание специфики волонтёрской деятельности в молодежной среде и определены ее возможности в г. Улан-Удэ

2.14.

Записаться в волонтёрское объединение с учетом выбранного направления развития

май

Стала участником волонтёрского объединения лицея.

Раздел 3. Реализация индивидуальной образовательной траектории.

3.1.

Принять участие в конкурсе «Большая перемена» с последующим разбором полученного опыта

Март-июль

По итогам участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» стала победителем.

Успешная самореализация

3.2.

Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлениям «Большой перемены»

март

Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены направления.

3.3.

Изучить основы самопрезентации в процессе подготовки «Визитной карточки участника»

апрель

Подготовлена «Визитная карточка участника»

3.4.

Выполнить задания игры

апрель-май

Все задания успешно выполнены

3.5.

Подготовиться к онлайн собеседованию

июнь

Собеседование пройдено, выход в финал.

3.6.

Принять участие в финале конкурса с последующим разбором полученного опыта

июль

По итогам участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» стала победителем.

Успешная самореализация

3.7.

Подведение итогов. Рефлексия.

август

Рефлексия. Определение дальнейших перспектив развития.

4. Диагностика сильных и слабых сторон ребенка.

     Для диагностики сильных и слабых сторон ребёнка были использованы следующие методики:

1. Тест на личностную тревожность.

Оценка основана на методике "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), предназначена для определения уровня тревожности и включает в себя опросник из 10 вопросов с 3 альтернативными вариантами ответов. Методика позволяет определить 3 возможных уровня тревожности (низкий уровень тревожности, средний/допустимый уровень тревожности, высокий уровень тревожности).

В ходе диагностики получен результат 5 баллов –низкий уровень тревожности.

2. Оценка уровня развитости метанавыков.

Методика выявления ролевой модели "Твоя роль в команде" направлена на  определение уровня сформированности системного, критического, креативного мышления, коммуникации, кооперации, сетевой грамотности, эмоционального интеллекта.В качестве стимульного материала используется тестирование Р.М. Бэлбина, адаптированное для двух возрастных категорий 5 - 11 классов.Определены 7 командных ролей, которыми характеризуется ролевое разнообразие группы. Роли категорийно-условно были названы: аналитик, лидер, креатор, диджитал-эксперт, продюсер, визионер, координатор.

По наибольшему количеству ответов Екатериной были выбраны роли аналитика (развитость критического мышления), лидера (высокий уровень эмоционального интеллекта) и визионера (системное мышление). Необходимо работать над развитием креативного мышления, коммуникации, кооперации и сетевой грамотности.

3. Разработка индивидуальной образовательной траектории.

Использована«Методика определения ведущего предметного интереса»,

предназначенная для выявления у обучающихся предпочтения сферы профессиональной деятельности из предложенных: социальное направление, предпринимательство, технологическое направление, естественнонаучное направление, крафт и мастерство, спорт.

Итоговый показатель по каждому предметному интересу представлен в диапазоне от 0 до 16 баллов.

- социальное направление -14 баллов;

-  технологическое направление -12 баллов;

- естественнонаучное направление – 11 баллов;

- предпринимательство-  8 баллов;

- крафт и мастерство- 6 баллов ;

- спорт – 4 балла.

5. Программа психологической поддержки ребенка  на разных этапах конкурса (дистанционный и очный)

- Дистанционный этап:

-Поддерживайте интерес.

Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное должно находиться в зоне ближайшего развития.

- Позволяйте ученикам быть автономными.

Пусть в рамках темы школьники иногда сами решают, что изучить сначала, сами выберут упражнения для домашней работы или тему для реферата.

- Поощряйте самооценку учеников.

Стремление к успеху, желание сделать что-то максимально хорошо, быть компетентным служит сильной мотивацией.

- Работайте над созданием коллектива в классе.

Ребёнок должен чувствовать признание и принятие в коллективе независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.

- Свяжите процесс обучения с целями.

Это нужно для того, чтобы ребёнок осознал, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

- Вознаграждайте своих учеников.

Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета — в зависимости от того, что значимо для ребёнка.

- Очный этап:

-практика активного слушания

-Я-высказывания

-картинки-мотиваторы на успех

-эмоциональная поддержка

6. Результаты (имеющиеся и предполагаемые)

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества:

- успешная адаптация к новым условиям обучения;

- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;

-сформированыценности и активная гражданской позиция наставляемого;

- реализация индивидуальной образовательной траектории.

Полученные результаты:

- успешная адаптация к новым условиям среды обучения;

-обучающимся – наставляемым подросткового возраста получен необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций;

- высокий уровень включенности наставляемого во все социальные, культурные и образовательные процессы МАОУ лицей №27;

- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов обучающегося.

  1. Список используемой литературы

1.ru.wikipedia.orgКомпетенция

2.Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эл.текст: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758

5. Материалы курсов повышения квалификации по теме «Организационно-методические условия внедрения методологии (целевой модели) наставничества в образовательные организации», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2020г

6. Наставничество. Как научить и научится./ МИФ.2020

7. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс]

https://www.mentori.ru/new

8. <Письмо> Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися")http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347071/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

Победители Всероссийской онлайн- олимпиады Учи.ру по английскому языку для 5-11 классов 2019.

Победители Всероссийской онлайн- олимпиады Учи.ру по английскому языку для 5-11 классов 2019.  Победители 7  Г класс:1.Побндители 10 класс:1....

Победители «Всероссийской онлайн-олимпиады «ЗАВРИКИ» по английскому языку для 1-4 классов. Ноябрь-декабрь 2019» (платформа "Учи.ру")

Победители «Всероссийской онлайн-олимпиады «ЗАВРИКИ» по английскому языку для 1-4 классов. Ноябрь-декабрь 2019» (платформа "Учи.ру") Победители ученики 4А класс:...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА в рамках Всероссийского конкурса «Большая перемена» (по итогам обучения на курсах повышения квалификации педагогов-наставников финалистов 2021 г.)

Данная Программа наставничества авторская (автор имеет многолетний стаж подготовки победителей разного рода конкурсов, в том числе победителей конкурса «Большая Перемена» в 2020 и 2021 год...

"Я-классный руководитель!". Работа-призёр Всероссийского конкурса "Большая перемена".

        В данной презентации представлена моя работа с классом по всем направлениям воспитательной работы.         Не только я воспит...

Планирование дальнейшей работы с победителем конкурса Большая Перемена

Материал содержит перспективный план работы с победителем конкурса Большая Перемена, включая подробное описание приемов и методов работы с наставляемым для его дальнейшего развития...