Классный час "Память поколений"
классный час (7 класс)

Ливенцева Светлана Николаевна

Классный час "Память поколений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_gotovyy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Память поколений»

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о героизме советского народа; раскрыть величие победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.

Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:  первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.  

Планируемые результаты:

Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.

Личностные:  школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):     -Познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация;  музыкальное сопровождение, книжная выставка. Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны.  

Ход мероприятия

Слайд 1

Первый этап. Вступление

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы,
Выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Задохнулись канонады,

В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
(Р. Рождественский)

Учитель: Как вы думаете, к чему призывают эти стихи? Зачем нужно хранить память о прошедшей войне?

Тема нашего классного часа «Память поколений».

По всей стране стоят эти высеченные из мрамора, гранита, отлитые из бронзы памятники, обелиски, призванные хранить память о войне на долгие годы. От какого слова образовано слово «памятник»?

Слайд 2

Сегодня мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по нашей необъятной стране и не только, вспомним подвиг великого советского народа, который запечатлен в памятниках Великой Отечественной войны, вспомним о той какой ценой, завоевано счастье жить под мирным небом!

У вас на столах заготовки для вашей проектной работы «Карта памяти», листы с картой нашей Родины, вы можете добавлять на них те факты, которые покажутся вам интересными, новыми, которые покажутся вам значимыми, и вы захотите их запомнить.

Слайд 3

Второй этап. Основная часть.

Великая Отечественная война-величайшая трагедия двадцатого века.

Ребята, а когда началась война? (22 июня 1941 года) И длилась 4 долгих года.

Миллионы людей погибли, попали в плен, пропали без вести. Более 26 миллионов военного и мирного населения Советского союза. Победа в этой войне далась Советскому Союзу очень дорого, и чтобы потомки не забывали о великой жертве тех, кто защищал Родину на этой войне, было построено множество памятников для увековечивания их подвига.

Слайд 4

А первая наша остановка – это город Магнитогорск и памятный монумент  

“Тыл – фронту”. Его открытие состоялось 29 мая 1979 года. Монумент возведен скульптором Львом Николаевичем Головницким и архитектором Яковом Борисовичем Белопольским. На высоком берегу реки Урал стоят две фигуры – советский воин и заводской рабочий. Воин принимает от рабочего меч – как символ оружия, созданного в тылу. 15-метровые фигуры развернуты лицом друг к другу, при этом рабочий ориентирован на восток, в сторону уральских заводов. Воин, принявший меч, смотрит на запад – он готов направиться туда, на фронт, и бить врага. Меч сделан из юбилейной пятисотмиллионной тонны руды с горы Магнитной.

Слайд 5

 Перед памятником возведена звезда из гранита с вечным огнем внутри.

Магнитогорск был выбран не случайно: именно из магнитогорской стали был сделан каждый третий снаряд, выпущенный во время войны по врагу. Каждый второй лист броневой стали советских танков был прокатан в Магнитогорске! Огромным напряжением сил советских граждан, трудившихся в тылу, была завоевана Победа.

Слайд 6

А мы с вами движемся на поезде памяти дальше, на запад нашей страны. И следующая остановка – город Волгоград.

Ребята, а какое название носил этот город в годы Великой Отечественной войны? (Сталинград). Именно здесь состоялась одна и самых кровопролитных и ожесточенных битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва, которая длилась с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года и имела большое стратегическое значение. После 2 февраля 1943 года Советская армия пошла в наступление, освобождая от немецко-фашистских захватчиков все новые и новые территории нашей Родины.

Слайд 7

 Ребята, а когда был освобожден х. Александровка и Аксайский район от захватчиков? (14 февраля 1943 года)

Слайд 8

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава. По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России. 

Слайд 9

5 октября 1967 года в Волгограде была открыта памятник скульптура Евгения Вучетича «Родина –мать зовет». Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Этот монумент – аллегорический образ Родины, призывающей всех людей объединиться, чтобы разбить врага Ее строили целых восемь лет. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Длина меча, который держит в руках Родина –мать составляет 33 метра. От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы.

Слайд 10

А мы с вами движемся на поезде памяти дальше, на запад и уже находимся за пределами нашей Родины. И следующая остановка – город Берлин, Германия.

Выставляется картина с изображением памятника «Воину-освободителю» в Трептовом парке,

Что вы видите на картине?  (Это солдат, воин, мужчина)
Почему вы думаете, что это солдат, воин?
(Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч)
            - Молодцы. На картине  изображен памятник русскому солдату.
            -  Кого он держит на руках?
            (Ребенок, маленькая девочка).

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы.

Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил уже знакомый нам Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский.

Слайд 11, 12

Высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма. 

Слайд 13

Ребята, посмотрите какой элемент объединяет все рассмотренные нами монументы? (Меч победы)

Все три монумента  -это произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей. Как называется такое произведение искусства мы узнаем, разгадав кроссворд. Возможно, вы найдете ответы, используя те факты, которые вы отмечали на картах.

Слайд 14

Кроссворд

По горизонтали: 1. Город, где расположен памятник «Тыл –фронту» (Магнитогорск)

2. На берегу какой реки расположен памятник «Тыл-фронту» (Урал)

3. В окружностях какого города длилась 200 дневная битва, преломившая ход войны. (Сталинград)

4. Монументальное сооружение, поддерживающее воспоминания о великих событиях (Памятник)

5. Фамилия скульптура, который подарил миру монументы «Воин-освободитель», «Родина-мать зовет!» (Вучетич)

6. В каком городе находится памятник «Воин-освободитель», со спасенным ребенком на руках. (Берлин, Трептов-парк)

7. Немецкое здание, где развивалось знамя Победы над фашизмом  9 мая 1945 года (Рейхстаг)

По вертикали: на языке искусства, такие произведения искусства, объединенный общей идеей называются триптих.

 Ребята, вы догадались, какую роль сыграл в этих самых известных памятниках меч?

Слайд 15

Первая часть трилогии «Тыл — фронту» символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне.. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.

Слайд 16

На памятниках, которые рассмотрели обязательно присутствует место, где развивает свое пламя вечный огонь.

Ребята, что символизирует вечный огонь? (Символ памяти о павших героях, их подвигах, жертвах фашизма)

Память... Она имеет начало, но не имеет конца. 74 год всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны. И нет покоя тем, кто вернулся с войны, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано «пропал без вести». Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удаётся вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.

Слайд 17

Что бы вы написали тому неизвестному солдату, спустя почти 75 лет со дня Победы? Что бы вы ему рассказали, что пожелали? Напишите на тех, листах, которые вы видите.

Давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. Это очень просто и поможет нам в этом стихотворение Бориса Лихарева.

Написал я то, что надо,

А увижусь – доскажу.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый – самый главный.

Этот угол я загну,

Чтоб с победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго.

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать тебя своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки

Фронтовое письмецо.

Ребята, кто желает прочитать, что он написал? (Дети читают и складывают письма к импровизированному вечному огню)

Слайд 18, 19

Мемориалы с вечным огнем, есть практически в каждом населенном пункте.

И наше Мишкинское сельское поселение не исключение. Как называется мемориал в ст. Мишкинской, в г. Аксае?

Слайд 20, 21

Много военных памятников, мемориалов памяти находится в города воинской славы (их 43) и городах, которые удостоены высшей степенью отличия, прославившихся своей героической обороной в Великой Отечественной войне. Это города-герои. Их всего 12. Эти города отмечены на ваших картах памяти. Назовите их.

Слайд 22

В рамках военно-патриотического месячника, который традиционно проходит в нашем Аксайском районе, в школе будет проходить просветительская акция «Города-герои», в которой я вам, как юным волонтерам Александровской школы, предлагаю принять участие. К следующему классному часу подготовить небольшой информационный материал о героическом прошлом городов. Тот город, который выделен красным цветом – это город-герой, о котором вы будете рассказывать на следующем мероприятии. О том в какой форме мы представим это материал для младших школьников, поговорим на следующем классном часе.

Третий этап. Заключение. Рефлексия.

Слайд 23

В заключение нашего мероприятия, мы с вами запустим «Ленту памяти» (Георгиевская лента передается из рук в руки). Беря конец ленты в руки, произнесите фразу, которую вы хотите сказать в заключение нашего классного часа. Она должна начитаться со слов «Я помню…», «Я горжусь…»

Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец. Ощутит ответственность перед памятью этих людей. Мы обязаны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился. Это наш долг перед теми, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.  (Разрезается георгиевская лента на части, раздается детям). Эти георгиевские ленточки, вы разрежете на части, и при проведении акции «Города-герои» для младших школьников продолжите нашу «Ленту памяти».

Спасибо за внимание!

Слайд 24



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час" Встреча трех поколений"

Круглы стол "Встреча трех поколений защитников Отечества"...

Классный час на тему: Мы поколение – некурящих.

Содержание классного часа позволяет ознакомить учащихся с историей развития вредной привычки, влияние на состояние здоровья человека, а также  способствовать формированию  правильной жизненн...

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Защитника Отечества "ВСТРЕЧА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ"

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству....

Классный час "Здоровое молодое поколение - будущее России"

Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война"

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война" посвящён празднику защитника отечества 23 февраля. Данный материал является незамеимым в воспитании патриотизма обучающихся.Материал иллюстри...

Классная воспитательная система -Новое поколение

В  воспитательной системе образовательного учреждения классный руководитель занимает  о...

"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом

Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...