Главные вкладки

    Классная воспитательная система -Новое поколение
    материал (9 класс) по теме

    Дубова Светлана Владимировна

     

                     В  воспитательной системе образовательного учреждения классный руководитель занимает  особое место, и, несомненно, играет очень важную роль. Его взаимодействие с учащимися  и их родителями служит основой для построения воспитательных отношений. От этого во многом зависят успешность деятельности всего педагогического коллектива, эффективность развития личности ребенка и формирование детского коллектива, благополучие

    контактов родителей  и учебного  заведения.

             Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, и негативные тенденции  развития российского общества, считаю, что роль школы возрастает и является, пожалуй, доминирующей. А школа  подразумевает под собой связь учитель-ребенок - семья. Именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне –развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а совместная деятельность классного руководителя и психолога школы создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

        Позициями психолога являются обеспечение (печься-заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс.

          Это осознанное, осторожное, обоснованное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс  взрослых.

                 Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка.

           Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся, отдельными учениками и их родителями.  В качестве предпосылок создания классной воспитательной системы явились результаты исследования в 5-м классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kvs_novoe_pokolenie.doc371.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 181

    Классная воспитательная система

    «Новое поколение»

    Составитель: Дубова Светлана Владимировна

    Классный руководитель 9«Б» класса.

    педагог-психолог

    Нижний Новгород

    2007-08 уч.год

    Содержание.

    1.   Введение

    2.  Аналитическая часть

    3.   Концепция

    4.   Цель и задачи

    5.   Механизм реализации

    6.    Мониторинг

                     В  воспитательной системе образовательного учреждения классный руководитель занимает  особое место, и, несомненно, играет очень важную роль. Его взаимодействие с учащимися  и их родителями служит основой для построения воспитательных отношений. От этого во многом зависят успешность деятельности всего педагогического коллектива, эффективность развития личности ребенка и формирование детского коллектива, благополучие

    контактов родителей  и учебного  заведения.

             Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, и негативные тенденции  развития российского общества, считаю, что роль школы возрастает и является, пожалуй, доминирующей. А школа  подразумевает под собой связь учитель-ребенок - семья. Именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне –развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а совместная деятельность классного руководителя и психолога школы создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

        Позициями психолога являются обеспечение (печься-заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс.

          Это осознанное, осторожное, обоснованное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс  взрослых.

                 Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка.

           Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся, отдельными учениками и их родителями.  В качестве предпосылок создания классной воспитательной системы явились результаты исследования в 5-м классе

    На первом этапе проектирования воспитательной системы класса по результатам наблюдений  и диагностических исследований были выделены следующие проблемы:

    • Сложность в организации совместной деятельности, то есть неумение детей сотрудничать друг с другом, и как следствие конфликтность
    • Несформированность нравственных качеств
    • Эгоцентричность, неадекватность самооценки
    • Низкая мотивация на обучение

    Концептуальной основой данной работы является идея сотрудничества, взрослого с ребенком, и использованы идеи 

     Т. Гордона, К Роджерса, Р. Дрейкуса, Маслоу

    1.  « Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитания - помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения»

    Рудольф Дрейкус

    3) «…очень важно уметь устанавливать «помогающие отношения» родителю с ребенком, учителю с учеником…»

    К. Роджерс

    4) формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей

    ( В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

    5)совместная деятельность детей и взрослых в процессе воспитания

    ( В. Сухомлинский, А. Макаренко)

    •  «…Конечная цель образования и педагогики - это помочь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей (А.Г. Маслоу)
    • « В каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала». ( А.Г. Маслоу)

    • «…Признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки  взаимоотношений в обществе (Д.А.Белухин)

    • «…Если мы хотим быть помощником ребенку, советчиком, наставником, руководителем, мы обязаны принять ребенка таким, каков он есть, и помочь понять ему  что он из себя представляет»               (А.Г. Маслоу)

         Главным в моей воспитательной деятельности стало  создание коллектива,  в котором каждый ребенок мог проявить индивидуальность и быть успешным.

     Цель:

     Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества учителей родителей и детей, совместно сформировать условия для создания дружного, интеллектуального, физически развитого с четкой активной гражданской позицией  коллектива, в котором каждый ребенок мог проявить свою индивидуальность

       

    Задачи:

    1. Изучение  личности каждого ребенка, его склонностей и интересов для вовлечения его в деятельность школьной жизни, в ту сферу, где его может  ожидать успех.

    1. Формирование потребности каждого учащегося в здоровом образе жизни.

    1. Воспитание ребенка, как члена общества, воспитание в нем умения определять гражданский смысл каждого поступка.

    1. Вовлечение родителей в деятельность  класса и школы через совместную работу классного коллектива и классного руководителя.

    Принципы

    1. Безусловное принятие  каждого ученика , его и сильных и слабых мест

    1. Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия

    1. Беспристрастность в оценке поступков учащихся

    1. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе  с учащимися

    « Ученик это не сосуд,

    Который нужно наполнить,

    А факел, который нужно зажечь»

    В.Паскаль

    Для достижения поставленных целей и задач работа в рамках данной системы осуществлялась по следующим этапам:

     Первый этап это 5-6 класс посвящен изучению личности учащихся их возможностей, способностей, своего места в обществе, осознание своих социальных ролей и другие личностные характеристики детей родителей учителей. Определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

     

    Одно из направлений работы классной воспитательной         системы это работа   с  родителями:

    • Ознакомление родителей с результатами диагностики и совместный выбор путей решения проблем для каждого учащегося, / индивидуальная работа/
    • Тренинг родительско-детских отношений, где решались проблемы общения с детьми.
    • Проведение совместных  с детьми родительских собраний, и классных часов.
    • Проведение совместных спортивных и интеллектуальных вечеров
    • Развитие семейного туризма, как важнейшего средства формирования у детей гражданского сознания и любви к родному краю.
    • Участие родителей в поисковой деятельности  «Герой в моей семье» и создание совместно с родителями экспозиции посвященной великой Отечественной войне.
    • Проведение акций «Всей семьей в театр!»  «Всей семьей на лыжи»
    • Организация родителями в классе «клубов по интересам»: «Волшебная кисточка» и «Мастер самоделкин»

    Воспитательная система класса  в работе с детьми осуществляется в следующих направлениях

    1.«Общаемся вместе»:

    Цель:

    передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, определение проблем в общении в классном коллективе

    •   Цикл классных часов  « Ты да я, да мы  с тобой»
    • Комплекс тренинговых занятий «общаемся вместе!»
    •  Акция « Вместе с родителями в театр, кино…»
    • Праздники с участием родителей
    • Ролевые игры: « Общаемся со взрослыми»

         «Общаемся по- взрослому»

         « Стили общения»

    • Диспут совместно с родителями « Цены и ценности»

    2.В здоровом теле, здоровый дух»:

    Цель:Привитие устойчивого положительного отношения к здоровому образу жизни.

    • Посещение бассейна,
    • занятия в спорт зале, футбол…
    • Спортивные часы: «Мой любимый вид спорта», « Спорт и интеллект»
    • Круглый стол «Друзья и враги здоровья человека»

         Лыжные прогулки, катание на коньках

    Ожидаемый результат:

    • повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
    • активная работа родителей  по формированию здорового, подрастающего поколения.

    здорового подрастающего поколения

    3« Учись, учиться»:

    Цель:

    на основе индивидуальных особенностях и потребностях учащихся оказание помощи в освоении отдельных предметов, поддержание разносторонних интересов, развитие познавательной сферы учащихся

    • Классный час « как научиться запоминать»
    • Акция « Помоги отстающему»
    • Предметные недели
    • Библиотечные уроки
    • Выставка достижений творчества учащихся
    • Занятия в кружках  (организованных родителями и педагогами) и факультативах
    • Психологические тренинги «Развиваем познавательную сферу методами изо искусства»

    Ожидаемый результат:

    • Создание  благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ученика  в рамках классного коллектива
    • Активная работа родительского коллектива по оказанию помощи в формировании устойчивого детского коллектива

    4. Дом, в котором я живу»:

    Цель:

    развитие чувства патриотизма, на основе изучения истории своей страны, города, района, семьи

    • Классный час: «Мои земляки» « Семейные традиции»  «Человек-человечность»
    • Конкурсы рисунков: « Моя мама», « Если будет Россия, буду и я»
    • Акции: «Открытка ветерану»
    • «Салют Победа»
    • Создание экспозиции, посвященной великой отечественной войне, где  использовалась  предварительно поисковая работа совместно с родителями «Герой в моей семье», учащиеся сами рисовали, и оформляли данную экспозицию
    • Семейная творческая работа  « Я смотрю на фотокарточку»

    Ожидаемый результат:

    • Формирование чувства гордости и любви к Родине
    • Осознание сопричастности истории конкретной семьи с судьбой России»

    5. «Трудом красивым славен человек

    Цель: Воспитание положительного отношения к труду

    Развитие коммуникативных навыков в совместной трудовой деятельности

    • Классные часы « Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»
    • Круглый стол «Профессии моих родителей»
    • Участие  в поисковой работе «учителя –стажисты» (первые учителя работавшие в 181 школе):  дети брали интервью, оформляли  праздничную газету , посвященную 40- летию школы.

               Коллективные трудовые дела

    6 « Если добрый ты…»

    Цель:

    Развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным знаниям о культуре  общения со сверстниками, взрослыми. Окружающим миром

    • Классные часы  «учимся вместе делать добро», « Страна вежливости» « Посеешь характер, привычку пожнешь»
    • Тренинг» Ребята, давайте жить дружно»
    • Акция «Растения – наши друзья»
    • Круглый стол « Что такое самовоспитание?»

    «Что такое дружба»

    Ожидаемый результат:        

    • осознание ценности культурного  поведения
    • стремление к самовоспитанию, саморазвитию

    Результат первого этапа воспитательной системы

    К 2006 учебному  году

         К 8  классу происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего ускоряются процессы формирования его личности. А учение временно отходит на второй план, на второй план уходит и авторитет родителей, огромное значение приобретают мнение сверстников.

     Задачи классного руководителя  следующие:

    1.Изучение семей учащихся

    2.Просвещение родителей:

    • Обучение родителей общению с подростками способам разрешения конфликтных ситуаций с детьми
    • Познакомить родителей с принципами поощрений и наказаний

    3.Вовлечение родителей в совместную деятельность и осознание партнерства

    Для детей

    1. Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях
    2. Развитие процесса саморегуляции. Формирование положительной Я-концепции.
    3. Развитие коллективистских отношений внутри класса

    повышение творческого потенциала

    1. Формирование гражданской позиции
    2. Формирование навыков безопасного поведения, значимости здорового образа жизни
    3. Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

      Исходя из поставленных задач следующий этап ВСК - это этап формирования органов самоуправления ,рождений традиций классного общества, повышение уровня самоорганизации,самоконтроля,развитие способностей ,которые позволяют уверено себя чувствовать, решать проблемы, достигать продуктивности и эффективности в деятельности, выстраивать перспективы самореализации.

    Направления:

    «Самопознание»

    Цель

    Развитие коммуникативных навыков, изучение способов выхода из конфликтных ситуаций, самопознание.

    • Индивидуальные беседы с психологом
    • Тренинговые занятия «Какой я»» Как научиться управлять собой»
    • Психологические игры « Волшебный стул»
    • Клуб « Познай себя»
    • Беседы « Расскажи мне обо мне»
    • Тренинг общения учащихся и родителей

    Ожидаемый результат:

    Определение сферы самоутверждения учащихся

    Развитие самоконтроля и саморегуляции

    «Человек и общество»

    Цель:

    Формирование чувства патриотизма основе изучения  истории родной страны, города, района, семьи; осознание понятий «право», « ответственность», «долг», «честь»

    • Диспут « Что такое духовное богатство человека»
    • Цикл классных часов «Я патриот своей Родины»
    • Устные журналы: «Судьба семьи в судьбе страны»

    «Забота о родителях -дело совести каждого»

    • Семейная творческая работа «По страницам истории моей семьи»

    Ожидаемый результат:

    • сформированность нравственной позиции по отношению к ветеранам войны и труда;
    • Осознание понятий «долг», «Ответственность», «честь»
    • Формирование чувства гордости и любви к Родине.

    «Здоровый образ жизни»:

    Цель:

    Привитие устойчивого положительного отношения к здоровому образу жизни, осознание различных сторон здоровья человека.

    • Встречи со специалистами
    • Посещение бассейна
    • Катание на лыжах и коньках
    • Походы совместно с родителями
    • Спортивные соревнования
    • Спортивное ориентирование
    • Традиционные соревнование «Мама , папа, Я- спортивная семья»

    Ожидаемый результат

    • Активная помощь родителей по совершенствованию здорового поколения
    • Устойчивый интерес к здоровому образу жизни

    «Творчество, самотворчество»

    Цель:

    Создать условия для реализации творческого потенциала личности

    •  Принятие участия в конкурсах
    • КТД
    • Выставки декоративно прикладного искусства

    Ожидаемый результат:

    • Самостоятельная организация коллективно-познавательной творческой деятельности

    Учись учиться

    Цель :

    Формирование культуры интеллектуального развития учащихся

    Определение реальных учебных возможностей

    • Участие  в НОУ
    • Участие в предметных неделях, олимпиадах
    • Диагностика учебной деятельности учащихся с последующей коррекцией
    • КТД» Читай город»

    Ожидаемый результат

    • Широкий информационный кругозор.
    • творческий подход к решению любых задач
    • умение применять свои знания

    Самоуправление

    Цель:

    формирование коллектива  во взаимодействии друг с другом, подчиняясь какой либо задаче, самостоятельно распределяя обязанности и меру ответственности за выполняемое дело      

    • Организация КТД
    • Оформление информационных стендов
    • Школа Актива: «Как добиться сотрудничества» «Лидер. Организатор»

    Ожидаемый результат:

    • Закладка лидерских качеств учащихся
    • Активное участие учащихся в КТД
    • Осознание своих социальных ролей в данном этапе жизни
    • Активная работа родительского коллектива по оказанию помощи в формировании устойчивого детского коллектива.

    Ожидаемый результат

    • Родители умеют принимать ребенка таким, какой он есть
    • Умеют слушать и слышать ребенка
    • Принимают участие в формировании ценностных жизненных ориентиров

    Дети:

    • Проявляют заботу о своем здоровье
    • Представляют систему жизненных ценностей
    • Являются членом классного общества и готовы взаимодействовать с другими членами классного общества
    • Развивают свои индивидуальные и творческие способности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воспитательная программа "Новое поколение"

    Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нарвственного развития ребенка, т. е. форирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинн...

    Авторская воспитательная программа "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4089614","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Программа воспитательной работы "Новое поколение"

    Программа воспитательной работы с учащимися 9-11 классов. Основные направления работы: "Профориентация", " Экология", "Патриотическое воспитание"...

    Воспитательная программа "Новое поколение"

    Цель программы: Создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироват...

    Программа воспитательной работы "Новое поколение"

    Программа содержит направления воспитательной работы, примерный план мероприятий по этим направлениям...

    Воспитательная программа «Новое поколение»

    Пояснительная записка Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего ст...

    Программа воспитательной работы "Новое поколение"

    Цели и задачи программы: Цель: Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.Задачи:- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся....