Речевой этикет
классный час (8 класс)

Речевой этикет — это важные правила употребления слов в различных ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой этикет

Речевой этикет — это важные правила употребления слов в различных ситуациях общения.

Мы знаем, что нужно здороваться, прощаться, говорить слова благодарности, обращаться к человеку по имени. Все это речевой этикет.

Существуют формулы этикета, которые помогают строить нашу речь и быть вежливыми и воспитанными. К ним относятся формулы приветствия, прощания, благодарности.

Приветствие. Как много слов приветствия мы произносим каждый день. Формула приветствия играет важную роль в нашей жизни. От того, как мы начнём разговор, многое зависит. Приветствуя человека, мы выражаем доброжелательное отношение к нему. Важно помнить, что выбор формулы приветствия зависит от многих факторов. Например, мы не можем сказать «Привет!» учителю в школе, потому что это будет невежливо. И вряд ли мы здороваемся с друзьями, говоря «Здравствуйте!». Нужно учитывать возраст, статус человека, которого вы приветствуете.

Каждая формула приветствия выражает особые отношения и связана с определённой ситуацией. Если люди говорят друг другу «Привет!», то у них близкие, непринуждённые отношения. К просторечным можно отнести и такие формулы, как «Салют!», «Приветик!». В официальной обстановке мы можем слышать фразы «Позвольте (разрешите) вас приветствовать!», «Приветствую вас!». Очень редко сейчас можно встретить такие выражения, как «Нижайшее почтение!», «Сердечно приветствую Вас!».

В речи военных своя формула приветствия: «Здравия желаю!». Её можно услышать и в дружеской компании в шутку. Гостей приветствуют выражением «Добро пожаловать!». А если вы давно не виделись, то можете услышать и такие выражения: «Вот так встреча!», «Рад вас видеть!», «Какая встреча!», «Кого я вижу!», «Какие люди!».

Самыми нейтральными, подходящими почти под любую ситуацию являются формулы «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!».

Формулы прощания

  • Прощаясь, мы тоже используем определенные этикетные формулы. Эти формулы в русском языке разнообразны. Самым нейтральным считается «До свидания!», которое мы можем сказать любому человеку. А хорошо знакомыми людьми, близкими друзьями чаще употребляется «Пока!».

    Часто в речи мы используем формулы благодарности, признательности за оказанную помощь, содействие и т.д.Очень часто этикетные формулы благодарности произносят перед формулами прощания.

    Все они передают чувства признательности и дают понять собеседнику, что его действия высоко оценены.
    Обращение

    Обращение — это неотъемлемая часть нашего общения, с обращения мы начинаем разговор. От того, какую форму обращения мы выберем, будет зависеть реакция нашего собеседника. Если вдруг мы ошибёмся и выберем не ту форму, то нам повезёт, если наш собеседник только пошутит в ответ, другой же человек может и вовсе перестать с нами разговаривать. Как нужно обращаться к преподавателю? Конечно, по имени-отчеству! К другу же мы просто обратимся по имени. Возможно, у нашего знакомого есть прозвище, и если он сам не против, прозвище не обидное и другие его так называют, то мы можем использовать прозвище в качестве обращения. К родителям, к бабушке или дедушке, к тёте или дяде мы обратимся, так их и называя: мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Допустимо использовать уменьшительно-ласкательные формы (бабуля, мамочка, дедуля и др.), однако сначала надо убедиться, что эти формы ваш близкий человек воспринимает положительно.

    Как обращаться к знакомым и близким людям мы понимаем, а как быть, когда перед нами незнакомый человек? Мы не знаем его имени, не можем обратиться к нему «Эй, человек». Существует универсальный способ привлечь внимание незнакомого человека, обратившись к нему со словами «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста». Эти фразы вы можете использовать и не сомневаться, что ваш собеседник отреагирует неправильно, обидится.

    Кроме того, нередко мы сомневаемся, когда можно обратиться к человеку на ты или на Вы. Если человек вам знаком и ваш ровесник, то вы можете использовать местоимение ты. Если человека вы видите впервые, или не знаете лично (не представлены друг другу), или он старше вас по возрасту, то лучше обращаться на Вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....