«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».
статья

Тимеркаева Светлана Николаевна

       Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_shmo.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

       Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкованным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.

        В условиях внедрения стандартов особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

       В этом году, являясь классным руководителем 1 класса, воспитательную работу планировала через

  • освоение социальных норм, правил поведения
  • активное отношение (активность) к деятельности,
  • уважительное отношение к другому человеку,
  • школьная мотивация,
  • ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,
  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
  • опыт здорового и безопасного образа жизни.
  • -умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

       Как классный руководитель, я максимально изучаю каждую детскую личность, чтобы в дальнейшем эффективно использовать это при работе с классом, воспитании. Прогнозирую, анализирую, организую, сотрудничаю, контролирую повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив.

Когда дети приходят в 1, 5класс, предстоит понять каждого ребёнка. Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий – неугомонный непоседа. Каждый из них со своим внутренним миром, который предстоит открыть для себя и понять психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров, интересы и склонности.

       Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими обучающимися:

  • при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
  • стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков детей;
  • учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
  • создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

    Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

  • если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
  • если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
  • если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
  • если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

      Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, разработка памяток. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должен понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

       Работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих обучающихся, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. Взаимодействие с учителями- предметниками помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих обучающихся. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся. Совместные походы в библиотеку помогают привить окунуться в мир книги – копилку разума, помогают привить любовь к чтению, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, что очень сложно в наше время, так как нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому надо быть в курсе всех возникающих проблем. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.

       В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.

       В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Но одной из главных форм внеклассной воспитательной работы остается классный час. Классный час является прямой формой общения с обучающимися. Ведь введение нового ФГОС третьего поколения отразится и в воспитательной деятельности. ФГОС – конвенциональная норма организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность обучающихся – обязательная часть образовательного процесса. Учет запроса и удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности обучающихся. Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности (ведение кружковой работы, проектная деятельность). Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие обучающихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

         И в заключение хочется сказать: не каждому ребенку дано учиться на 5 и 4, но быть порядочным человеком может быть каждый. Я считаю, что классный руководитель, организуя любую деятельность своего ученика, должен предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха и в жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...

презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – само...

Презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения."

В презентации рассказывается о целях, задачах воспитания, роли классного руководителя, описывается технология и структура составления плана деятельности классного руководиеля....