рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о важном"
рабочая программа (6 класс)

Валентина Михайловна Рудачева

 Занятия в  рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и  предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в  жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в  жизни человека; представление об основных правах, свободах и  обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к  взаимопониманию и  взаимопомощи; готовность к  участию в  гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razgovor_o_vazhnom.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностное наполнение внеурочных занятий

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа: 1) соответствие датам календаря; 2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году. Даты календаря можно объединить в две группы:

 1. Даты, связанные с  событиями, которые отмечаются в  постоянные числа ежегодно (государственные и  профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.

2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского. В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с  текущими датами календаря, но являются важными в  воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у  обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.

 Основные ценности характеризуются следующим образом.

  1. Историческая память

 • Историческая память — обязательная часть культуры народа и  каждого гражданина;

 • историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

 • историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

2. Преемственность поколений

 • Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

 • семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.

  1. Патриотизм — любовь к Родине

 • Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;

• любовь к  своему Отечеству начинается с  малого  — с  привязанности к родному дому, малой Родине;

• патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

  1. Доброта, добрые дела

• Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;

• благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.

  1. Семья и семейные ценности

• Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;

 • учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;

 • семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России. Тема семьи, семейных взаимоотношений и  ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.

6. Культура России

• Культура общества  — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;

 • российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;

• культура представлена достижениями в  материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей. Темы, связанные с  осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и  музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».

7. Наука на службе Родины

• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;

• в  науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;

• в  России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.

 9 О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в  процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165  лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и  чёткого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определённые ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и  творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Занятия в  рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и  предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в  жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в  жизни человека; представление об основных правах, свободах и  обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к  взаимопониманию и  взаимопомощи; готовность к  участию в  гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

 В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к  познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношениек достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и  трудовым достижениям народа; уважение к  символам России, государственным праздникам, историческому и  природному наследию и  памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и  нормы в  ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и  ответственность личности в  условиях индивидуального и общественного пространства.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и  творчеству своего и  других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и  самовыражения; понимание ценности отечественного и  мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в  том числе навыков безопасного поведения в  интернет-среде; способность адаптироваться к  стрессовым ситуациям и  меняющимся социальным, информационным и  природным условиям, в  том числе осмысляя собственный опыт и  выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и  других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и  других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека

В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

 В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и  оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и  путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и  потребителя в  условиях взаимосвязи природной, технологической и  социальной сред; готовность к  участию в практической деятельности экологической направленности.

 В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и  общества, взаимосвязях человека с  природ-ной и  социальной средой; овладение языковой и  читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и  природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и  правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а  также в  рамках социального взаимодействия с  людьми из другой культурной среды; открытость опыту и  знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в  том числе умение учиться у  других людей, осознавать в  совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и  выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий

Метапредметные результаты:

 В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и  запросы при поиске и  отборе информации или данных из источников с  учётом предложенной учебной задачи и  заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и  интерпретировать информацию различных видов и  форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и  ту же идею, версию) в  различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.

 В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и  формулировать суждения, выражать эмоции в  соответствии с  целями и  условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в  ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и  высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и  сходство позиций; понимать и  использовать преимущества командной и  индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и  возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в  групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и  иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и  координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с  исходной задачей и  вклад каждого члена команды в  достижение результатов, разделять сферу ответственности.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в  различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в  группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и  рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в  произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к  другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: совершенствование различных видов устной и  письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и  ответов на них; подробная, сжатая и  выборочная передача в  устной и  письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и  оперирование еюпобуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и  ответов на них; подробная, сжатая и  выборочная передача в  устной и  письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и  оперирование ею.

Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и  её роли в  формировании гражданственности и  патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в  литературных произведениях, с  учётом неоднозначности заложенных в  них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и  формулировать вопросы к  тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.

Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.

 Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и  права при работе с  приложениями на любых устройствах и  в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.

 История: соотносить события истории разных стран и  народов с  историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и  истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и  характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с  важнейшими событиями XX  — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с  людьми другой культуры, национальной и  религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и  демократических ценностей, идей мира и  взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

 Обществознание: освоение и  применение системы знаний: о  социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о  характерных чертах общества; о  содержании и  значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о  процессах и  явлениях в  экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и  организации государственной власти в  Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в  том числе несовершеннолетнего); о  системе образования в  Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в  Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и  свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и  нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в  различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и  природы, человека и  общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в  государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и  личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и  иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.

 География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в  том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и  экономическими явлениями и  процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и  процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс  (1 час в неделю)

Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

День знаний / Россия — страна возможностей

Знакомство с  платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия  — страна возможностей»

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха». Участие в  мотивационной беседе о  чертах характера, которые присущи людям с  активной жизненной позицией, о  мечтах и  о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморолика «Россия — страна возможностей»

Наша страна — Россия (1 час

Родина  — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Участие во вступительной беседе о  России. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами. Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с  дальнейшим обсуждением?

165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского (1 час)

Мечты и  фантазии человека о  космических полетах. К.  Э.  Циолковский  — основоположник ракетодинамики и  теоретической космонавтики. Герои освоения космоса

Участие во вступительной беседе о  мечтах и  фантазиях человека о  космических полётах. Участие в  викторине о  космонавтике. Просмотр видеоролика. Участие в  групповой работе: знакомство с  героями освоения космоса. Участие в беседе о К. Э. Циолковском

День пожилых людей (1 час)

1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения  — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества

Участие во вступительной беседе о Международном дне пожилых людей. Просмотр видеоролика. Участие в  групповой работе: составляем «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»

День учителя (1 час)

Ценность профессии учителя. Учителя в  годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он

Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный учитель? (Создание кластера.) Участие в  дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учеников?»; «Нужно ли учителю учиться?»

День отца (1 час)

История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье

Просмотр видеоролика. Знакомство с литературными образами отца. Участие в групповой работе по соотнесению текста и  высказывания известного человека об отце. Участие в  беседе о  нравственных качествах отца. Обмен мнениями о том, какое из предложенных высказываний ближе всего школьникам

День музыки (1 час)

Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть

Групповая работа по созданию кластера «Музыка» в  зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика. Участие в  дискуссии о  видах искусства, где музыка — неотъемлемая часть        

Традиционные семейные ценности (1 час)

Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в  семье: какие они? Семейные ценности

Просмотр вступительного видеоролика о доме, в котором мы живем. Интерактивное задание «Собираем рассыпавшиеся пословицы». Участие в  разыгрывании и  анализе проблемных ситуаций, связанных с  жизнью в семье

День народного единства (1 час)

Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы  — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с  князем Дмитрием Пожарским и  земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне

Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с  исторической справкой о событиях Смутного времени. Работа в  группах: если бы вы жили в  Смутное время, в  чём вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о  том, что 4  ноября 1612  года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и  положения в  обществе. Дискуссия о  том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться? Блицопрос о  том, что в  Москве нам напоминает о событиях 1612 год

Мы разные, мы вместе (1 час)

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?

Блицопрос: какие народы, живущие в  России, вы можете назвать? (По последним данным в России проживает более 190 народов.) Знакомство с  традициями народов, живущих на территории России. Участие в  дискуссии о  том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает

День матери (1 час)

Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь  — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?

Участие в  игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в  голову, когда я  слышу слово „мама“ …». Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в  процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

Символы России (Гимн, Герб) (1 час)

Герб  — символ государства. У  каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага

Участие во вступительной беседе о  гербе России: что олицетворяет герб России, где его можно увидеть?  Участие в  беседе о  том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде государственных символов нашей страны

День добровольца (1 час)

История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России

Знакомство школьников с  информацией о  создании в  Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса «Действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтёрского движения?». Работа в  группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о  волонтёрской деятельности

День Героев Отечества (1 час)

Россия  — страна с  героическим прошлым. Современные герои  — кто они? Россия начинается с меня?

Участие во вступительной беседе о  непростой судьбе нашей страны, о  войнах, которые выпали на долю народа, и  о героизме тех, кто вставал на её защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Согласен—не согласен»        

День Конституции (1 час)

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и  выполнение обязанностей. Ответственность  — это осознанное поведение

Участие во вступительной беседе о  зна- чении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в  обсуждении ситуаций, в  которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в  игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в  дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности

Рождество (1 час)

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в  России и  в других государствах

Участие в  блицопросе «История рождения Христа». Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся? Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа в  парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество

Тема нового года. Семейные праздники и мечты (1 час)

Новый год  — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы зна- ете о Новом годе?). Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет семью

Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час)

Отношение к  личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда

Участие в обсуждении того, что относит- ся к личной информации. Участие в беседе о тех, кого мы добавляем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии. Работа в  группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.)

День снятия блокады Ленинграда (1 час)

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск

Участие в  блицопросе «Что вы знаете о  блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни Участие в  обсуждении неписанных правил выживания: 1. Не съедать весь выданный хлеб сразу. 2. Стоя в  очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — чтобы сохранить тепло. 3. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и  какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». 4. Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о  том, что ещё помогало людям выстоять. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться?

160 лет со дня рождения К. С. Станиславского (Великие люди России) (1 час)

Авторитет К.  С.  Станиславского в  области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского

Самостоятельная работа «Знакомство с  некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского». Участие в обсуждении идей системы Станиславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий? Участие в  дебатах о  том, стоит ли приучать детей к театру с раннего детства?

День российской науки (1 час)

Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и  минусы научно-технического прогресса

Участие во вступительной беседе о  том, какой была бы жизнь человека без научных достижений. Участие в  беседе об основных научных и  технических достижениях в  нашей стране. Участие в блицопросе «Примеры использования достижений науки в  повседневной жизни». Работа в  группах с  дальнейшим обобщением: «Плюсы и  минусы научно-технического прогресса»

Россия и мир (1 час)

Географические особенности и  природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47  этносов). Российская культура. Чем славится Россия

Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?». Беседа о  том, в  чём причины исчезновения малочисленных народов России. Мозговой штурм: как сохранить Россию для будущих поколени

День защитника Отечества (День Армии) (1 час)

День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в  военном деле. Задачи армии в мирное время

Участие в  интеллектуальной разминке «Что вы знаете о  Дне защитника Отечества». Участие в  дискуссии о  причинах выбора профессии военного. Участие в  работе в  парах: знакомство с  примерами военных действий, в  которых выручала смекалкаУчастие в  беседе о  том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества

Забота о каждом (1 час)

Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с  которыми сталкиваются добрые люди

Участие в  игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры  — участие в  обсуждении разных мотивов совершения добрых дел. Участие в  дебатах: «Делать добро  — это значит не делать зло»

Международный женский день (1 час)

Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина  — добытчик, женщина  — хранительница очага»: изменились ли роли?

Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта. Работа в  группах: как научно-технический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе

Гимн России (110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) (1 час)

Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к  стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о  смене гимна. Вторая редакция текста гимна

Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в  группах: предположим, вам поручили создать личную страничку

Михалкова в  Интернете. Какую информацию вы бы в неё поместили? Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова?

День воссоединения Крыма с Россией (1 час)

Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма

Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в  группах с  обобщением: что с  древних времён привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму

Всемирный день театра (1 час)

Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и  театр: аргументы за и против

Участие во вступительной беседе о  первом походе в  театр, о  тематике постановок, которые интересно смотреть. Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр. Рассказ педагога о  читке пьес в  разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями. Участие в  дебатах: «Кино и  театр: аргументы за и против»

День космонавтики. Мы — первые (1 час)

Главные события в  истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к  полёту  — многолетний процесс

Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в  Интернете информацию о  космонавте и  сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьёв). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час)

Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и  народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире

Участие в  беседе о  том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в  беседе о  Нюрнбергском процессе. Участие в  дискуссии о  причинах геноцида и способах его предотвращения

День Земли (Экология) (1 час)

День Земли  — призыв задуматься о  сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в  России, и  роли людей в их появлении. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый

День труда (1 час)

История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки

Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в  дискуссии «Труд  — это право или обязанность человека?». Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блицопрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?»

День Победы. Бессмертный полк (1 час)

История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и  захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы?

День детских общественных организаций (1 час)

19  мая 1922  г.  — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о  пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в  него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в  беседе о  том, какие бывают детские общественные объединения

Про счастье (1 час)

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни

Игра «Согласен — не согласен». Работа в группах: обсуждение с дальнейшим обобщением вопроса «Из чего состоит счастье?». Обсуждение притчи о счастье. Участие в  дискуссии: «Слагаемые счастья: любовь; семья; успех; самореализация; финансовое благополучие. Этого достаточно?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Важное о важном" 7класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное) рассчитана на один год, ор...

Рабочая программа курса внеурочной занятости "Важное о важном" 5 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5–9-х классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5–9-х классов....

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном НОО,ООО, СОО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном 11 класс 2022 г

Данная программа разработана с целью формирования взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, н...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 5-7 класс

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации&raq...