Семинар для классных руководителей на тему "Формирование устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума"
учебно-методический материал

Стегонова Ирина Викторовна

Семинар для классных руководителей на тему "Формирование устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка- отчет Стегоновой И.В. о проделанной работе по формированию устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума

Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью и даже жизни. В России в год погибает по «неестественным» причинам около 35 тыс. человек, т.е. возрастает уровень агрессивности окружающей среды, как природной, так и социальной. Эти факторы принято называть «внешкольными», и, как следствие, происходит их недооценка педагогами. Однако важная роль школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.

Одними из таких факторов являются социально - экономические и нравственно-психологические:

  1. Воздействие средств массовой информации (СМИ).
  2. Снижение культурного уровня населения страны, замена духовных ценностей материальными.
  3. Влияние деструктивных (тоталитарных) сект.
  4. Компьютерная зависимость.

В последние несколько лет проблеме вредных привычек и зависимостей учащихся посвящается достаточно много работ, но параллельно с этим возрастает и актуальность проблемы, рост числа детей и подростков, употребляющих одурманивающие (психоактивные) вещества, вовлеченных в деятельность различных сект и тоталитарных обществ, т.е. сохраняется тенденция увеличения числа детей, подростков, молодежи ставших зависимыми от химических или социально-психологических факторов.

Проблема социально-психологических зависимостей

Прежде всего, что есть зависимость? Зависимость можно определить как самопорабощение человека своими влечениями, или как психологическое ограничение свободы выбора при удовлетворении определенных потребностей. Если одни потребности (в пище, воде, солнечном свете, безопасности и т.п.) важны или даже обязательны для выживания, то другие носят дезадаптирующий характер, подчиняя волю человека, приводя к пагубным последствиям.

Самой распространенной в России пока остается алкогольная зависимость — пьянство всегда было «болевой точкой» нашей страны. К группе этих «химических зависимостей» относится также пристрастие к употреблению наркотиков, некоторых лекарственных препаратов, табакокурение. От наркотиков и связанных с ними заболеваний в нашей стране каждые 20 секунд погибает человек, чаще — молодой. Доля России в мировом обороте наркотиков стремительно возрастает. Но если к проблеме наркозависимости в последнее десятилетие привлечено внимание всего мира (и справедливо), то о другой группе зависимостей — социально-психологических — пишут и говорят несравненно меньше, хотя их пагубное воздействие на человека может быть не меньшим.

Формирование социально-психологической зависимости обычно проходит те же стадии, что и наркозависимости: сначала интерес, потом предпочтение при выборах, затем, при многократном повторении с позитивным «подкреплением», появляется привычка. Таким «подкреплением» служит получение удовольствия, что хорошо иллюстрирует народная мудрость: «Нам доставляет удовольствие то, что входит в привычку». Далее привычка закрепляется, пропитывает структуру личности, обретая черты страсти, зависимости, которую от наркозависимости отличает отсутствие физической составляющей.

Если расположить на шкале химических зависимостей на одном полюсе влечение к наркотикам, то на другом окажется безобидная привычка к крепкому чаю или кофе. Те же два полюса и у социально-психологических зависимостей. На одном — поведенческие привычки, связанные с проведением свободного времени: коллекционирование, стремление без определенной цели просматривать рекламные объявления, тяга к посещению магазинов и приобретению ненужных вещей. Выискивать, выбирать и покупать стало для многих страстью, аналогичной карточной игре на деньги и коллекционированию марок. Но опасность все это представляет только для кошелька. На другом полюсе — влечение к азартным играм. Печальная судьба может ожидать тех, кто «заболел» острыми ощущениями за карточным столом или в зале игровых автоматов. Психология и судьбы «игроков» прекрасно описаны в художественной литературе (Гоголь, Пушкин, Достоевский и др.). Живые примеры такой зависимости от азартных игр можно увидеть сегодня в каждом городе.

Такой же массовый характер в последние годы приобрела зависимость от деструктивных (тоталитарных) сект. Трудно сказать, что хуже: попасть под власть наркотиков или секты. В обоих случаях человек теряет все: семью, друзей, работу, материальные накопления, имущество. Но самое страшное — он теряет себя. Постепенно происходит деградация личности, от которой со временем остается только выхолощенная оболочка, подобие человека. В одном случае человеком управляет неодолимая тяга к получению удовольствия от наркотика в другом — от выполнения своих обязанностей в секте и похвалы «лидера». Но на попавшем в какую бы то ни было зависимость человеке всегда бессовестно наживаются другие: изготовители и продавцы наркотиков, лидеры сект, эксплуатирующие рабский труд и присваивающие состояния своих адептов, и т.п.

С начала 90-х гг. деятельность подобных организаций на территории нашей страны приняла угрожающие масштабы. Сект, которые можно отнести к тоталитарным, по мнению специалистов, сейчас в России насчитывается более 100. Это «мунисты», «пятидесятники», «Аумсинрике», дианетики, «Белое братство», «Слово жизни», «Новая жизнь» и многие другие. В их сети уже попало более миллиона человек, немалая часть из которых — подростки, молодежь.

Навесить ярлык «секты» очень легко, особенно когда четко не указывается, что проповедует «секта» и по какому признаку к этой категории отнесена та или иная организация. Но всякую ли религиозную или духовную организацию действительно можно отнести к секте, тем более тоталитарной? И еще более важный для школы вопрос: почему и кто попадает в секты?

Секта, согласно Толковому словарю В. Даля, — братство людей, принявших свое, отдельное учение о вере, заключивших согласие. Термин «секта» стал нарицательным только при Советской власти — раньше же он просто обозначал группы людей, мыслящих иначе, чем большинство, в духовной или религиозной сферах жизни. При Советской власти все инакомыслящие оказывались в группе врагов, которых удобно было клеймить словом «секта». Но инакомыслящий и сектант — не одно и то же!

От лидера — человека, собравшего вокруг себя группу последователей, учеников, — зависит, куда он поведет людей: к полной изоляции от мира и полному подчинению себе либо к духовному росту без разрыва социальных связей и без принуждения. Поэтому к тоталитарным (деструктивным, опасным) относятся секты, в которых:

— время, поведение, порядок жизни членов секты жестко контролируются, ее члены лишены какой бы то ни было свободы, проявлений своей воли;

— существует требование передать секте свое имущество;

— нередко ведется пропаганда насилия, используются ритуальные жертвоприношения либо другие подобные ритуалы, культивируется презрение к установленным в обществе правилам поведения, нормам морали и пр.;

— может ставиться задача подчинить своему влиянию весь мир, для чего внутри секты создаются свои службы безопасности, устрашения;

— для полного подчинения людей и лишения их свободной воли используются самые изощренные методы психологического воздействия, гипноза, психокодирования и т.д.

Некоторые секты в последние годы начали заниматься лечением и реабилитацией наркоманов («Нарконон» — подразделение дианетиков и др.). Результат иногда бывает лучше, чем у медиков, но попасть из одной зависимости в другую — не лучший выбор.

Во все времена были люди, которые с радостью становились членами секты. Секта берется решать за человека все его проблемы, что привлекает людей с чувством своего несовершенства, испытывающих стресс при принятии любого решения. Секта освобождает их от этого стресса, обеспечивает им комфортное существование в среде себе подобных, что многих вполне устраивает. В секту часто привлекаются и люди, не сумевшие достичь успеха и получить признание обычными путями, но обладающие повышенными амбициями и претензиями на собственную исключительность, стремящиеся к лидерству любой ценой, каких немало в любой стране. Поэтому и тоталитарные секты будут процветать до тех пор, пока люди не осознают, что у них самих есть огромные возможности для самореализации.

Повышается риск попадания в секты детей, у которых родители неграмотны в вопросах воспитания, доминантны, авторитарны, которые убеждены, что знают, как должен жить их ребенок. Уходя в секту, ребенок из такой семьи просто борется за свою независимость, за свое право быть личностью. Но попадает «из огня, да в полымя». Другой вариант, когда родители-«контролеры» выращивают из своего ребенка совершенно безвольного, запуганного и не умеющего принимать самостоятельные решения человека, которому сложно выживать в нашем жестком и переменчивом мире. Повзрослев, он ищет тех, кто бы взялся решать за него все вопросы, снял тяжкий груз ответственности. Тут ему и предлагают идеи равенства, братства, новых возможностей и светлого будущего (хотя все это в результате оказывается только иллюзиями).

Попадание в секту молодого человека — это серьезный риск для всей его последующей жизни, которая может оказаться принесенной в жертву. Поэтому, как и наркозависимость, такие зависимости можно назвать «смертельными». Избавление же от влияния секты — дело непростое даже для профессионалов. Простыми увещеваниями, уговорами и логическими аргументами преодолеть зависимость обычно не удается, так же как «объяснить» психически больному, что у него бред и галлюцинации.

Задача школы и родителей в этом направлении — главным образом профилактическая.

1. Предотвратить формирование психологических черт, повышающих риск попадания в секту, т.е. воспитать ответственную, уверенную в себе, критически мыслящую и способную к самореализации личность. (К сожалению, распространенный в наших школах и семьях авторитарный стиль отношений с детьми, да и вся система «традиционного» обучения, при которой ученик психологически зависит от учителя, формирует как раз предрасположенность к различного рода зависимостям.)

2. Последовательно проводить профилактическую учебно-воспитательную работу с подростками и просветительскую работу с их родителями.

3. Стараться своевременно заметить изменения в поведении, образе жизни, рассуждениях ребенка, позволяющие заподозрить влияние секты и, если худшие предположения подтверждаются, обратиться к специалистам-психологам.

Вышеперечисленные социально-психологические зависимости с медицинской точки зрения можно отнести к особым формам и проявлениям невроза. Зависимый человек испытывает такие же мучения, такую же борьбу мотивов, такие же противоречия отношений личности с окружающими, как и страдающий другими формами невроза. Лечение же невроза — это годы сложной, высокопрофессиональной работы. То же относится и к зависимостям: заниматься избавлением от них могут специалисты, владеющие соответствующими психологическими и психотерапевтическими методами.

В воспитательной и здоровьесберегающей работе школы необходимо учитывать и зависимость поведения, состояния школьников от воздействия СМИ (средств массовой информации). При возможностях этой индустрии в современном мире от ее воздействия на людей многое зависит. Приходится признать, что на психологическое здоровье населения, особенно подростков, воздействие СМИ скорее негативное, что определяется следующим:

1) из всей информации, которой обеспечивают население СМИ, высокий процент составляют негативные сведения, факты, примеры. Это повышает у людей, особенно впечатлительных и пессимистически настроенных, уровень тревожности, стресса, порождает уныние, депрессии;

2) засилие рекламы, многие образцы которой отличаются агрессивным, «зомбирующим» воздействием, активно влияет на процессы формирования поведения людей (особенно подростков, молодежи и пожилых людей, выросших при советской власти и не успевших привыкнуть к такой коммерциализации рекламы);

3) наблюдая выступления политиков, чиновников, представителей органов власти, убеждаясь в безнравственности многих из них, коррумпированности, лживости, глупости, низком культурном уровне, молодежь теряет веру в справедливость, возможность перемен к лучшему;

4) огромный объем ненужной большинству людей информации, поступающей в сознание и подсознание по каналам СМИ, перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомление, повышенную нервозность, раздражительность и т.п.

Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен экранного насилия на детскую аудиторию. Речь идет и о том, что те или иные средства массовой информации практически нарушают права ребенка, определенные документами ООН, не соблюдают возрастные ограничения при демонстрации (прежде всего по телевидению) сцен насилия на экране.

Возросшее внимание к проблеме не назовешь случайным, так как в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Например, ежегодное количество убийств (на 100 тысяч населения) в России — 20,5 чел. В США эта цифра составляет — 6,3 чел. В Чехии — 2,8. В Польше — 2. По этому показателю наша страна, увы, делит первое место с Колумбией. В 2001 году в России было совершено 33,6 тысяч убийств и покушений на убийство, 55,7 тысяч случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 148,8 тысяч грабежей, 44,8 тысяч разбойных нападений. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин «многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики».

Один из самых психотравматичных факторов влияния телевизионных просмотров на психическое и физическое здоровье детей и подростков — содержание того, что они смотрят. Главным образом это относится к насилию на экране, в избытке, демонстрируемом по телевидению. Работы психологов показывают, что постоянный просмотр сцен насилия по телевидению может приводить к:

1) увеличению агрессивности поведения;

2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию,

3) притуплению чувствительности к агрессии;

4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий.

Американские психологи провели обследование школьников Нью-Йорка и обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте предопределяет вероятность агрессивности в возрасте 18 лет и такие дети в дальнейшем не только нарушали закон, но и проявляли жестокость по отношению к своим женам и детям.

Обследование подростков и взрослых показало, что люди, смотрящие телевизор как минимум четыре часа в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора меньше двух часов. Средний десяти летний ребенок в США проводит больше времени перед телевизором, чем в классе, — около 30 часов в неделю. Отчет Национального института психического здоровья США содержит данные, что к 16-летнему возрасту средний телевизионный зритель увидел около 13 000 убийств и множество других актов насилия. Из многочисленных исследований следует вывод, что просмотр сцен насилия по телевидению действительно содействует агрессии и ведет к появлению (усилению) межличностных проблем.

Из проведенного в нашей стране исследования детских мультфильмов следует, что большая часть западной кинопродукции «зомбирует» детей, формируя у них недоверие к миру, враждебность, агрессивность, индивидуализм, расчетливость. Отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают коллективизм, доверие, взаимопомощь, дружеские отношения, любовь к родителям. Наряду со множеством боевиков, примитивных сериалов и ток-шоу на телеканалах можно найти высокохудожественные, познавательные, умные передачи (например, на телеканале «Культура»).

Долгое время эта тема была выведена за рамки исследований российских ученых. Но последние материалы по данной проблеме шокируют.

В книге Федорова А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране.— Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. проанализированы социологические, правовые, культурологические, психологические, искусствоведческие и педагогические проблемы, связанные с воздействием, влиянием, следствиями контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране (кинематограф, телевидение, видео, компьютерные/видео игры и т.п.).

Таб.1. Изображение насилия в российских фильмах 90-х годов

ХХ века и начала XXI века

Годы:

Количество полнометражных фильмов:

Количество фильмов со сценами насилия:

Количество фильмов со сценами насилия (в процентах):

1990

300

88

29,3%

1991

213

102

47,9%

1992

189 (166 + 23)

79

41,8%

1993

161 (146 + 15)

65

40,4%

1994

97 (83 +14)

28

28,9%

1995

67 (58+9)

29

43,3%

1996

54 (42+12)

12

22,2%

1997

64 (43+21)

17

26,6%

1998

79 (58+21)

18

22,8%

1999

74 (43+32)

22

29,7%

2000

88 (46+42)

22

25,0%

2001

155 (59+96)

36

23,2%

2002

156 (61+95)

21

13,5%

2003

147 (75+72)

38

25,8%

Итого:

1844

577

31,3%

По цифрам, приведенным в таблице 1, хорошо видно, что начиная с 1999 года происходит резкое увеличение российской экранной продукции за счет сериалов и видеофильмов. При этом многие популярные («рейтинговые») сериалы во многом построены на тематике, связанной с насилием («Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Бригада» и т.д.).

Отчетливо видна и тенденция пика фильмов, содержащих сцены насилия, в 1991-1995 (когда свыше 40% российских фильмов, содержали сцены такого рода), то есть во времена наиболее радикальной ломки экономической системы, массового обнищания миллионов людей, резкой криминализации социума.

Конечно, цифры, приведенные в таблице 1, выглядят как бы «вещью в себе». Однако даже при возможных погрешностях в датах съемок тех или иных фильмов, само по себе количество картин, содержащих сцены насилия, впечатляет: в среднем около 31% процента всей произведенной в нашей стране экранной продукции (с 1990 года по нынешний день) в той или иной степени содержит сцены насилия.

Бесспорно, насилие насилию рознь. Сцены насилия есть, к примеру, в фильмах «Цареубийца» К.Шахназарова, «Утомленные солнцем» Н.Михалкова, «Ближний круг» А. Кончаловского, «Хрусталев, машину!» А.Германа, «Романовы — венценосная семья» Г.Панфилова и в других известных произведениях искусства. И если насилие, увы, пока неотъемлемая часть жизни человечества, экран имеет бесспорное право его отражения. При этом «высокое искусство», как правило, не только изображает, но и осуждает насилие.

Вот и получается, что какие-нибудь очередные «9 1/2 недель» по причине их эротичности «крутят» после полуночи. Зато разного рода «убийц», «зверей», «фанатов», «афганцев», «монстров» и т.п. агрессивных типов многие российские каналы показывают как в утренние/дневные, так и в ранние вечерние часы. Даже значительно более «мягкий» по части изображения насилия сериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты») содержит немало вполне натуралистических сцен разного рода убийств, драк, перестрелок, крупных планов обезображенных, окровавленных трупов и т.д. И этот сериал ставится в сетку телепрограмм тоже в самое популярное вечернее время (от 8 до 10 вечера), следовательно, доступен, к примеру, детям трех-десяти лет.

Основные сюжетные схемы российских фильмов этого периода:

1. Война как массовое насилие. Герои подобных лент воюют в «горячих точках», насилие стало их профессией («Караван смерти», «Афганский излом», «Чтобы выжить», «Черные береты», «Чистилище», «Война» и др.).

2. «Постармейское» насилие. Крепкий парень возвращается из армии (из Афганистана, Чечни или из иной горячей точки) домой. С ходу понимает, что за время его отсутствия в городе/селе расплодились мафиози (бандиты, рэкетиры и т.п.). К тому же обижены (убиты, избиты, изнасилованы, ограблены и пр.) его близкие (друг, брат, сестра, подруга и т.д.). Храбрый парень вступает с негодяями в вооруженную борьбу. Идет череда со смаком снятых драк, убийств, взрывов, пыток и прочих атрибутов насилия («Афганец», «Брат», «Брат-2», «Я объявляю вам войну» и т.д.). Вариант: герой/героиня мстит за свою/чужую поруганную (сексуальными маньяками, прохожей пьянью, рокерами, агрессивными наркоманами, новыми русскими и т.д.) честь, не будучи афганцем или «дембелем» («Палач», «Я сама», «Ворошиловский стрелок» и др.). При этом насилие вновь показано детально и довольно натуралистично.

3. Насилие бандитов и маньяков. В городе действует банда («Стервятники на дорогах», «День любви», «Бандитский Петербург», «Бригада» и др.) или опасный и хладнокровный убийца, не останавливающийся ни перед чем («Сатана», «Нелюдь», «Змеиный источник», «Дневник убийцы» и др.). Впрочем, вместо «самостоятельного» убийцы может быть наемный киллер («Линия смерти», «24 часа» и др.). Милиция/полиция бессильна...

4. Сексуальное насилие, как часть российского быта. Скажем, герой занимается любовью с женой или любовницей таким агрессивно-животным способом, что та, вероятно, испытывает примерно те же чувства, что и жертвы коллективного насилия из фильмов категории № 3. При этом многие ленты, использующие данный поворот сюжета, поставлены талантливыми мастерами.

5. «Мистическое насилие»: вампиры с вурдалаками набрасываются на беззащитных людей («Пьющие кровь», «Семья вурдалаков», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Упырь» и др.). Лидирует по данной категории канат «ТВ 3»

6. Отдельная строка — насилие по отношению к детям. Получив свободу, российское кино взамен прежней благостной школьно-воспитательной серии представила школы, интернаты и детдома в виде, по сути дела, мало, чем отличающемся от колоний для несовершеннолетних.

Действие подобных фильмов («Казенный дом», «На тебя уповаю», «Сделано в СССР», «Поджигатели» и др.) непременно переносится из грязного сарая — в темный чулан. Насилие, наркомания, жестокость... Когда воспитательница интерната, хорошо зная нравы своего «контингента», предпочитает не заметить свежую кровь на зеркале шкафа в детской спальне. Когда сильные с наслаждением издеваются над слабыми...

Когда-то российские зрители смотрели сентиментальные истории о заботливых и ласковых воспитательницах, трогательно пытающихся создать иллюзию домашнего уюта для своих обездоленных подопечных. На рубеже 90-х, чуть ли не каждый фильм о детях и молодежи был беспощадным обвинением. На экране возникал страшный образ неприветливого казенного дома, юные обитатели которого с пеленок обречены на бесконечные унижения человеческого достоинства, дискомфорт и стрессы, бедность и несвободу. А в детдоме или интернате, как в капле воды, отражались все пороки и несчастья бытия. Педагоги в этих фильмах становились как бы дополнительными (и изощренными) инструментами насилия над детьми…

Спору нет, любая из приведенных выше сюжетных схем имеет право на существование в кинематографе. Но, на наш взгляд, картины подобного рода все-таки не предназначены для дошкольников и младших школьников, с их чувствительной, еще не сформировавшейся психикой.

Что же могла увидеть детская аудитория в утренних и дневных «криминальных» передачах? Вот лишь несколько примеров.

Понедельник. Показ крупным планом окровавленных трупов детей, убитых квартирным грабителем, и жертв очередной мафиозной «разборки». Вторник. Снова на экране трупы убитых — задушенных и зарезанных. На сей раз, показаны полуразложившиеся человеческие тела. В тот же день в 18-45 на экране кадры с окровавленным наркоманом-убийцей, выбросившимся из окна седьмого этажа. Плюс крупный план лица убитого бандита.

Среда, четверг, пятница, суббота... Снова по многим каналам демонстрируются кадры с окровавленными трупами, изуродованными телами... Кстати, «криминальные» передачи разных каналов в течение дня показывали практически одни и те же сюжеты о преступлениях. Все это сплеталось в однообразный сериал экранного насилия...

Какой же из всего этого следует вывод? Запретить телепередачи и фильмы на криминальную тему (а заодно и продажу видеокассет, DVD, компьютерных дисков с играми, построенными на насилии)?

Мы убеждены, что запретами тут ничего не добьешься. Взрослая часть аудитории, бесспорно, имеет полное право знать, каково положение дел с преступностью в нашей стране и за рубежом. Как, впрочем, может смотреть по телевидению игровые фильмы на аналогичную тему. Другое дело, что все это, должно быть (хотя бы теоретически) недоступно детям до 7-10 лет с их неокрепшей и чувствительной психикой.

Конечно, школа не может коренным образом изменить работу СМИ, но скорректировать их воздействие на психику, здоровье школьников — не только возможная, но и необходимая задача школы.

Время нахождения перед экраном и содержание просматриваемых программ — это критерии, по которым следует оценивать величину риска неблагоприятного воздействия телепросмотров на психическое здоровье. (На физическое здоровье влияют также условия просмотра — поза, расстояние от экрана и т.п.) Школьникам надо помогать отличать фильмы и передачи высокого качества от «телемукулатуры», делать выбор в пользу первых, воспитывать у них хороший художественный вкус. Специалисты рекомендуют родителям школьников не только ограничивать просмотр подростками телепередач и время, проведенное за компьютером, но и следить за содержанием того, что их ребенок видит на экране, а также смотреть телевизионные программы вместе с детьми и комментировать их, с тем, чтобы они были восприимчивы, а не равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия, правильно оценивали и критически относились к увиденному. То есть использовать видеопросмотры с воспитательной целью.

Другая опасность, исходящая от видеоэкранных средств для здоровья и психического развития современных школьников, особенно городских, — чрезмерное увлечение компьютерными играми и Интернетом. Как и в случае с телевидением, вред для здоровья несет неумеренное увлечение компьютером и характер этих занятий.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно, если что-то или кто-то мешает им заниматься «любимым» делом, то есть игрой.

Почему формируется игровая зависимость?

  1. Чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности.

Есть два выхода из состояния тревоги: либо стать агрессивным, либо «уйти».

В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности.

Но откуда возникает повышенная тревожность? Чаще всего это проблемы в семье – недопонимание, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют взрослые.

  1. Удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А в случае победы организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь.

Практически все компьютерные игры построены на борьбе, погонях, убийствах, насилии, поэтому и называются в просторечии «стрелялками». Стимулируемая при этом психическая активность не находит разрядки в необходимой физической нагрузке — волны гормональных всплесков и мышечного напряжения не сопровождаются, как это должно быть по законам природы, сгоранием энергии при работе мышц, что приводит к перевозбуждению, утомлению и закладывает фундамент будущих сердечно-сосудистых заболеваний. Это же касается и сексуальной тематики на экранах телевизоров и компьютеров. Просмотр порносайтов нарушает нормальное формирование сексульности у подростков, стирает грань между любовными отношениями и грубой, продажной услугой.

Увлечение подростков и молодежи Интернетом также все чаще обретает формы зависимости. Таких ребят в крупных городах России в процентном отношении столько же, сколько и за рубежом, — около 3-5%. И причины здесь, конечно, не в самой Сети, а в особенностях личности «интернетомана», его образа жизни и окружения. Об Интернет - зависимости можно говорить только тогда, когда человек пользуется Интернетом не меньше года и если есть опасные симптомы, по которым можно определить, не появились ли признаки такой зависимости. В их числе следующие:

— тяга к Интернету возникает при плохом настроении (аналогично тяге к алкоголю);

— появляется чувство подавленности при ограничении времени, проводимом в Интернете;

— увлечение Интернетом мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Сети;

— появляется желание скрывать от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводится в Интернете;

— стремление ограничить время, проводимое им в Сети, оказывается безуспешным;

— мысли школьника постоянно обращаются к тому, что сейчас происходит в Интернете;

— поиск информации через Интернет вытесняет обращение с этой целью к людям.

В соответствии с этим задача школы, как нам представляется, состоит не только в том, чтобы обучить детей и подростков правильно и без ущерба для здоровья использовать большие возможности видеоэкранных средств, но и в том, чтобы научить их родителей помогать своим детям, делать, в том, или ином случае, правильный выбор. Темы «ребенок у телевизора» и «ребенок у компьютера» в программах «родительского университета» могут (и должны при профессионализме преподавателя!) стать самыми востребованными родителями, осознающими опасность, которую несет их детям бесконтрольный просмотр телепередач, видеофильмов и компьютерные игры.


Материалы для подготовки родительских собраний

Приложение 1.

Советы родителям «как победить игроманию»

  1. Общайтесь со своим ребенком «на одной волне».

С самого раннего детства сделайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы.

Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением.

Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

  1. Ограничьте время за компьютером.

До 5 лет ребенка следует оградить от компьютерных игр.

С 5 до 7 лет за компьютером ребенок может играть не более 20 минут.

С 7 до 12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2 часа, но не ночью.

После 12 лет наступает мене опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы.

Однако не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Главное не позволять играть в компьютер за 2 часа до сна и особенно ночью.

  1. Компьютер – во благо.

Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры играет ребенок.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с персонажами игр, не подпускайте его и близко к монитору.


  1. «Как прекрасен этот мир, посмотри!».

Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр.

Обязательно всей семьей ходите в театр, музей, кафе, выезжайте на экскурсии.

5.        Задайте себе вопрос: «Если ребенок перестанет сидеть за компьютером, что в освободившиеся часы он будет делать?» Если в голову придет: «Делать уроки, убираться в квартире», - то ваша борьба с компьютерной зависимостью бесполезна. Нельзя приятное заменять неприятным. Представьте себе, что вы сидите в теплой ванне, а снаружи холодный воздух. Вы пробуете вылезти из ванны, вас обдает холодом, и вы ныряете обратно. Вылезать из ванны хорошо, когда снаружи воздух теплый, не правда ли? Поэтому создайте компьютерным игрокам теплый окружающий мир, который перетянет их на свою сторону.


Приложение 2.

Вопросы анкеты «Насилие на экране и несовершеннолетняя аудитория»

1. Какие из перечисленных ниже фильмов Вам нравятся больше всего (назовите не более трех)?

1.

Американская дочь

21

Назад в будущее

2.

Белое солнце пустыни

22

Никита

3.

Бриллиантовая рука

23

Однажды в Америке

4.

Все будет хорошо

24

Основной инстинкт

5.

Звездные войны

25

От заката до рассвета

6.

Джентльмены удачи

26

Пираты ХХ века

7.

Дракула

27

Прирожденные убийцы

8.

Игрушка

28

Пятница, 13

9.

Иди и смотри

29

Рембо

10.

Ирония судьбы

30

Сабрина

11.

Король лев

31

Сердце ангела

12.

Кошмар на улице Вязов

32

Служебный роман

13.

Красотка

33

Скорость

14.

Крестный отец

34

Список Шиндлера

15.

Криминальное чтиво

35

Твин Пикс

16.

Проклятый рай

36

Терминатор

17.

Любовь

37

Тутси

18.

Маленькая Вера

38

Шербургские зонтики

19.

Молчание ягнят

39

Эмманюэль

20.

Москва слезам не верит

40

Я шагаю по Москве

Если Вы нравится еще какой-то фильм, укажите его название.

2. Какие из перечисленных ниже компьютерных игр Вам нравятся больше всего (назовите не более трех)?

1.

Doom

2

Tetris

3.

Aladdin

4.

Tennis 

5.

Другая игра (укажите название)

6.

Любимых игр нет, т.к. не имею к ним доступа


3. В фильмах, телепередачах, компьютерных играх каких стран, по вашему мнению, содержится наибольшее число сцен насилия?

1.

Австралия

21

Латвия

2.

Азербайджан

22

Литва

3.

Аргентина

23

Мексика

4.

Армения

24

Молдова

5.

Белоруссия

25

Норвегия

6.

Болгария

26

Пакистан

7.

Бразилия

27

Польша

8.

Венгрия

28

Россия

9.

Великобритания

29

Румыния

10.

Вьетнам

30

США

11.

Германия

31

Сербия

12.

Грузия

32

Словакия

13.

Египет

33

Узбекистан

14.

Индия

34

Украина

15.

Испания

35

Франция

16.

Италия

36

Чехия

17.

Казахстан

37

Швейцария

18.

Канада

38

Швеция

19.

Киргизия

39

Эстония

20.

Китай/Гонконг

40

Япония

4. Жанры каких фильмов, телепередач, компьютерных игр, по Вашему мнению, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия?

1.

Трагедия

9.

«Ужасы» («хоррор»)

2.

Драма

10.

Шоу катастроф

3.

Мелодрама

11.

Фантастика

4.

Комедия

12.

Сказка

5.

Детектив

13.

Притча

6.

Триллер

14.

«Экшн» (жанр активного действия)

7.

Вестерн

15.

Смесь жанров

8.

Мюзикл

16.

Другой жанр (какой именно?)

5. Темы каких фильмов, телепередач, компьютерных игр, по Вашему мнению, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия?

1.

Военная

11.

Педагогическая

2.

Географическая

12.

Политическая

3.

Историческая

13.

Приключенческая

4.

Космическая

14.

Производственная

5.

Криминальная

15.

Психопатологическая

6.

Любовная

16.

Религиозная

7.

Мистическая

17.

Современная

8.

Молодежная

18.

Спортивная

9.

Научно-техническая

19.

Экологическая

10.

Нравственная

20.

Эротическая

6. Главные герои каких фильмов Вам нравятся?

1.

Звездные войны

11.

Пираты ХХ века

2.

Дракула

12.

Прирожденные убийцы

3.

Иди и смотри

13.

Пятница, 13

4.

Кошмар на улице Вязов

14.

Рембо

5.

Крестный отец

15.

Сердце ангела

6.

Криминальное чтиво

16.

Список Шиндлера

7.

Проклятый рай

17.

Твин Пикс

8.

Молчание ягнят

18.

Терминатор

9.

Однажды в Америке

19.

От заката до рассвета

10.

Основной инстинкт

20.

Никита

7. Какие черты характеров героев фильмов, указанных в вопросе 6, Вам нравятся?

1.

Беззаботность

11.

Практичность

2.

Верность

12.

Принципиальность

3.

Доброта

13.

Решительность

4.

Жестокость

14.

Сила

5.

Красота

15.

Смелость

6.

Находчивость

16.

Трудолюбие

7.

Обаяние

17.

Ум

8.

Оптимизм

18.

Хитрость

9.

Отзывчивость

19.

Целеустремленность

10.

Правдивость

20.

Цинизм

8. В чем Вы хотели бы походить на героев фильмов, указанных в вопросе 6?

1.

В поведении

2.

Во взглядах на жизнь

3.

В отношении к людям

4.

В профессии

5.

Во вкусах

6.

В манере одеваться

7.

В манере говорить

8.

В чем-то ином (в чем именно?)

9. Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

10. Что именно привлекает Вас в сценах насилия на экране?

1.

Развлекательная функция

6.

Динамика, темп действия

2.

Идентификационная функция

7.

Мастерство режиссуры

3.

Информационная функция

8.

Актерская игра

4.

Компенсаторная функция

9.

Мастерство каскадеров

5.

Рекреативная функция

10.

Привлекает что-то другое (что именно?)

11. Что именно отталкивает Вас в сценах насилия на экране?

1.

Ненависть к любому насилию

4.

Убежденность, что насилие на экране влияет на рост преступности в обществе

2.

Неприятие вида крови, изуродованных насилием людей

5.

Боязнь насилия в любом виде

3.

Нежелание испытывать неприятные эмоции

6.

Иная причина (какая именно?)

12. С кем Вы предпочитаете смотреть сцены насилия на экране?

1.

В одиночестве

2.

С друзьями

3.

С близким другом (подругой)

4.

С родителями

5.

С учителями

6.

С незнакомыми людьми

7.

В другой компании (какой именно?)

13. Вы смотрите сцены насилия на экране:

1. 

В хорошем настроении

2.

В плохом настроении

3.

Назло родителям и учителям

4.

В нормальном состоянии, от нечего делать

5.

По иным причинам (каким именно?)

14. В каком состоянии Вы обычно находитесь после просмотра сцен насилия на экране?

1.

Агрессивности

6.

Расстроенности

2.

Веселья

7.

Оживления

3.

Замкнутости

8.

Безразличия

4.

Подавленности

9.

Ожесточения

5.

Взволнованности

10.

Мое состояние не меняется

15. Как долго Вы размышляете о сценах насилия, увиденных на экране?

1.

Сцены насилия на экране забываются сразу после просмотра

2.

Сцены насилия на экране запоминаются на  непродолжительное время

3.

Сцены насилия на экране запоминаются надолго

4.

Другая реакция (какая именно?)

16. Обсуждаете ли Вы с кем-либо сцены насилия на экране?

Нет, никогда

Да, иногда

Да, регулярно

17. С кем Вы предпочитают обсуждать сцены насилия на экране?

1.

С друзьями/другом/подругой

2.

С родителями

3.

С учителями

4.

С незнакомыми людьми

5.

С другой компанией (какой именно?)

18. Вы в одиночку отправляетесь в длительную научную экспедицию на необитаемый остров, и Вам разрешено взять с собой только одну видеокассету с записью одного фильма. Какой из перечисленных ниже фильмов Вы возьмете с собой?

1.

Американская дочь

21

Назад в будущее

2.

Белое солнце пустыни

22

Никита

3.

Бриллиантовая рука

23

Однажды в Америке

4.

Все будет хорошо

24

Основной инстинкт

5.

Проклятый рай

25

От заката до рассвета

6.

Джентльмены удачи

26

Пираты ХХ века

7.

Дракула

27

Прирожденные убийцы

8.

Игрушка

28

Пятница, 13

9.

Иди и смотри

29

Рембо

10.

Ирония судьбы

30

Сабрина

11.

Король лев

31

Сердце ангела

12.

Кошмар на улице Вязов

32

Служебный роман

13.

Красотка

33

Скорость

14.

Крестный отец

34

Список Шиндлера

15.

Криминальное чтиво

35

Твин Пикс

16.

Леон

36

Терминатор

17.

Любовь

37

Тутси

18.

Маленькая Вера

38

Шербургские зонтики

19.

Молчание ягнят

39

Эмманюэль

20.

Москва слезам не верит

40

Я шагаю по Москве

Если Вы хотите взять с собой какой-то другой фильм, укажите его название.

19. Каким именем экранного персонажа Вы могли бы назвать одного из своих домашних животных?

1.

Бэтмэн

6.

Супермен

2.

Джерри

7.

Терминатор

3.

Дракула

8.

Фантомас

4.

Рэмбо

9.

Анжелика

5.

Кинг Конг

10.

Другое имя (какое именно?)

20. На экране идет сцена насилия. Какова Ваша обычная реакция?

1.

Плач

2.

Смех

3.

Выключение звука телевизора

4.

Выход из комнаты/зала

5.

Спокойное продолжение просмотра

6.

Отвод взгляда в сторону

7.

Выключение телевизора, переключение на другую программу

8.

Иная реакция (какая именно?)

21. Вам предлагают сняться в фильмах или телепередачах, содержащих изображение насилия. Ваш ответ на это предложение?

1.

Нет, мне противно смотреть на насилие даже на экране, тем более сниматься в таких сценах

6.

Да, если мои родители не узнают об этом

2.

Да хотелось бы, но я стесняюсь

7.

Нет, потому что предпочитаю эротические сцены

3.

Нет, потому что лишен (а) актерских способностей

8.

Нет, потому что у меня сегодня плохое настроение

4.

Да, потому что сцены насилия мне нравятся

9.

Да, потому что всегда мечтал(а) появиться на экране

5.

Да, если мне хорошо заплатят

10.

Другой ответ (какой именно?)


22. Вы участвуете в споре о причинах проявления насилия и агрессии в обществе. Какую точку зрения вы поддержите?

1.

Причина проявления насилия и агрессии в обществе в нарушении психики человека

2.

Причина проявления насилия и агрессии в обществе в показе сцен насилия на экране

3.

Причина проявления насилия и агрессии в обществе в том, что насилие изначально заложено в природе человека

4.

Причина проявления насилия и агрессии в обществе в материальном неравенстве людей

5.

Иная причина (какая именно?)

23. Вы участник спора о том, приводит ли показ сцен насилия на экране к увеличению преступности в обществе. Какую точку зрения Вы поддержите?

1.

Показ сцен насилия на экране, бесспорно, приводит к увеличению преступности

2.

Показ сцен насилия на экране приводит к увеличению преступности в малой степени

3.

Показ сцен насилия на экране не приводит к увеличению преступности, так как преступность была и до изобретения кино и телевидения

4.

Показ сцен насилия на экране приводит к увеличению преступности, но только среди психически больных людей

5.

Показ сцен насилия на экране не приводит к увеличению преступности, так как вызывает у зрителя отвращение к насилию

6.

Другой ответ (какой именно?)

24. Вы — государственный цензор в области кино, телевидения, видео, компьютерных игр. Какую точку зрения Вы поддержите?.

1.

Показ сцен насилия на экране надо запретить, так как это делает людей жестокими и агрессивными

2.

Пусть все остается как есть

3.

Надо запретить только самые жестокие фильмы, передачи, компьютерные игры

4.

Показ насилия на экране возможен, но дети должны быть от него изолированы

5.

Показ насилия на экране возможен, но только для взрослых и после 12 ночи

6.

Насилия на экране может быть и больше, чем сейчас, ничего страшного не случится

7.

Другое мнение (какое именно?)


25.Вы стали взрослым человеком, у Вас растет сын или дочь. Какую точку зрения Вы поддержите?

1.

Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с самого рождения

2.

Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с 10 лет

3.

Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с 15 лет

4.

Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с 18 лет

5.

Запретить ребенку смотреть сцены насилия на экране вообще

Отчет составила:

Педагог-психолог Стегонова И.В.____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»

Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...

доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Методический семинар «Пропедевтический курс как средство формирования устойчивого интереса школьников к изучению физики»

Выступление на методическом семинаре, которое рассказывает о  первых итогах введения пропедевтики в школе....

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"...