Главные вкладки

    доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»
    статья на тему

    Якименко Светлана Ивановна

    В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными   навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной   справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.                                     (текущая редакция на 16.02.16г.)

    А это и есть направления воспитательной деятельности в нашей школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_.docx30.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд №1

    «Роль педагога в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

    Слайд №2

       «Целью школы всегда должно быть воспитание

     гармоничной личности, а не специалиста»

                                                                                               Альберт Эйнштейн.

     Слайд №3      

    В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными   навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной   справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.                                     (текущая редакция на 16.02.16г.)

    А это и есть направления воспитательной деятельности в нашей Республике

    Слайд №4

         Приоритетный проект «Образование» РФ, реализуемый министерством, базируется на воспитании. Закон об «Образовании РФ» делает акцент на то, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

          В 2015 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания учащихся».  В опросе приняли участие 540 педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-воспитательном   процессе?» только 34% педагогов назвали главным формирование духовно-нравственных ценностей. В ответах учителей на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего звучали те качества, которые определяются нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать. Это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

        Педагоги отметили, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств. И в то же время большинство опрошенных проблему формирования нравственных ценностей поставили на последнее место по степени значимости в учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие! Поэтому перед учителями школы, классными руководителями, педагогами-организаторами воспитательного блока ставится задача, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми, патриотами, наконец.

     

    Слайд №5

    Актуальность проблемы формирования устойчивых нравственных качеств учащегося связана, по крайней мере, с тремя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,

    высоко нравственных людей.

    Во-вторых, в современном мире подросток живёт и развивается,

    окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на

    него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно

    обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка,

    В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они

    не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в

    современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения

    норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Слайд №6

         Цель работы: выявить условия эффективного формирования  

    нравственности школьников и какова роль педагога в этом   процессе

      В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    1. Подобрать методы и приёмы работы педагога по формированию устойчивых нравственных качеств учащегося.  

    2. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.

    3. Проанализировать воспитательную работу в школе по данному направлению      

    Слайд №7

          Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были

    использованы такие методы исследования: 

    -теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным  

    источникам, анализ и синтез)  

    -эмпирические (обобщение опыта).

    1.  Состояние исследуемого вопроса в литературных  источниках.

      Сущность и природа нравственности

    Слайд №8

    В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к  

    понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы,

    правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы

    поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых

    выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и

    общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

    Слайд №9

    В древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:    

    «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ...

    Слайд №10

    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли,

     совести человека».

    Слайд №11

    У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные  

    качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила

    поведения, определяемые этими качествами».

     

    Слайд №12

     Святитель Феофан Затворник считает важным «просветить ум и образовать   сердце питомца»

      Слайд №13

    Проанализировав этот вопрос через призму истории, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

    Слайд №14

    Положение ценностей в начале XXI века:

         Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп

    ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, культура и образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология, политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.

        Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно   несоответствующих зарплатам подавляющего большинства граждан, ухудшение  здоровья, резко  понижающуюся  продолжительность  жизни  и  рост смертности, - наивысший рейтинг жизни, как естественного  права  человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.

      Слайд №15 

    Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.

        Меняется отношение к образованию.  Образование мало вознаграждается реальной жизнью.  Если мальчишка, моющий машину на набережных, получает много больше университетского профессора, это вряд  ли  будет  его мотивировать  к  продолжению  учебы.  Если же молодёжь все же идет   на продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей  работы.  Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности.  Для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту   и входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.

        Проблема формирования устойчивых качеств нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе, как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.

       

    Слайд №16

     Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

       Слайд №17

    Воспитание — это еще и процесс социальный, где нация (задает общую систему    

    координат в воспитании   исторический, культурный фон, на котором  

    формируется человек);

    государство (определяет правовые, социальные, экономические основы 

    жизнедеятельности);

      -семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и

    социального поведения);

      -СМИ (создают информационный фон воспитания);

    -школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);

         Поэтому   изучение ценностных ориентаций участников   педагогического

    процесса является   первым и необходимым шагом в воспитательной  

    работе школы.

    Слайд №18

       По результатам    опроса выпускников и учащихся 10 классов, общими ценностями выступают: справедливость, свобода, добро, честь, совесть, семья, преданность в дружбе, миролюбие и толерантность , патриотизм

           Не значимыми сегодня оказываются    гражданские    ценности, такие как

    интернационализм, политика, идеология

           Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность   ребёнка.   Поэтому   важно   изучить   способы    организации нравственного воспитания (формы и методы).

    Слайд №19

       Для достижения генеральной цели – воспитать в каждом ученике устойчивые нравственную личность работа строилась по следующим направлениям.

    блок. «Я и   Отечество»

    блок. «Я и   Природа»

    блок. «Я и   Семья»

    блок. «Я и   Человек»

    блок.  «Я и  Мир знаний»

       Слайд №20  

        Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность   ребёнка, направив его на успех.

        Только   проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он  может  закалять  характер  учащихся,  формировать  у  них устойчивые ценностных качеств и стремление к  борьбе  против различных аморальных явлений  в  жизни  и  в  быту.  А для этого  педагог должен знать технологию организации (методы и формы).

     

    Слайд №21

     Рассмотрим основные формы работы, методы нравственного просвещения и  убеждения  школьников

        Слайд№22

        Технология КТД по Иванову И.П. самая востребованная в работе педагога Педагоги привлекаю ребят   к участию в конкурсах, к   художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников.   Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, на выставки, посещение кино и театров.  (1раз в год 100% учащихся школы посещают театр Аронецкой г.Тирасполь).

    Слайд №23

    Широкое применение в воспитательной работе нашли элементы «Шоу-технологии»

     Слайд №24    

        Наиболее последовательной и современной представляется классификация,  разработанная  Щукиной Г.И.  в которой выделяют такие группы методов:

        Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности)

      Методы организации деятельности и формирования опыта общественного  поведения

      Методы стимулирования поведения и деятельности. Они помогают   человеку  формировать   умение правильно  оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей

    (Первый и второй метод используем в проведении форумов старшеклассников, третий в проведении линеек по поводу чествования победителей олимпиад, соревнований, конкурсов.)

     Слайд №25, Слайд №26

           Все  мероприятия  проводимые в школе направляют личность на различные социально значимые нормы и ценности. (Приобщение учащихся к традициям   Республики, приобщение учащихся к традициям   школы)

       Cлайд №27

    Тезисы: Таким образом, воспитательный потенциал имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся.

          В данных взаимоотношениях особое место отводится группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание

         Слайд№28          Социальные и общие личностные (гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

    Профессионально-педагогические

    Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая 

    направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т. д.)

    - Эмоциональная отзывчивость

    - Волевые качества

    - Особенности темперамента

    - Состояние здоровья

    - Творческое мышление

    - Диалоговое общение

    - «Преобразовательные» способности

    - Педагогическая рефлексия

    - Положительные этические качества (добродетели)

    Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).

    Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь кдетям), а все вместе – «харизма»

     Слайд №29    

           В целях активизации работы по формированию у учащихся школы здорового образа жизни: особое внимание уделяем проведению   информационно-просветительских, пропагандистских и культурно-спортивных мероприятий, акций этики малых дел («Жизнь дана на добрые дела» и «Я вам дарю руки своей тепло»),

       Слайд №30  Оформление тематических выставок.

         Общеизвестно, что вопросы гражданско-патриотической и идейно-нравственной работы должны находиться в центре внимания и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии.

      Cлайд№31

      Система патриотического воспитания   является  важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе. Идеологическое сопровождение своей работы осуществляем по следующим ключевым направлениям:

    1. Организуем на всех уровнях мероприятия, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны,

    2. Используем государственную символику на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формированию у молодежи эмоционально-положительного отношения к ней, осуществляем постоянную работу по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина ПМР, выработки у учащихся активной гражданской и жизненной позиции.

    3. Создаем условия для активизации учащихся в общественно значимой деятельности через оказание шефской помощи ветеранам войны и труда. (штаб «ЮПП»)

        Работа, проводимая в школе, по формированию устойчивых нравственных качеств личности учащихся всем коллективом (администрацией, классными руководителями, психологом, социальными педагогами, педагогом организатором   за прошлый учебный год , позволила создать следующую  диагностическую картину:

    Слайды №32-36 «Мониторинг уровня воспитанности учащихся МОУ «Днестровская СШ№1»»

    Слайд №37    Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его  

                          так, чтобы он был счастливым, можно.

                                                                     

                                                                        А.С. Макаренко                                                                                  

                                                                                                           

    Заключение.

         

        Нравственные ориентиры в настоящее время   претерпевают   многочисленны  изменения,   зачастую   это   выражается  в  бездуховности, безверии, агрессивности.  Поэтому проблемы возникающие в вопросах формирования устойчивых нравственных качеств учащихся актуальны в наше время и будут актуальны еще долго

          Важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе

         государственной идеологии, культурных традиций нашей страны, на основе

         ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности.            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

                  Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

    Доклад на тему: "Роль классного руководителя".

    Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....

    Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

    Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...

    Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

    Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

    Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»

    Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....

    Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»

    В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива....