Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»
статья (5, 6, 7 класс)

В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

        

Доклад НА ТЕМУ:

« Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»

Выполнила :Суанова Ф. К.

 

классный руководитель 7б класса.

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, поэтому важное значение в становлении личности имеет классный коллектив.



Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Коллектив может оказывать двойственное, как “положительное”, так и “отрицательное” влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, при наделении его, слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. И я ,как классный руководитель сталкиваюсь, в процессе своей работы  со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усилить его положительное и уменьшить возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.

Процесс  включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален. Учащиеся моего класса, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, знаниями, умениями, многими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив .В моем классе есть как гиппертимные  дети ( Томаев,Джиоев,Дзеранова) так и дистимные дети (Харебов,Кадзаева,Цабиева)

Идеал взаимоотношений между личностью и коллективом - гармонизация личности и коллектива.

Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Ни для кого не секрет, что я  пятый по счету классный руководитель в 7 б классе,  что конечно же очень сильно отразилось на морально- психологическом климате внутри коллектива. Поэтому я стараюсь воспитательную работу направить на формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка и обеспечение благоприятного психологического климата в классе.  Что дается мне очень не легко.

   Составляю психолого-педагогическую характеристику класса.

Классным руководителем коллектива  7 б класса  я являюсь на протяжении 2-х лет.  

 В классе  18 уч-ся. Из них 10 учащихся воспитываются в неполных семьях и только 8 в полных. 11 семей  относятся к малоимущим семьям, где родители вынуждены работать в  2 смены  или ночные смены ,чтобы прокормить семью.

В своей работе я пытаюсь найти ключик к каждому ребенку, изучая его семейное положение,  мир его интересов и на основе этого анализировать его поведение и поступки. Иногда ,общаясь с каждым по отдельности я  ловлю себя на мысли, что ошибалась по поводу данного ребенка. За внешней агрессией у этих  детей тонкий душевный мир.  Их поведение это защитная реакция на происходящее вокруг них.


В своей работе я стараюсь соблюдать следующие важные правила: стремление учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а  направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
 Опираюсь  на коллектив учителей, работающих в моем классе, тесно сотрудничая с ними и по возможности посещая уроки.

Для того, чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности.

С этой целью мною проводились классные часы: :

 «Мы все такие разные»

« Мой сосед по парте»

 «Творить добро другим на благо»

«О толерантности»  и т.д.

Класс принимает активное участие во всех школьных мероприятиях.

И отмечает праздники за пределами  школы.

Я очень переживала за поведение детей , когда первый раз мы с ними вышли за пределы школы. Но оказалась ,что мои переживания напрасны .Я увидела детей с другой стороны.

Важно постепенно формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами. Над чем мы и работаем.
Предъявляя определенные требования —  я проверяю, как они выполняются учащимися, довожу до их сведения свои решения по результатам проверки . Я стараюсь   сочетать педагогический контроль с общественным контролем, т. е. поручать проверку выполнения отдельных требований активистам.  Так от общественного контроля мы  постепенно переходим к взаимоконтролю. Это дает возможность исполнение требований превращать во  внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.
Огромное значении имеет организация общей деятельности коллектива. В процессе подготовки к разным мероприятиям я привлекаю всех учащихся, не смотря на их активность ,даю им посильное для них задание. Их увлекают общие интересные дела.
В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Возрастает значение общественного контроля.
Раньше я на каждой перемене выслушивала кто что натворил,  сейчас они между собой разбирают свое поведение. И это дает результат.  Я периодически осуществляю смену поручений, чтобы один ученик выступал то в роли контролера, то в роли организатора и исполнителя поручений.   Конечно  мне не удалось  еще создать коллектив в полном смысле этого слова.  Причины этого вижу в возрастной психологии и несформированности качеств учащихся и конечно же в нехватке времени. Не у всех ребят присутствует инициативность , самостоятельность и ответственность за свои действия, но мы над этим работаем.

Несмотря на взгляд со стороны , я изнутри вижу что потихоньку мой класс  превращается в коллектив, они становятся дружнее.

Вместе с тем, в формировании коллектива класса остаются некоторые проблемы, над решением которых будет продолжена работа

-        повышение культуры общения в школе и общественных местах;

-        коллективное планирование дел в классе;

-        повышение ответственности за выполнение поручений.

А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль классного руководителя".

Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....

Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...

доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»

Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....

доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"

В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....